Наталья Маврина: «Между крестом и полумесяцем: культура кряшен и нагайбаков»
Какую культуру сформировали православные татары — в авторской колонке, написанной специально для «Вечерней Казани», рассказывает культуролог, магистрант Казанского государственного института культуры.

В многообразной этнической мозаике Татарстана выделяются уникальные группы, сохранившие свои самобытные черты сквозь века. Среди них – православные кряшены и нагайбаки. Каждая из этих общностей имеет свою уникальную историю, культуру, обычаи и традиции, составляющие богатейшее наследие народов республики.
От «тугэрэк яулык» до «кэбен кою»
Кряшены – этнокультурная группа, чьё происхождение до сих пор вызывает споры у учёных. По данным переписи населения 2021 года, в России их насчитывается около 30 тысяч человек, большинство из которых проживает в Татарстане.
Кряшены исповедуют православие. Важнейшую роль в сохранении их идентичности сыграл просветитель Николай Ильминский, который в XIX веке разработал для кряшен особый алфавит на основе кириллицы и перевёл на их язык богослужебные книги. Благодаря ему в Казани стало возможным богослужение на кряшенском языке.

В разговорной речи кряшены используют диалект татарского языка, в котором сохранили архаичные черты, исчезнувшие в литературном татарском. Интересен момент, что при обращении к Богу они используют слово «Алла», а из дохристианских верований у них сохранилось имя верховного божества тюрков – Тэнгре бабай. Культура кряшен – это переплетение православных канонов и древних народных традиций.
Традиционный женский наряд представляет собой длинное платье (часто красного цвета) и фартук. Особое внимание уделяется головным уборам, которые сразу указывают на статус женщины. До замужества девушки заплетали одну косу и носили яркий или белый калфак. А в день свадьбы невеста облачалась в «тугэрэк яулык» - головной убор с вышитым оберегом, который она носила в течение девяти месяцев для защиты семьи и будущего ребёнка. После этого его меняли на «сюрэкэ» - украшение замужней женщины.
Свадьба у кряшен называется «кэбен кою». В старину на голову невесты сыпали монеты, одну из которых затем разрезали пополам в знак заключения согласия. Невеста дарила родне жениха вышитые своими руками полотенца и занавески.

Кряшены славятся как искусные хлеборобы. Испокон веков жизнь кряшена была неразрывно связана с землёй. Земледелие для них – это не просто способ прокормить семью, но и завет предков. С ранней весны и до глубокой осени кипит работа на полях. Они трепетно относятся к каждому колоску, а процесс выращивания хлеба окружён традициями. Уборка урожая – это всегда праздник труда, когда все выходили в поле, а потом вместе отмечали завершение.
Дети с самого раннего детства приучаются к труду. Уважение к его результатам закладывают не словами, а самим образом жизни. Ребёнок, видя, как трудятся его родители, бабушки и дедушки, перенимает модель поведения как единственную верную.

Кряшены значительно чаще других народов используют в пищу грибы – грузди, опята, белые грибы. В голодные годы в пищу шли и дикорастущие растения: крапива, щавель, из которых варили похлёбку или добавляли в хлебное тесто. Особое место в кряшенской кухне занимает выпечка, причём многие блюда имеют не только пищевое, но и обрядовое значение. Например, тутыртма - аналог тефтелей, которые готовили из измельчённых субпродуктов. Или койка - студень из головы и ног животных, приготовление которых считается спецификой кряшенской кухни. Традиционными напитками являются эйран (смесь катыка с водой), сыра (пиво), кумышка (самогон).
Одним из мест, где традиции кряшен живут и сегодня, является село Кряш-Серда в Пестречинском районе Татарстана. Здесь проживает более 300 человек. В селе работает этнографический музей в старинном двухэтажном особняке – родовом доме купцов Максимовых-Сердинских, где собраны предметы быта, костюмы и архивы. Также кряшены проживают в Мамадышском районе.
Исчезающий в Татарстане народ
Нагайбаки – уникальная этнорелигиозная группа татар, исповедующая православие. Они официально признаны малочисленным народом России. С начала XVIII века были известны как «уфимские новокрешены». Этноним происходит от башкирского кочевника по имени Нагайбак, который жил на территории современного Башкортостана.
По одной из версий, предками народа нагайбаки были татары из Арска, крестившиеся вскоре после взятия Казани Иваном Грозным. В 1842 году по указу Николая I их переселили на Урал, где большинство поселений нагайбаков расположены и сегодня. Малый процент нагайбаков проживают в Арском районе республики.
Сложный и вызывающий дискуссии вопрос - языковая принадлежность нагайбаков. Официальная лингвистика классифицирует их язык как нагайбакский говор среднего диалекта татарского языка. Сами носители настаивают на признании его самостоятельным языком. Главные отличия нагайбакской речи от литературного татарского включают отсутствие арабизмов и парсизмов, влияние русского языка, сохранение архаичной лексики, связанной с языческими обрядами, а также особые грамматические формы. В звуковой этнической системе присутствует пять звуков, которые кардинально отличаются от языка, к которому его приписывают. Кстати, в отличие от традиционного татарского пения, для нагайбаков характерно искусство многоголосного хорового пения. Например: «туган-ыры у» — родня, род, «инǝ» — мать, «тǝтǝy» — папа, «баба й» — дед, «баланы ң баласы — внук».

Головной убор в традиционном наряде нагайбаков сразу приковывает внимание, это самая узнаваемая и яркая часть традиционного одеяния. Комплекс костюма сложился в XIX веке и представляет собой причудливое сочетание элементов, унаследованных от разных культур: тюркской основы, сильного влияния русских, татар.
Кашпау - богато украшенный головной убор замужней женщины, напоминающий форму кокошника. Его главная особенность – обильная вышивка речным жемчугом, бисером, перламутровыми пуговицами и кораллами. Кашпау надевался на твёрдую основу и был самым парадным убором. Также костюм включает в себя тастар: платок, который повязывали поверх кашпау или другого головного убора особым способом. Носили и камот - более мягкий головной убор, также украшенный вышивкой.
Традиционная туникообразная рубаха или платье (кулмэк) было длинным, часто с широкими рукавами. Манжеты обильно украшались разноцветной тесьмой и вышивкой. Женщины носили штаны (ыштан), которые заправлялись в обувь. Это характерная черта тюркского костюма, сохранившаяся у нагайбаков.
В вышивке и в украшениях преобладали яркие, насыщенные цвета – красный, зелёный, синий и жёлтый. Девушки любили и умели носить украшения, которые говорили о статусе и благополучии семьи. На сегодня традиционный костюм нагайбаков надевается в основном по особым случаям: на народные праздники, фестивали, свадьбы.

Свадебный обряд нагайбаков: будущая тёща усаживает жениха на подушку, ставит на стол кадку с маслом и мажет будущему зятю голову, приговаривая: «Будь так же сладок и мягок со своей женой, как сладко и мягко это масло».
Живые тщательно оберегают покой мертвых – беспокойный усопший не сулит добра тем, кто остался на земле. Не следует забывать ритуально угощать, наряжать и очищать родных покойников. Живые собирают поминальные обеды для умерших на 3, 9, 40 дней и год после их кончины. Каждое воскресение они пекут для них ароматные оладьи или блины на сковороде – таба исэ чыгару («запах печеного на сковороде»): «дым от выпечки выходит из трубы и форточки и поднимается на небо к покойникам, это их еда». В Страстную неделю Пасхи живые топят для умерших баню – уле мущасы (баня для покойников). Однако все эти усилия могут быть тщетными, если достойно не проводить их в иной мир – не провести обряд Аш биру.
Самый древний нагайбакский обряд, сохранившийся до наших дней, – моление о дожде. В засушливое время года старшее поколение собираются возле реки, а дети ходят по домам, собирая крупу, масло и яйца. Из собранных продуктов варят «жангыр боткасы» - дождевую кашу. После общей трапезы собравшиеся обливают друг друга водой и сбрасывают кашу в воду.
Малочисленная коренная народность обладает кулинарной традицией, удостоенной международного признания. Например, особые пироги (пыкрау пируги — покровские пироги), которые выпекают только один раз в год – в Покров день, что свидетельствует о связи кулинарных традиций с религиозными обрядами. Тесто для них готовят из молока, простокваши, сметаны, яиц и муки, а начинкой служит густая пшеничная каша на молоке.
Основа традиционной кухни нагайбаков — сюзме, нагайбакский йогурт. Он готовится из кипячёного молока, заквашенного катыком. Еще одно лакомство, которое не имеет аналогов в русской кухне, - черёмуха в масле, шумурт мае. В отличие от традиционного варенья, нагайбакские хозяйки запасают летние ягоды в топлёном масле с мёдом.
Согласно последней переписи населения 2021 года, в Татарстане проживает 11 нагайбаков. Эта цифра не отражает всей глубины связей народа с землёй предков. В 2016 году в Казани, в национальной художественной галерее «Хазинэ» с большим успехом прошла выставка «Традиционная культура нагайбаков Южного Урала». Это событие стало свидетельством живого интереса к культурному наследию нагайбаков в их исторической родине. На данный момент основное количество нагайбаков живет на Урале.

Кряшены и нагайбаки – это не просто этнографические группы, а живые носители уникальной исторической и культурной традиции. Их опыт многовекового сохранения идентичности в условиях межцивилизационного диалога представляет ценность не только для Татарстана, но и для всей России. Сохранение и изучение наследия этих народов важно для поддержания культурного баланса в республике, где веками мирно существует ислам и православие. В этом отношении кряшены и нагайбаки - не просто часть истории, но и активные участники современных этнокультурных процессов, вносящие свой вклад в укреплении братства в Татарстане.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
Продолжаются споры вокруг дублера Оренбургского тракта. Когда он появится — вопрос открытый. Ответственные ведомства до сих пор не могут прийти к общему решению. Хотя экономический эффект от появления объекта может быть значительным.
Апелляционная инстанция отклонила жалобу «заслуженного строителя РТ» на свой арест — предполагаемый заказчик нападения на Ирину Шевыреву останется под стражей до 14 декабря.
В республике начисления по земельному налогу достигли 1,9 миллиарда рублей, а по транспортном налогу - 5,7 миллиарда. Происходит это из-за роста числа зарегистрированных автомобилей. Не за горами и рост ставки НДС до 22 процентов.
Жители не жалеют изношенные коммунальные сети города. Собственники участков СНТ решили «зарыть» овраг пятью этажами земли. В итоге без воды и электричества могут остаться сотни домов. А Водоканал готовит иск на 20 миллионов.
Специалиста Управления Госэкспертизы РТ Лилиану Кузьмину признали виновной в обрушении лыжной трассы под Казанью – женщину приговорили к штрафу, но от наказания освободили из-за истечения сроков давности привлечения к ответственности.








