Происшествия
31 October 08:17
Автор материала:Андрей Мартыгин

Лыжная база в Мирном обрушилась из-за халатности? Суд нашел виноватых

Специалиста Управления Госэкспертизы РТ Лилиану Кузьмину признали виновной в обрушении лыжной трассы под Казанью – женщину приговорили к штрафу, но от наказания освободили из-за истечения сроков давности привлечения к ответственности.

Лыжная база в Мирном обрушилась из-за халатности? Суд нашел виноватых

Автор фото: Егор Затеев / ИД«Вечерняя Казань»

Приволжский райсуд Казани признал Лилиану Кузьмину виновной в обрушении лыжероллерной трассы в Мирном – главному эксперту ГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования Татарстана по строительству и архитектуре» назначили штраф в 70 тысяч рублей, но от наказания освободили в связи с истечением сроков давности по преступлению – уголовное преследование женщины по статье «халатность» (часть 1 статьи 293 УК РФ) прекращено.

Защита считает приговор предвзятым и надеется его обжаловать в апелляционной инстанции. По словам адвоката Кузьминой Лаврентия Сичинавы, подсудимая не является должностным лицом, а значит и вменять ей статью о халатности просто неправомерно. При этом сторона представила суду и другие доказательства непричастности женщины к аварии на объекте.

Провал миллиардной стройки – как это было?

Лыжероллерную трассу в поселке Мирный ввели в эксплуатацию 8 октября 2021 года – ее стоимость превысила 1,2 миллиарда рублей, 900 миллионов из которых республика получила из федерального бюджета. Заказчиком работ выступило ГИСУ Татарстана, а подрядчиком – компания «Эталон» Андрея Закамского.

Примечательно, что грандиозный спортивный объект федерального уровня появился на свет благодаря скромному проекту лыжной трассы для региональных и городских соревнований, выступать на которых должны были юные спортсмены. В 2019 году стройка с бюджетом в 300 миллионов рублей стартовала, однако до финала не добралась – закончились финансы.

Помог 2020 год, ознаменовавший проведение зимних игр Специальной Олимпиады в Казани в 2022 году. Под мероприятие республика получила допфинансирование – вместе с деньгами расширился и список требований к объекту. Так, сама лыжная трасса стала более протяженной и широкой, с 30 до 40 штук возросло количество мишенных установок, к строгому соответствию были приведены перепады высот, контр-уклоны, также пришлось передвигать освещение, рассказал «Вечерней Казани» президент Федерации биатлона Татарстана Ильдар Нугманов.

– Строителям пришлось много переделывать, типовым решением там можно назвать только вакс-кабины, а все остальное нужно было по новой придумать. Такой объект имеет свои нюансы, – поделился Нугманов.

При этом собеседник подчеркнул, что строительство велось в страшной спешке, из-за чего уже после сдачи объекта критики прошлись по местным чиновникам и подрядчику. В частности, высказывались претензии о несоответствии асфальта стандартам для проведения лыжероллерных соревнований, на базе не оказалось тира и спортзала, а «оружейку», как, впрочем, и многое другое, пришлось доводить до ума. И довели. Хотя и пришлось для этого устранить последствия наводнения, ущерб от которого следствие оценило в семь миллионов рублей.

Отметим, что речь идет о затоплении трассы, что попало в обвинительное заключение по делу Лилианы Кузьминой: 14 июля 2022 года в Татарстане наблюдалось рекордное количество осадков, лыжную трассу в Мирном затопило, грунт под свежепостеленным асфальтом впитал дождевую воду и произошло обрушение.

Все последствия оперативно исправил подрядчик, то есть строительная компания «Эталон». Общество по договору в течение пяти лет после сдачи трассы обязано устранять все всплывающие на ней нарушения, однако поиск виновников в случившемся это обстоятельство никак не отменило. Следствие и прокуратура отправили на скамью подсудимых Лилиану Кузьмину.

Прокуратура: авария случилась из-за неверно выбранной фракции щебня

Сторону обвинения по делу Кузьминой в суде поддерживал помощник прокурора Приволжского района Казани Артем Алборов. В прениях сторон он запросил для Кузьминой штраф в 100 тысяч рублей и попросил освободить женщину от наказания в связи с истечением сроков давности. Суд почти прислушался, назначив подсудимой 70 тысяч штрафа, тут же «списав» их за сроком давности.

Но на что опирался прокурор? В своей речи гособвинитель заявил, что доказательствами вины Кузьминой являются показания свидетелей и письменные материалы дела. К доводам же о том, что подсудимая не является должностным лицом, прокурор попросил отнестись критически: к должностным лицам, по мнению стороны обвинения, относятся люди, наделенные полномочиями госоргана — в случае же с Кузьминой это были полномочия Госэкспертизы РТ.

Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»

Кузьмина в силу требования постановления правительства РФ в рамках экспертизы должна была дать оценку описанию и обоснованию по инженерной подготовке территорий, в том числе решению по инженерной защите объектов капитального строительства от опасных паводков и грунтовых вод. Что же мы видим из ее части экспертизы? Там просто скопированные из проекта слово в слово два абзаца из раздела «Обоснование и решение по инженерной подготовке территорий, в том числе решение по инженерной защите территорий и объектов капитального строительства от последствий опасных и геологических процессов: паводков и грунтовых вод» безо всякой собственной оценки, заявил в прениях прокурор.


В своей речи гособвинитель отметил также, что причиной размытия грунта является применение слишком мелкой фракции щебня, из-за чего в момент паводка его смыло водой. К числу смягчающих обстоятельств обвинение просило отнести состояние здоровья Кузьминой: за время судебного следствия она перенесла несколько операций.

Защита: доказательств на Кузьмину нет

Свое выступление в прениях сторон защитник Кузьминой Лаврентий Сичинава начал с критики речи прокурора — адвокат все же настоял на том, что его доверительница не является должностным лицом, о чем говорил, к примеру, нынешний замминистра строительства Мазит Салихов, который на момент предварительного следствия был директором татарстанской Госэкспертизы и непосредственным начальником Кузьминой, утверждавшим ее должностную инструкцию. Таким образом, подсудимая не является субъектом преступления, а если нет субъекта — нет и состава преступления, заявил Сичинава.

— Даже если представить, что Кузьмина действительно была должностным лицом, то в ее действиях и наступивших последствиях не было никакой причинно-следственной связи. О каком составе преступления и о какой доказанности вины Кузьминой может идти речь? — заявил адвокат.

При этом защита отметила, что Кузьмина выдала положительное заключение по объекту 17 сентября 2021 года, затем 1 октября объект получает разрешение на строительство, а 8-го его уже вводят в эксплуатацию. Могла ли подсудимая повлиять на ход стройки своим решением? Нет — и об этом высказался также ее бывший начальник Салихов.

Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»


Немаловажным для защиты также является позиция потерпевшего — сначала им было признано ГИСУ РТ, но через два года в этой позиции оказался городской исполком, вдруг заявивший об отсутствии имущественного вреда и получении репутационного урона. Так обрушение все же задело кого-нибудь материально? — задается вопросом защита.

Вопрос риторический, однако в свете того, как застройщик оперативно и за свой счет устранил все последствия ответ на него, по мнению стороны, напрашивается сам собой. Что же до остальных аргументов, то Сичинава отметил: таких же экспертов, как Кузьмина, было еще 12 человек и все их решения принимаются вышестоящими органами, в том числе градостроительной комиссией. Почему виновной в преступлении сделали именно ее для адвоката загадка. Защитник и его доверительница будут обжаловать решение.

А что с лыжероллерной трассой сейчас?

Проблем со спортивным объектом все еще хватает, впрочем трасса сегодня все же попала в реестр спортивных объектов России, а в этом году даже приняла этап Кубка России по лыжным гонкам.

– Это можно сравнить с покупкой авто. В общем-то машина едет, но она едет как подержанная машина. У нас была комиссия СБР (Союз биатлонистов России.«ВК»), она отметила, что для роллерной трассы необходимо положить новое покрытие, надо закупить дополнительное оборудования для проведения кубков России, чемпионатов России. Необходимо с пулеперехватами решить вопрос – для телевидения они не проходят. Ну и в имеющихся зданиях… там в некоторых местах течет крыша, в некоторых местах утепление плохо устроено. Система оснежения полноценно не работает. Там в чем дело? Воды недостаточно, чтобы за короткий срок «оснежить» трехкилометровый круг. <...> Если воду полностью открыть [для наполнения подземных резервуаров], то Мирный останется без воды, поэтому вода идет через определенный диаметр трубы, а его недостаточно, чтобы постоянно восполнять расход резервуаров. В общем, не новую машину мы приобрели! – иронизирует Нугманов.

Эксперт также рассказал, что сегодня на объекте в Мирном ощущается острая нехватка административных зданий и собственной гостиницы. Что, впрочем, в скором времени спортсменам обещали решить.

Отметим, что с приговором Кузьминой Нугуманов не согласился президент Федерации биатлона Татарстана считает, что роковую ошибку при строительстве все же допустили строители, работавшие на объекте в спешке.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей