Лыжная база в Мирном обрушилась из-за халатности? Суд нашел виноватых
Специалиста Управления Госэкспертизы РТ Лилиану Кузьмину признали виновной в обрушении лыжной трассы под Казанью – женщину приговорили к штрафу, но от наказания освободили из-за истечения сроков давности привлечения к ответственности.

Приволжский райсуд Казани признал Лилиану Кузьмину виновной в обрушении лыжероллерной трассы в Мирном – главному эксперту ГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования Татарстана по строительству и архитектуре» назначили штраф в 70 тысяч рублей, но от наказания освободили в связи с истечением сроков давности по преступлению – уголовное преследование женщины по статье «халатность» (часть 1 статьи 293 УК РФ) прекращено.
Защита считает приговор предвзятым и надеется его обжаловать в апелляционной инстанции. По словам адвоката Кузьминой Лаврентия Сичинавы, подсудимая не является должностным лицом, а значит и вменять ей статью о халатности просто неправомерно. При этом сторона представила суду и другие доказательства непричастности женщины к аварии на объекте.
Провал миллиардной стройки – как это было?
Лыжероллерную трассу в поселке Мирный ввели в эксплуатацию 8 октября 2021 года – ее стоимость превысила 1,2 миллиарда рублей, 900 миллионов из которых республика получила из федерального бюджета. Заказчиком работ выступило ГИСУ Татарстана, а подрядчиком – компания «Эталон» Андрея Закамского.
Примечательно, что грандиозный спортивный объект федерального уровня появился на свет благодаря скромному проекту лыжной трассы для региональных и городских соревнований, выступать на которых должны были юные спортсмены. В 2019 году стройка с бюджетом в 300 миллионов рублей стартовала, однако до финала не добралась – закончились финансы.
Помог 2020 год, ознаменовавший проведение зимних игр Специальной Олимпиады в Казани в 2022 году. Под мероприятие республика получила допфинансирование – вместе с деньгами расширился и список требований к объекту. Так, сама лыжная трасса стала более протяженной и широкой, с 30 до 40 штук возросло количество мишенных установок, к строгому соответствию были приведены перепады высот, контр-уклоны, также пришлось передвигать освещение, рассказал «Вечерней Казани» президент Федерации биатлона Татарстана Ильдар Нугманов.
– Строителям пришлось много переделывать, типовым решением там можно назвать только вакс-кабины, а все остальное нужно было по новой придумать. Такой объект имеет свои нюансы, – поделился Нугманов.
При этом собеседник подчеркнул, что строительство велось в страшной спешке, из-за чего уже после сдачи объекта критики прошлись по местным чиновникам и подрядчику. В частности, высказывались претензии о несоответствии асфальта стандартам для проведения лыжероллерных соревнований, на базе не оказалось тира и спортзала, а «оружейку», как, впрочем, и многое другое, пришлось доводить до ума. И довели. Хотя и пришлось для этого устранить последствия наводнения, ущерб от которого следствие оценило в семь миллионов рублей.
Отметим, что речь идет о затоплении трассы, что попало в обвинительное заключение по делу Лилианы Кузьминой: 14 июля 2022 года в Татарстане наблюдалось рекордное количество осадков, лыжную трассу в Мирном затопило, грунт под свежепостеленным асфальтом впитал дождевую воду и произошло обрушение.
Все последствия оперативно исправил подрядчик, то есть строительная компания «Эталон». Общество по договору в течение пяти лет после сдачи трассы обязано устранять все всплывающие на ней нарушения, однако поиск виновников в случившемся это обстоятельство никак не отменило. Следствие и прокуратура отправили на скамью подсудимых Лилиану Кузьмину.
Прокуратура: авария случилась из-за неверно выбранной фракции щебня
Сторону обвинения по делу Кузьминой в суде поддерживал помощник прокурора Приволжского района Казани Артем Алборов. В прениях сторон он запросил для Кузьминой штраф в 100 тысяч рублей и попросил освободить женщину от наказания в связи с истечением сроков давности. Суд почти прислушался, назначив подсудимой 70 тысяч штрафа, тут же «списав» их за сроком давности.
Но на что опирался прокурор? В своей речи гособвинитель заявил, что доказательствами вины Кузьминой являются показания свидетелей и письменные материалы дела. К доводам же о том, что подсудимая не является должностным лицом, прокурор попросил отнестись критически: к должностным лицам, по мнению стороны обвинения, относятся люди, наделенные полномочиями госоргана — в случае же с Кузьминой это были полномочия Госэкспертизы РТ.

– Кузьмина в силу требования постановления правительства РФ в рамках экспертизы должна была дать оценку описанию и обоснованию по инженерной подготовке территорий, в том числе решению по инженерной защите объектов капитального строительства от опасных паводков и грунтовых вод. Что же мы видим из ее части экспертизы? Там просто скопированные из проекта слово в слово два абзаца из раздела «Обоснование и решение по инженерной подготовке территорий, в том числе решение по инженерной защите территорий и объектов капитального строительства от последствий опасных и геологических процессов: паводков и грунтовых вод» безо всякой собственной оценки, – заявил в прениях прокурор.
В своей речи гособвинитель отметил также, что причиной размытия грунта является применение слишком мелкой фракции щебня, из-за чего в момент паводка его смыло водой. К числу смягчающих обстоятельств обвинение просило отнести состояние здоровья Кузьминой: за время судебного следствия она перенесла несколько операций.
Защита: доказательств на Кузьмину нет
Свое выступление в прениях сторон защитник Кузьминой Лаврентий Сичинава начал с критики речи прокурора — адвокат все же настоял на том, что его доверительница не является должностным лицом, о чем говорил, к примеру, нынешний замминистра строительства Мазит Салихов, который на момент предварительного следствия был директором татарстанской Госэкспертизы и непосредственным начальником Кузьминой, утверждавшим ее должностную инструкцию. Таким образом, подсудимая не является субъектом преступления, а если нет субъекта — нет и состава преступления, заявил Сичинава.
— Даже если представить, что Кузьмина действительно была должностным лицом, то в ее действиях и наступивших последствиях не было никакой причинно-следственной связи. О каком составе преступления и о какой доказанности вины Кузьминой может идти речь? — заявил адвокат.
При этом защита отметила, что Кузьмина выдала положительное заключение по объекту 17 сентября 2021 года, затем 1 октября объект получает разрешение на строительство, а 8-го его уже вводят в эксплуатацию. Могла ли подсудимая повлиять на ход стройки своим решением? Нет — и об этом высказался также ее бывший начальник Салихов.

Немаловажным для защиты также является позиция потерпевшего — сначала им было признано ГИСУ РТ, но через два года в этой позиции оказался городской исполком, вдруг заявивший об отсутствии имущественного вреда и получении репутационного урона. Так обрушение все же задело кого-нибудь материально? — задается вопросом защита.
Вопрос риторический, однако в свете того, как застройщик оперативно и за свой счет устранил все последствия – ответ на него, по мнению стороны, напрашивается сам собой. Что же до остальных аргументов, то Сичинава отметил: таких же экспертов, как Кузьмина, было еще 12 человек – и все их решения принимаются вышестоящими органами, в том числе градостроительной комиссией. Почему виновной в преступлении сделали именно ее – для адвоката загадка. Защитник и его доверительница будут обжаловать решение.
А что с лыжероллерной трассой сейчас?
Проблем со спортивным объектом все еще хватает, впрочем трасса сегодня все же попала в реестр спортивных объектов России, а в этом году даже приняла этап Кубка России по лыжным гонкам.
– Это можно сравнить с покупкой авто. В общем-то машина едет, но она едет как подержанная машина. У нас была комиссия СБР (Союз биатлонистов России. – «ВК»), она отметила, что для роллерной трассы необходимо положить новое покрытие, надо закупить дополнительное оборудования для проведения кубков России, чемпионатов России. Необходимо с пулеперехватами решить вопрос – для телевидения они не проходят. Ну и в имеющихся зданиях… там в некоторых местах течет крыша, в некоторых местах утепление плохо устроено. Система оснежения полноценно не работает. Там в чем дело? Воды недостаточно, чтобы за короткий срок «оснежить» трехкилометровый круг. <...> Если воду полностью открыть [для наполнения подземных резервуаров], то Мирный останется без воды, поэтому вода идет через определенный диаметр трубы, а его недостаточно, чтобы постоянно восполнять расход резервуаров. В общем, не новую машину мы приобрели! – иронизирует Нугманов.
Эксперт также рассказал, что сегодня на объекте в Мирном ощущается острая нехватка административных зданий и собственной гостиницы. Что, впрочем, в скором времени спортсменам обещали решить.
Отметим, что с приговором Кузьминой Нугуманов не согласился – президент Федерации биатлона Татарстана считает, что роковую ошибку при строительстве все же допустили строители, работавшие на объекте в спешке.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
Жители некогда элитного ЖК «Волжская гавань» с жалобами на коммунальные и инфраструктурные проблемы дошли до татарстанского Госсовета. Для жильцов круглый стол в парламенте оказался кругом безысходности, из которого они мечтают выбраться.
По словам жительницы дома, где татарская артистка сдает жилье, новые квартиранты сильно мешают ей жить. Сама Бадретдинова отмечает, что «уже устала от этой ситуации». Рассказываем, что в таких случаях советуют юристы.
Глава Вахитовского и Приволжского районов Альберт Салихов объявил о планах по переосмыслению улицы Профсоюзной. Многие решили, что улица может стать полностью пешеходной.
О чем «рассказывает» 3I/ATLAS и как комета смогла пережить сближение с Солнцем - в авторской колонке, написанной специально для «Вечерней Казани», рассказывает астроном, популяризатор астрономии и космонавтики.
Семьи участников СВО, многодетные, пожилые: сотни человек со всей России остались без дома и денег из-за обмана застройщиков. Им обещали помочь, но люди все еще платят ипотеку «за воздух» и пытаются достучаться до властей.










