Наука
11 апреля 07:30
Автор материала:«Вечерняя Казань»

Натан Эйсмонт: «Полет на Марс сможет состояться только к 2050 году»

Ведущий научный сотрудник отдела космической динамики и математической обработки информации Института космических исследований РАН в авторской колонке, написанной для «Вечерней Казани» - о том, насколько сейчас реальна экспедиция на Марс.

Натан Эйсмонт: «Полет на Марс сможет состояться только к 2050 году»

Автор фото: Игнат Соловей

Миллиардер, глава департамента эффективности государственного управления США, основатель SpaceX Илон Маск заявил, что федеральные расходы NASA стоит перераспределить для концентрации на основной задаче — подготовке к отправке людей на Марс. По его словам, человек сможет впервые ступить на Красную планету через 5-7 лет. А главным вопросом колонизации станет то, хватит ли для этого технологического развития Земли.

В преддверии Дня космонавтики мы спросили, насколько реальны эти планы, у Натана Эйсмонта. Далее - от первого лица.

Марс был и остается самой интересной планетой в Солнечной системе. Причина такого интереса остается неизменной еще со времен итальянского астронома Джованни Скиапарелли. Именно он в 1860 году предположил, на основании своих наблюдений Марса, что покрывающая планету сеть линий является каналами, построенными марсианской цивилизацией. И с тех пор исследователи ищут подтверждения существования жизни на Марсе, сейчас или в прошлом. Очень скоро выяснилось, что Скиапарелли был неправ в своем толковании наблюдаемой на поверхности Марса картины. Но объяснения пришлось ждать довольно долго, вплоть до наступления космической эры, когда удалось отправить космические аппараты к Марсу и рассмотреть его вблизи.

Автор фото: ESA / MPS for OSIRIS Team

Первым аппаратом, достигшим поверхности Марса в 1966 году, был советский «Марс-3». Но, к сожалению, передать телеметрическую информацию с этого аппарата не удалось. После этого для исследования Марса были выполнены еще 15 посадок автоматов на поверхность Марса, то есть космических аппаратов без экипажа, а всего к Марсу вплоть до настоящего времени было отправлено 47 аппаратов, включая неудачные запуски.В плане этих цифр Марс вне конкуренции в Солнечной системе.

К числу наиболее значимых проектов по Марсу можно отнести выполняемые в настоящее время исследования с использованием марсоходов NASA Curiosity и Perseverance («Любопытство» и «Настойчивость», NASA). Оба аппарата были запущены американскими ракетами Atlas V (использовавшими российские двигатели), и участие России в этих проектах более важно, чем это представляется масс-медиа. Это относится не только к упомянутым двигателям, но и к научным приборам.

И здесь следует также отметить роль в настоящее время функционирующего спутника Марса TGO проекта «ЭкзоМарс» (сокращение от Trace Gas Orbiter). Этот аппарат был запущен в 2016 году российской ракетой «Протон-М» в рамках российско-европейского совместного проекта, и на его борту половина приборов российские.

Автор фото: ESA / ATG medialib

Здесь мы вернемся к Марсу, в той части его исследований, которые предполагают организацию пилотируемого полета на Марс. Это еще совсем недавно звучало как необузданная фантастика, но сейчас выглядит как реализуемый проект. Причем сам энтузиаст и исполнитель этой экспедиции Илон Маск обещает отправить экипаж к Марсу уже в этом десятилетии. По неподтвержденным данным, в этом проекте возможно и наше участие, в силу неоспоримого набора компетенций в области пилотируемых полётов. Кроме того, у нас имеется большой опыт в области автоматизированных миссий к Луне и планетам.

Оставляя в стороне политические вопросы, попробуем понять, реализуем ли такой проект с точки зрения технических возможностей. Сможет ли ракета-носитель вывести в космос потребное для такого полета оборудование и перенесет ли его человек? Ведь путь к Марсу займет около полугода, и все это время корабль будет находиться без защиты нашего родного магнитного поля.

Сейчас мы можем сказать, что ответы на оба вопроса будут утвердительными. Довольно долгое время существовали опасения, что доза радиации, которую получит человек во время перелета, окажется много больше приемлемой. Однако результаты измерений, проведенных во время межпланетных перелетов, вместе с опытом реальных полетов показывают, что с точки зрения радиационной опасности пилотируемый полет на Марс вполне реализуем. Но, конечно, число задач, которые предстоит решать инженерам, велико настолько, что заставляет усомниться в возможности такого полета в ближайшее десятилетие.

Автор фото: NASA

На этом фоне более реализуемыми выглядят планы Китая. Недавно были обнародованы некоторые детали китайской научной космической программы, в рамках которой на конец 2028 года запланирован запуск автоматической межпланетной станции «Тяньвэнь-3». С её помощью Китай планирует доставить на Землю образцы марсианского грунта. Первая китайская марсианская станция «Тяньвэнь-1» совершила посадку на Марс в мае 2021 года, она же доставила на поверхность марсоход «Чжужун». Если же говорить об исследовательской базе на Марсе, то в планах Китая она стоит только ближе к 2038 году и при этом будет, вероятно, безэкипажной.

Полностью отвергать идею пилотируемого полета на Марс на основании того, что это очень сложно, конечно, не стоит. Человеку всегда хотелось рисковать, чтобы покорить новые вершины, и чаще всего он в этом преуспевал. Весьма вероятно, что к концу второй четверти XXI века такой полет состоится. Во всяком случае, оценивая путь, пройденный мировой космонавтикой за шесть с лишним десятилетий, кажется, что эту высоту мы вполне сможем взять.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей