Культура
26 апреля 2011
Автор материала: -

В "Перстне" нет ни маленьких ролей, ни маленьких актеров

В "Перстне" нет ни маленьких ролей, ни маленьких актеров

Автор фото:

В Камаловском театре прошла премьера драмы Фатиха Хусни "Перстень". Повесть классика татарской литературы инсценировал драматург Ильгиз Зайниев, а поставила режиссер Лилия Ахметова. Нельзя сказать, что ученики главного режиссера камаловской труппы Фарита Бикчантаева превзошли своего знаменитого учителя. Но то, что ему за них ни секунды не может быть стыдно, бесспорно. В репертуаре театра появился густонаселенный и глубокий спектакль, который нескучно смотреть и интересно обсуждать. Повесть Фатиха Хусни "Перстень" можно прочесть минут за сорок. Спектакль Лилии Ахметовой длится больше двух часов. Поражает внимательность режиссера к авторскому тексту: сокращения минимальны, а изменения начальной и финальной сцен кажутся логичными. В произведении Хусни история начинается с эпизода похорон солдата Великой Отечественной войны Айдара Курбанова, а заканчивается диалогом автора-рассказчика с Василей, возлюбленной Айдара. В первой же сцене в спектакле камаловцев солдат Курбанов еще живой: лежит в госпитале. В финальной - с убитой горем Василей беседует медсестра.Сценография "Перстня" (художник Булат Ибрагимов) условна, изобретательна и понятна. Широкие вертикальные жалюзи с изображением осеннего деревенского пейзажа, которые функционируют то как двери, то как окна, а то и просто играют роль атмосферной картинки, висят перед задником сцены. А на ней - прямоугольные деревянные мостики, похожие на съемные трапы - морские лестницы для посадки и высадки людей с судна. Эти мостики не статичны: меняя точку опоры, выполняют функции кровати, скамейки, уличного пригорка...В основе сюжета спектакля - воспоминания деревенского парня Айдара Курбанова (Алмаз Сабирзянов). Их много, как и ярких событий, случившихся в его недолгой жизни. Это и любовь с первого взгляда к Василе - дочке торговца яблоками, и победа на скачках на Сабантуе, и работа на шахтах Донбасса, и кража невесты, и побег с собственной свадьбы... Спектакль так построен, что актер Сабирзянов вынужден не только играть, воссоздавая с партнерами по спектаклю эти события на сцене. Периодически он выходит из игры, мгновенно перевоплощаясь из героя постановки в автора-рассказчика, автора-комментатора. Переход действия к ремаркам "от автора" и обратно не ломает ритм спектакля. Но все же иногда казалось, что с ремарками - перебор. Поддерживать интерес к происходящему на сцене помогает музыка, которую специально для "Перстня" сочинила композитор Резеда Ахиярова. На мой взгляд, музыкальные иллюстрации от Ахияровой - не просто удача постановки. Они кажутся такими совершенными, что не потеряют силы и очарования, существуя и отдельно от театральной постановки. Еще читая повесть Хусни, я недоумевала: как режиссер поставит сцену скачек на Сабантуе, одну из самых ярких и психологически напряженных? В принципе, ее можно было включить в монолог от автора. И признаться тем самым в профессиональной беспомощности. Но Ахметова в тандеме с режиссером по пластике Наилей Фаткуллиной изобразила скачки грандиозным - массовым мужским танцем в бешеном темпе. Дух захватывало от этих скачек!Запоминающимся получился и эпизод с картежником-шулером (Ильдус Габрахманов), обдурившим и несчастных шахтеров, и осторожного поначалу Айдара. Под изысканную мелодию, стилизованную под музыку из кино про американских шпионов, к чумазым работягам спускается с не видной зрителям высоченной площадки настоящий франт. На нем - черный костюм с иголочки, шляпа, красный галстук, лаковые туфли...Кстати, о костюмах. Почему-то почти всегда так случается, что в спектаклях Камаловского театра по пьесам татарских драматургов мужчины-герои одеты заметно лучше героинь-женщин. Наряды последних откровенно ужасают безвкусицей. Главный режиссер труппы Фарит Бикчантаев на мое недоумение реагирует таким объяснением: "Нет у нас художников по костюмам. Это отдельная профессия, довольно трудная. Лучше всего ею овладевают женщины. Людмила Волкова, например. Но на все постановки приглашать ее возможности нет"... В "Перстне" художника по костюмам нет, и спектакль, а вернее наряды актрис, вновь заставили сожалеть об этом. Хотя по большому счету несуразные женские костюмы (красное платье и розовый бант в волосах главной героини, например) новый спектакль камаловцев не портят. Зрители реагируют на игру актеров, а она в "Перстне" убедительна от начала и до конца. Ансамбль, который собрала Лилия Ахметова, можно назвать единственно возможным, если не звездным. На фоне тонкой, умной игры молодой Гульчачак Гайфетдиновой (Василя) или шаржированной игры опытной Фираи Акберовой (бабушка Ниса) не теряются ни безымянные и безмолвные девушки на Сабантуе, ни строгая - с минимумом текста - медсестра Миляуши Шайхитдиновой... В "Перстне" камаловцев нет ни маленьких ролей, ни маленьких актеров. Почему спектакль называется "Перстень", зрители узнают ближе к концу спектакля, когда видят Айдара на войне. Выясняется, что перстень Васили оказался у близкого друга Айдара - Гусмана (Алмаз Гараев) совершенно случайно. Но тот из подлости и зависти наплел товарищу в день свадьбы, что лично получил его от Васили, пока ее суженый пропадал на шахте. И свадьбы не случилось. И счастья не случилось... Однако финальный монолог Васили - не об упущенных возможностях и неумной гордости. В лучших традициях советской литературы героиня говорит о необходимости найти силы и волю, чтобы преодолеть свои страдание и несчастье. Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей