В Казани открылась выставка редко выставляемого художника Алексея Аникеенка
Экспозиция «Здравствуй, Леша!» презентована казанским фондом «Галеев-Прометей» и ЦСК «Смена» в День России. Выставка посвящена столетию Аникеенка – фронтовика, первого казанского нонконформиста эпохи оттепели и джазмена.

Выставка «Здравствуй, Леша! Алексей Аникеенок, Булат Галеев и казанская Оттепель» рассматривает казанский период художника Аникеенка (1925–1984) в контексте духовных поисков поколения шестидесятников и необычного пересечения со светомузыкальными экспериментами легендарного СКБ «Прометей».
Территориально экспозиция находится в здании ЦСК «Смена», в архиве Фонда поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» имени Булата Галеева. Проект подготовлен фондом совместно с московской Галеев-галереей и Центром современной культуры «Смена». Представлены редко выставлявшиеся даже в период оттепели работы Алексея Аникеенка, которого официальная цензура, мягко говоря, не жаловала.

Выставка «Здравствуй, Леша!» работает ежедневно с 12 до 20 часов по 30 июня. В дни летнего книжного фестиваля «Смены» пройдут первые экскурсии с куратором проекта Анастасией Максимовой (14 и 15 июня в 14:00, затем по пятницам в 15:00).
Художник Алексей Аникеенок – яркое явление в русской живописи 1960-х. Его полотна наполнены с избытком яркими красками, светом, солнцем и необычным, иногда карикатурным ракурсом привычной (для советского периода) действительности, они открывали настоящую, а не приглаженную официальным искусством жизнь. Не случайно чиновники воспринимали творчество Аникеенка бунтом, провокацией, и постоянно довольно грубо и топорно вмешивались в судьбу художника, в жизни которого, несмотря ни на что, постоянно присутствовала и музыка (кто не знал: Аникеенок играл в городском джазе).
Светоносность была ведущим вектором и для Булата Галеева, который также искал новые пути в технологическом искусстве, соединяя музыку и цвет в работах руководимого им коллектива единомышленников. Архивные фото и документы того времени восстанавливают культурный контекст, в котором одухотворенность, искренность и одержимость своим делом были и характеристикой личности, и основой для дружбы и поддержки в среде творческой интеллигенции.

Благодаря этим неформальным связям менялось и пространство города, внося непривычные трансформации в знакомые локации: в технических вузах Казани стали проводить световые шоу и выставки художников, а ранее религиозные учреждения становились местом продвижения достижений науки. Так, Петропавловский собор, являясь в советский период подразделением Государственного музея ТАССР, объединил реставрационные мастерские и планетарий. Кстати, многие казанцы (и я в их числе) еще помнят, что до конца 1980-х под сводами храма, приспособленными под демонстрацию карты звездного неба, проходили лекции общества «Знание».
Именно в этом, пока еще не возвращенном верующим, соборе находилась мастерская Алексея Аникеенка. А этажом ниже яркими красками света заливала своды нижнего храма установка «Северное сияние», созданная «прометеевцами», которые мечтали об искусстве космического века, о новых критериях красоты и синтеза. Дружба Алексея Аникеенка и Булата Галеева, неочевидные связи увлеченных, родных по духу людей – одна из страниц, рассказывающая через людей и места об увлекательном и разном в своих проявлениях времени.

Алексей Авдеевич Аникеенок – яркое явление в русской живописи второй волны авангарда. Годы становления его творчества пришлись на эпоху оттепели со всеми присущими ей противоречивыми поворотами. Однако прошедший все тяготы ВОВ фронтовик сумел найти себя в искусстве, постепенно нащупывая пульс нового времени.
Об Аникеенке и его времени замечательно написал исследователь, ведущий российский арт-эксперт, владелец Галеев-галереи Ильдар Галеев: «В 1952-м Аникеенок поступил в Казанское художественное училище. Казанская школа живописцев, в 1950-е пестуемая учениками Николая Фешина – Василием Тимофеевым и Николаем Сокольским, была в то время одной из лучших в СССР. Двойственность ее положения определялась, с одной стороны, незримым присутствием гения Фешина, его практико-теоретических постулатов, с другой – фактическим запретом даже на упоминание самого имени Николая Ивановича (эмигрант, модернист и т. д.). Живопись Аникеенка и его однокашника Игоря Вулоха стала свежей кровью, призванной наполнить артерии современного искусства. Вулох не смог примириться в Казани с подавлением инакомыслия и партийной агрессивностью казанского творческого союза и предпочел уехать в Москву. Аникеенку пришлось держать оборону одному. Фактически он принял на себя бремя лидерства в казанском нонконформизме. Собственно, он и был этот самый нонконформизм в единственном лице.

Большую роль в формировании творческих взглядов Аникеенка сыграла поездка на академическую дачу «Дом творчества» под Москвой (1960). К 1963 году он стал живописцем, имевшим свою аудиторию и свой круг почитателей, состоявший в основном из творческой и научной элиты республики, либерально настроенной интеллигенции. Физики Завойский, Козырев, математики Лаптев, Норден, их друзья и коллеги сыграли в жизни Аникеенка роль, которую трудно переоценить.
Это они знакомили с непризнанным художником своих аспирантов, коллег, единомышленников, приезжавших на научные конференции в Казань из разных уголков страны, направляли их в Мергасовский дом, знаменитый памятник эпохи конструктивизма 1920-х гг., в маленькую комнатушку квартиры номер 33, где ютился художник. Ее посещали писатель В. Аксенов, театральный художник Н. Акимов, музыканты знаменитого квартета имени Бородина (послужившие прототипами одного из произведений художника), Е. Евтушенко и П. Капица, великий ученый и будущий Нобелевский лауреат, предложивший организовать персональную выставку в Институте физических проблем АН СССР в Москве. Успех той выставки, где экспонировалось около 100 работ, превзошел все ожидания. Восторженный отклик московской аудитории отметал все сомнения и тревоги: искусство Аникеенка нашло своего зрителя, проложило себе дорогу (две картины художника с выставки попали в собрание выдающегося физика А. Сахарова).

Автор фото: art16.ru
В 1963-м в казанском Доме ученых прошла персональная выставка Аникеенка, а через шесть лет он бросил Казань и переехал в Псков, участвовал в местных выставках. В 2015 году (в год 90-летия Аниикеенка) коллекция его картин, принадлежавшая Санкт-Петербургскому институту ядерной физики им. Б.П. Константинова, была передана в дар Псковскому государственному объединённому историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику, что позволило сформировать крупнейшее собрание работ художника в стране».
Чтобы глубже понять личность (и драму) Аникеенка, советую найти в библиотеке книгу казанского поэта Николая Беляева «Поэма солнца», снабженную пояснением – «Провинциальная трагедия». Тысячный тираж издания вышел в 2012 году и быстро разошелся, эта книга есть едва ли не в каждом интеллигентном доме Казани. Но подросло новое поколение, не пора ли повторить тираж?
Последняя выставка, посвященная художнику, проходила в Галерее современного искусства ГМИИ РТ в 2020 году и вызвала огромный резонанс. В фондах ГМИИ РТ хранятся 18 произведений Алексея Аникеенка (среди них «Свет», «У церкви (Петропавловский собор)», «Черное озеро», «Вечерний город», «Совхоз на Волге» и другие). Есть картины солнечного художника, которого частенько называли «казанским Ван Гогом», и в некоторых частных казанских коллекциях.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Следствие добилось для предполагаемого заказчика покушения на Ирину Шевыреву продления ареста — это время правоохранители хотят использовать для проверки причастности Шевырева и к другим преступлениям.
Кабмин Татарстана наконец выбрал вариант трассировки дороги-дублёра Оренбургского тракта, однако этот вариант вызвал критику. Эксперты считают, что с обществом решение так и не обсудили.
Родители студентов рассказали, как в учебное заведение принимали не по учебному принципу. Якобы чтобы попасть в колледж, «нужно немножко потрудиться» - финансово. Но защита настаивает, что свидетели не давали такие показания.
Долгожданная точка в деле о мошенничестве с продажей коттеджей принесла удовлетворение потерпевшим. Как и экс-главе реготделения «Справедливой России», поскольку посидеть в колонии за преступление не получится.
С 1 января 2026 года проезд в казанском транспорте вырастет до 46 рублей. Связывают это с ростом цен на топливо и дефицитом бюджета. По прогнозам, повышение тарифов будет продолжаться и дальше.












