Свой выпускной экзамен 80-летняя Казанская консерватория сдала на отлично
Опера «Джалиль» Назиба Жиганова в исполнении студентов КГК впервые прозвучала на новой сцене Камаловского театра. В общей сложности в ее создании приняли участие 235 человек – это коллективный успех студентов и преподавателей вуза.

Вечер КГК посвятила памяти знаменитых татарских деятелей культуры, двух друзей - поэта Мусы Джалиля и композитора Назиба Жиганова (ушел из жизни после триумфального показа «Джалиля» в Уфимском театре оперы и балета в 1988-м), 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и юбилею консерватории.

Автор фото: Екатерина Косаева
Музыкальное произведение названо композитором и автором либретто Ахмедом Файзи оперой-поэмой: в нее вошли стихи поэта, написанные им незадолго до казни в застенках Моабитской тюрьмы в Германии. Премьера оперы состоялась в 1956 году, затем показана с огромным успехом в Москве и Ленинграде, помимо Казани ее ставили в Большом театре России, а также в Уфе, Алма-Ате и Праге.
Для тех, кто по каким-то причинам не в курсе: поэта, журналиста Мусу Джалиля призвали в ряды Красной армии в 1941 году. В июне 1942-го тяжелораненый поэт попал в плен, где вынужденно вступил в созданный немцами легион «Идель-Урал». В 1943-м 825-й батальон легиона поднял восстание, часть военнопленных сбежала. Гестапо арестовало зачинщиков - членов подпольной антифашистской группы, среди которых был и Джалиль. Поэта заключили в Моабитскую тюрьму, а 25 августа 1944 года вместе с товарищами казнили. В 1946 году бывший военнопленный Нигмат Терегулов принес в Союз писателей ТАССР блокнот с шестью десятками стихов Джалиля. Через год из советского консульства в Брюсселе пришла вторая тетрадь: из Моабитской тюрьмы ее вынес бельгийский патриот Андре Тиммерманс, который выполнил последнюю волю поэта - отправил стихи на родину Джалиля. В двух тетрадях сохранилось около ста стихотворений. Впервые их опубликовали в 1953-м в «Литературной газете» благодаря главному редактору Константину Симонову. В 1956 году поэту посмертно присвоили звание Героя Советского Союза, а 1957-м автора цикла стихотворений посмертно удостоили Ленинской премии. Поэтический сборник поэта перевели более чем на 60 языков мира. Его имя присвоили Татарскому театру оперу и балета, а в 1966 году у стен Казанского кремля в честь поэта-героя установили восьмиметровый монумент (скульптор Владимир Цигаль и архитектор Лев Голубовский).

Автор фото: Екатерина Косаева
Партии в представленной Казанской государственной консерваторией опере исполнили: Айгиз Хайдаршин (поэт Муса Джалиль/тенор), Сюмбель Киямова (жена поэта Амина/сопрано), Роберт Миннуллин (командир Журавлев/бас), Даниэль Зиатдинов (военнопленный бельгиец Андре/тенор), Дмитрий Ганин (лейтенант Канзафаров/баритон), Рушана Хабибуллина (угнанная в фашистскую Германию девушка/меццо-сопрано), Дарина Гизатуллина (безумная женщина с мертвым младенцем/меццо-сопрано), Николай Андреев (старшина Ковалев/бас), Эмиль Мустафаев (немецкий офицер/солдат/тенор), а также в роли солдат Тимур Мусин, Адель Хасаншин, Алмаз Акберов, Нафис Шайдуллин, Николай Андреев.
Конечно, грандиозный успех студенческой оперы - целиком заслуга преподавателей, вложивших в своих подопечных весь свой талант. На поклоны под громкие аплодисменты на сцену вышли руководитель оперной студии КГК - заслуженный деятель искусств РТ, профессор Альфия Заппарова; художественный руководитель хора студентов КГК Юрий Карпов, хормейстер Александр Гринин, руководитель хора ССМШ Казанской консерватории Светлана Устюгова, музыкальный руководитель постановки, дирижер симфонического оркестра КГК - заслуженный деятель искусств РТ, профессор Ринат Халитов. Оркестр располагался на сцене вместе с хором и солистами, и для ценителей-меломанов было истинным наслаждением слушать великолепно исполняемую музыку Жиганова.
Зал также благодарил режиссера-постановщика спектакля Руслана Кабирзянова, режиссеров по пластике: заслуженного работника искусств РФ и РТ Рустама Фаткуллина, заслуженную артистку РТ Наилю Фаткуллину, педагогов по сценической речи: заслуженную артистку РФ, народную артистку РТ Лию Загидуллину, заслуженного работника культуры РФ Гаптрауфа Нуриева. Отдельно отметим создателей видеоконтента - Вячеслава Гладких и Юлию Ахметзянову: подобранная ими документальная кинохроника (вместо громоздких декораций) «била наповал» и потрясала сердца зрителей (пленные за колючей проволокой, атаки немецкой авиации, пожарища вместо деревень и так далее).

Идейным вдохновителем постановки оперы «Джалиль» выступил ректор Казанской государственной консерватории, профессор Вадим Робертович Дулат-Алеев, с которым редактор отдела культуры «Вечерней Казани» поговорила в антракте о новой постановке и юбилейном годе вуза.
- Вадим Робертович, поздравляю консерваторию с более чем успешным дебютом на Камаловской сцене - зал переполнен, реакция публики восторженная.
- Благодарю. Пожалуй, это первое оперное произведение, прозвучавшее в театре имени Галиасгара Камала на его новой сцене. Слушателям представили оригинальную версию оперы Жиганова, в постановке нет технических перестановок, которые иногда практикуются (бывало, картины меняли местами). Придерживаясь порядка действия, какой установили композитор и автор либретто, оставили самые ключевые и музыкально яркие действия. Незначительные сокращения коснулись лишь тех моментов, которые в условиях концертного исполнения выглядят не вполне органично: речитативы, реплики, диалоги, не влияющие на понимание музыкального произведения.

- Оперу «Джалиль» показали на театральной сцене именно второго июня - в день памяти композитора Назиба Жиганова. Специально подгадали?
- В момент апрельской премьеры (в стенах ГБКЗ им. С. Сайдашева. - «ВК») мы еще не знали, что так удачно сложатся обстоятельства для представления оперы именно в Камаловском театре. Но все сложилось невероятным образом. Жиганов скончался второго июня 1988 года, а буквально накануне он стоял на сцене под аплодисменты после концертного исполнения «Джалиля» в Уфе. В телеграм-канале Казанской консерватории мы разместили фотографию, сделанную в тот вечер. И так сошлось, что наши партнеры и друзья – ТГАТ им. Камала, к руководству которого мы обратились с просьбой предоставить сцену для нашей постановки, мгновенно откликнулись и определили дату. И получилось так, что мы впервые отметили день памяти Назиба Гаязовича его оперой, которую он сам слушал буквально в последние часы своей жизни.
И так же важно, что показали мы «Джалиля» в театре, ведь опера - это произведение театральное.
- До того, как появилась консерватория, Жиганов работал в Татарском театре оперы и балета, в репертуаре которого есть опера «Джалиль», и она неизменно пользуется большим успехом.
- Но именно Казанская государственная консерватория - детище Жиганова (руководил КГК с начала основания с 1945 по 1988 год. - «ВК»). Очень важно, что мы впервые поставили его произведение силами оперной студии КГК и студенческого симфонического оркестра именно в год 80-летия вуза.
- Крайне важно, что исполняет «Джалиля» молодежь, пропуская через себя трагические перипетии судьбы героя. Артисты невероятно искренни на сцене! Большое впечатление произвел студенческий симфонический оркестр под управлением профессора консерватории Рината Халитова! Но слушая солистов и наблюдая за их актерскими работами, вдруг усомнилась: а точно на сцене студенты? Может, среди них есть уже работающие профессионалы?
- Никаких приглашенных! На сцене исключительно учащиеся консерватории - и музыканты оркестра, и хор, и солисты.
- Даже исполнитель партии командира Журавлева? Мне кажется, я уже слышала его на казанских сценах.
- Это Роберт Миннуллин, действительно, наш известный студент, который часто выступает и прекрасно себя проявляет на различных концертных площадках. Кстати, он даже не на старшем курсе.
- Помимо прекрасных вокальных данных у исполнителя главной партии Джалиля, обладателя выразительного тембра, отметила еще и большой потенциал драматического артиста.
- Айгиз Хайдаршин - перспективный студент, учится на младшем курсе. Он одарен и музыкально и драматически, вуз возлагает на него большие надежды. Из Айгиза со временем получится очень хороший оперный артист.
- Вадим Робертович, премьера «Джалиля» прошла в рамках юбилейного фестиваля консерватории. Расскажите подробнее о нем, пожалуйста.
- Фестиваль называется «Казанская консерватория - ровесница Победы». Все логично, ведь приказ о создании вуза был подписан в апреле 1945 года, когда война еще даже не закончилась. Даже в такое непростое время правительство приняло решение об учреждении Казанской консерватории, все очень ждали появления музыкального вуза. В рамках нашего юбилейного фестиваля состоялись постановка оперы «Джалиль», музыкально-литературная композиция, которую подготовили ученики ССМШ при КГК имени Жиганова, большой «Концерт Победы» к 9 мая, в программу которого вошли песни военных лет и современные произведения, связанные с памятью о героях Великой Отечественной. Ну а завершится юбилейный фестиваль торжественным вечером, и это будет официальное мероприятие, посвященное 80-летию консерватории. Ориентировочно - в начале следующего сезона, ведь сейчас студенты уходят на летние каникулы.

- Вадим Робертович, два года назад мы с вами говорили о том, что Казань «созрела» для второго музыкального театра, где консерватория тоже могла бы показывать результаты работы своей оперной студии, тем более что у нее на счету уже несколько оперных постановок.
- За это время в Казани появилась замечательная театральная площадка Камаловского театра с несколькими сценами, и консерватория с удовольствием готова показывать здесь свое творчество. Впрочем, как и на любой другой сцене, которая подойдет для нашего формата и согласится нас принять. Мы ставим свои оперные спектакли в расчете на сотрудничество с театральными коллективами республики. Как и первая легендарная татарская труппа «Сайяр», свои постановки режиссируем таким образом, что можем легко переместиться на любую сцену - хоть в Альметьевске, Ульяновске, Москве. Кстати, в столицу России мы несколько раз возили свои постановки («Башмачки» Джаудата Файзи, «Тюляк» Назиба Жиганова и другие), выступали в концертном зале Академии музыки имени Гнесиных, в Центре оперного пения Галины Вишневской, на сцене музыкального театра Натальи Сац. Консерватория всегда открыта к предложениям о сотрудничестве.

И тут самое время рассказать о гуманитарном влиянии КГК им. Н.Г. Жиганова на культурное пространство Казани, которое проявляется в плотном сотрудничестве с высшими учебными заведениями технического и технологического профиля.
Так, в 2021-м КГК заключила соглашение с Казанским государственным энергетическим университетом. А в апреле 2025-го редактор отдела культуры «Вечерней Казани» присутствовала на официальной церемонии подписании аналогичного соглашения между КГК и КНИТУ (КХТИ), которое скрепили ректор консерватории Вадим Дулат-Алеев и ректор КНИТУ Юрий Казаков. Примечательно, что оба вуза - юбиляры: в нынешнем году отмечает 80-летие КГК им. Назиба Жиганова и 135-летие - КНИТУ-КХТИ. Впрочем, и до официального договора эти высшие учебные заведения плодотворно сотрудничали в рамках проекта «Музыкальные вечера в КНИТУ», когда студенты и профессора консерватории знакомили ветеранов, студенческую молодежь и педагогический состав КНИТУ с шедеврами русской и мировой классической музыки в профессиональном исполнении, а учащиеся и молодые преподаватели консерватории приобретали ценный опыт концертной деятельности. Тем более что КНИТУ обладает пространством с уникальными акустическими возможностями: все концерты проходят в историческом актовом зале бывшего Казанского промышленного училища, где еще с конца XIX века проводились традиционные музыкальные вечера и студенческие балы.
- С большим удовлетворением и благодарностью воспринимаем заключение соглашения, мы знаем, что КНИТУ - это один из брендов российского высшего образования, один из крупнейших российских университетов с очень широкой и важной миссией: обеспечивать научный и технологический суверенитет нашей страны. Мы рады видеть, что занимающиеся столь сложным делом люди находят время для знакомства с высоким искусством, уделяют время классической музыке, - отметил на апрельской церемонии Вадим Дулат-Алеев. - Очень важно, когда вместе со знаниями, вместе с интеллектом развиваются душа и чувства молодого человека. Это позволяет не только лучше воспринимать жизнь вокруг, но и лучше думать, потому что мышление позволяет молодым специалистам подниматься на более высокие уровни. Я приветствую наш союз и надеюсь, что у него есть большие перспективы.
Несомненно, что опыт творческой дружбы с республиканскими вузами КГК им. Н. Жиганова масштабирует, распространив свое культурное влияние и на другие высшие учебные заведения Татарстана.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
По данным следствия, четверо сотрудников полиции поймали иностранца на трассе и начали вымогать у него крупную сумму. Пока задержаны только трое, кто еще мог быть в группе «оборотней», не раскрывается.
Следствие добилось для предполагаемого заказчика покушения на Ирину Шевыреву продления ареста — это время правоохранители хотят использовать для проверки причастности Шевырева и к другим преступлениям.
Кабмин Татарстана наконец выбрал вариант трассировки дороги-дублёра Оренбургского тракта, однако этот вариант вызвал критику. Эксперты считают, что с обществом решение так и не обсудили.
Родители студентов рассказали, как в учебное заведение принимали не по учебному принципу. Якобы чтобы попасть в колледж, «нужно немножко потрудиться» - финансово. Но защита настаивает, что свидетели не давали такие показания.
После новости о согласовании варианта дублера Оренбургского тракта казанцы выразили недовольство отсутствием обсуждений проекта с экспертным сообществом. На круглом столе пришли к выводу о необходимости создания другого варианта дороги.












