Культура
16 мая 13:24
Автор материала:Ольга Юхновская

Рената Шакирова: «Рекомендую балет-драму «Анюта» к семейному просмотру»

Прима-балерина Мариинского театра исполнила главную партию в балете «Анюта» на Нуриевском фестивале. Редактор отдела культуры «Вечерней Казани» поговорила с ней о праве выбора, предательстве и вечных грехах человеческих.

Рената Шакирова: «Рекомендую балет-драму «Анюта» к семейному просмотру»

Автор фото: Евгений Овсянников / ТАСС

- Рената, буквально на днях вы получили премию президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры. Поздравляем с высокой государственной наградой. В Казани тоже все радуются, словно вы – «наша», из Татарстана!

- Большое спасибо, я тронута. Конечно, вы знаете, что я имею отношение к соседней с Татарстаном республике – Башкирии, где провела детство и училась в хореографическом училище имени Рудольфа Нуриева. Неизменно радуюсь, когда приезжаю в Казань, здесь мне всегда комфортно. Казанская сцена меньше, чем в Мариинском, но она очень уютная. Балет «Анюта» мне кажется очень трогательным и даже домашним, если можно применить такую характеристику. В нем как в книге показаны разные этапы жизни моей героини, ее перевоплощения, как она растет и изменяется. Я вообще люблю, когда драматические спектакли идут в уютных зданиях старых театров. Считаю, что аура спектакля и его воздействие зависит не только от артистов, но и от зрителей. И вот на любой старой сцене, включая казанскую, эта аура очень сильная. Мы, артисты, ее ощущаем.

- На Нуриевском фестивале мы видели вас шесть лет назад в партии Сююмбике в балете «Шурале», и еще раз вы участвовали в гала-концерте.

- Сегодня мой третий приезд в Казань, в театр имени Мусы Джалиля для участия в фестивальном балете «Анюта». Эта партия для меня значима. Премьера балета в Мариинском театре состоялась в декабре 2023 года. Можно сказать, Анюта вернулась на родину, потому что всем известный одноименный фильм-балет по произведению Антона Павловича Чехова «Анна на шее» был снят именно в Ленинграде в 1988 году, и большинство артистов тогда представляли труппу тогда еще Кировского театра. Мне кажется, это интересная закольцовка истории: наконец-то «Анюта» пришла на сцену Мариинского!

Автор фото: Рамис Назмеев

- За полтора года сколько раз вы исполнили свою Анюту?

- Честно говоря, я никогда не подсчитываю, но уже достаточно много. Мы также привозили «Анюту» и на Приморскую сцену Мариинского театра во Владивостоке.

- То есть не два раза в год, как Сююмбике в «Шурале», о чем вы говорили в интервью «Вечерней Казани», сожалея, что этот сказочный балет на музыку Фарида Яруллина в хореографии Леонида Якобсона редко показывают в Санкт-Петербурге.

- Да, раньше так и было, но теперь «Шурале» идет у нас чаще. Сложности были потому, что в спектакле задействовано много детей, и у него непростая сценография, требующая длительного монтажа. Только что мы показали «Шурале» на Исторической сцене Большого театра. И это большое событие, ведь ранее спектакль шел только в филиале Большого (сейчас в этом здании расположен Московский театр оперетты). Будем надеяться, что у балета, которому в этом году исполнилось 80 лет, начинается новая яркая страница бытования.

- Тем более что показ в Москве и вручение вам высокой государственной награды практически совпали по времени, и внимание аудитории к «Шурале» стало более заостренным. Но вернемся к «Анюте». Известно, что вас как артистку привлекают психологическая и драматическая составляющая образа, который создаете на сцене. Задумывались, почему все же героиня балета предала своих близких?

- Ну конечно. Однако не станем забывать, что эта будущая драма произошла из лучших побуждений: идя под венец со старым чиновником, Анюта надеялась, что сможет помогать отцу и маленьким братьям. Но попав в светское общество, девушка поддалась его соблазнам. В то же время ведь и сам супруг подтолкнул ее в объятия высшего сановника. Получается, Анюта идет по пути, на который ее вынудили вступить, да просто подтолкнули.

- Но ведь у человека всегда есть право выбора!

- Это мы сейчас так рассуждаем. А речь идет о нравах общества позапрошлого века, когда девушка была по сути бесправна, не имела права голоса, и порой с ней обращались как с вещью.

Автор фото: Рамис Назмеев

- Полагаете, сейчас подобное, сделка с совестью, предательство любви в том числе, не встречается?

- Встречается, увы. В обществе еще живут некие традиции, когда родители диктуют детям, выбирая жениха или невесту. Но здесь все от зрелости личности зависит, насколько человек готов противостоять [мракобесию]. Если сравнить балетный спектакль и фильм-балет, то последний заканчивается кадром, когда исполнительница роли Анюты (а это уникальная балерина Екатерина Максимова) плачет. То есть она признает ошибку, сожалеет о том, что пошла на неравный брак, отдает себе отчет, что потеряла и к чему пришла. А в балете Анюту на руках уносят офицеры, но главный акцент смещен на трагедию отца.

Если в фильме камера может приблизиться к героине и показать все эмоции на ее лице, то на сцене мы можем это показать только через танец, и это - вызов для артистов. Балет идет на сценах нескольких театров страны, публика его любит, потому что он задевает нечто очень важное в глубине души человека. Значит, хореограф сделал верные и точные акценты.

Автор фото: Рамис Назмеев

- Во время подготовки к премьере на сцене Мариинского вы работали непосредственно с Владимиром Васильевым?

- Да, и это было настоящее счастье. Владимир Викторович приходил на все репетиции, и знаете, что интересно: он нашел к каждой артистке особый подход и нюансы в роли (у нас несколько исполнительниц партии Анюты, я не единственная). У каждой был личный контакт с мастером. Мы созваниваемся с ним до сих пор. Вскоре предстоит поездка в Пермский театр оперы и балета на чествование Васильева, мы будем участвовать в гала-концерте. А если удастся, то еще и в Москве в Доме музыки (программа состоит из номеров, которые исполняли Владимир Васильев и Екатерина Максимова).

- Что отличает творческую манеру Васильева-режиссера?

- Прежде всего он очень требователен к музыкальности. Скажем, в «Анюте» очень трогательное лирическое адажио, и он требовал от нас, чтобы на каждую ноту было определенное движение, протяженность, лиричность. И если вдруг кто-то не попадал в музыку, то мы всегда останавливались и проговаривали, что не так и как лучше сделать. Конечно, балетное искусство от музыки неотделимо, и если все соединяется как пазл (сильная доля, мелодия, танец, движение), то ты получаешь невероятное наслаждение, спектакль передает накал эмоций, и зрители это считывают.

- Вы рекомендуете «Анюту» для семейного просмотра?

- Разумеется! Можно Анюту осуждать, но мне кажется, что в конце концов она осознает, что потеряла. На этом образе молодежь учится понимать, как важны семейные отношения и такие вечные ценности, как любовь, честность, открытость, искренность и преданность. Мне кажется, что искусство всегда отражает время, не только нынешнее, но и в приложении к нему. Поднятые авторами балета «Анюта» проблемы (как и грехи), к сожалению, идут за человеком из века в век.

Автор фото: Рамис Назмеев

- Вы упомянули о таком обязательном условии для артиста балета, как музыкальность. Встречали коллег, у которых отсутствует музыкальный слух?

- Очень каверзный вопрос (смеется)! Никогда человек, которому, что называется, медведь на ухо наступил, на сцену не попадет. Учась в академии, мы получаем музыкальное образование, сами играем на фортепьяно. Некоторые сложности могут возникнуть лишь при подготовке к премьере, если материал еще не усвоен, не очень ты еще хорошо знаешь произведение. Учтем и такой момент, как живая музыка, то есть оркестр и дирижер, и в процессе репетиций могут меняться темпы. Но это все лишь на подготовительном этапе. А когда происходит слияние, дирижер соединяет происходящее на сцене с музыкой, тогда это все играет.

- Расскажите об апрельской премьере Мариинского театра – балете «Танцсцены», пожалуйста. Критики пишут, что этот балет на музыку Игоря Стравинского под управлением Валерия Гергиева в хореографии Вячеслава Самодурова стал значимым событием в хореографическом мире.

Автор фото: Рамис Назмеев

- Это новая интерпретация «Петрушки» и «Концертных танцев», совершенно иной хореографический образ мысли. Было чрезвычайно интересно работать над этим балетом, тем более что Вячеслав Самодуров вырос и состоялся как артист в Мариинском театре (исполнял ведущие партии с 1992 по 2001 год.«ВК»), а теперь впервые выступил на родной сцене в новом качестве. В этой постановке я выступала с такими выдающимися коллегами, как солисты Ким Кимин, Филипп Степин, Надежда Батоева, Константин Зверев, Александра Хитеева, Мей Нагахиса, Максим Изместьев (на фестивале в Казани он блестяще выступил в партии Модеста Алексеевича в «Анюте».«ВК»), Анастасия Лукина, Влада Бородулина, Роман Малышев, Ярослав Байбордин. Если говорить о ближайшем времени, то приму участие в открытии большого музыкального фестиваля «Звезды белых ночей», который откроется в Санкт-Петербурге 22 мая балетом «Баядерка» (Рената Шакирова выступит в партии Никии.«ВК»). Фестиваль продлится по 3 августа, программа насыщенная, приглашаю всех приехать в наш город!

- Рената, а когда же в отпуск?

- В августе, но долго бездельничать я не люблю, так что открыта новым проектам, приглашениям.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей