Разговоры о грехе: повторит ли тридцатилетний успех «Любовник» Ильгиза Зайниева?
Немного секса, чуток ксенофобии и назидательные споры о грешной любви на фоне мещанской мелодрамы – таким получился спектакль «Любовник» Ильгиза Зайниева по пьесе Туфана Миннуллина, которому нынче исполнилось бы 90 лет.

Почти тридцать лет назад, в 1996-м, драма «Любовница» прославленного драматурга в постановке великого Марселя Салимжанова произвела эффект разорвавшейся бомбы! О ней преданные зрители помнили все эти годы. И новая постановка оправданно привлекла к себе огромное внимание публики: билеты на «Любовника» раскуплены до конца декабря.
Над спектаклем в команде Зайниева работали художник-постановщик Булат Ибрагимов, композитор Эльмир Низамов, хореограф Салима Аминова, художник по свету Николай Романов. «Любовник» идет в Восточном зале нового здания ТГАТ им. Г. Камала. Сцена в виде арены не дает простора для смены декораций, зато она крутится. А еще замечательно использованы архитектурные нюансы: когда главный герой находится в своем офисе, то очень эффектно раздвигается занавес на панорамном окне и видимый сквозь него пейзаж – озеро Кабан и строения на его берегу – становится частью сцены.
Получилось ли у Зайниева повторить бешеный успех пьесы «Любовница», переименовавшего ее в «Любовника»? Кстати, «смена пола» в названии пьесы после просмотра спектакля видится очевидной. Ведь речь в нынешней постановке в первую очередь идет о главном герое, которого блестяще исполнил народный артист Татарстана, обладающий выдающейся драматической харизмой и размахом дарования Искандер Хайруллин. Его талант – главное событие постановки.

Собственно, Хайруллин один и «вывозит» спектакль. Лишь ему-то и веришь безоговорочно, когда его герой проходит психологические стадии от неприятия ситуации до гнева, от глубокого отчаяния до разочарования и решения простить и уйти… Веришь, когда в тщетной попытке вернуть чувства Анисы он растерян как мальчишка, пытается рассмешить любимую, уморительно шалить или даже взять ее силой (сексуальный эпизод выглядит весьма натурально). И в то же время – смеется сквозь невидимые слезы в момент, когда душа рыдает, обнаружив обман. И ведь ничем уже не поможешь этим несчастным, исчерпавшим себя отношениям! Здесь какой-то другой акцент получился – словно реквием не случившейся судьбе.
Хваткий, в чем-то жесткий делец из мира шоу-бизнеса Хабир-Хайруллин – 45-летний женатый мужчина, имеющий двоих взрослых детей. К разрыву отношений с Анисой он оказался не готов, сбит с толку, обескуражен. Выдающийся мастер современной национальной сцены Искандер Хайруллин настолько достоверен в этом спектакле, что персонажу искренне сочувствуешь, несмотря на то, что есть, есть в чем его упрекнуть (почему не разводился столько лет, почему не предлагал Анисе завести общего ребенка?). Симпатии – однозначно на стороне Хабира, а не его любовницы. Творческий талант Хайруллина превратил «Любовника» по сути в моноспектакль, бенефис одного актера, на фоне которого померкли все остальные персонажи.

Кстати, первыми исполнителями главных ролей в спектакле – любовников Хабира и Анисы – почти тридцать лет назад были родители нынешнего главного героя спектакля Искандера Хайруллина – народные артисты республики Ильдар Хайруллин и Алсу Гайнуллина. Как вспомнил в разговоре с редактором отдела культуры «Вечерней Казани» Ильдар абы, «Салимжанов поднял спектакль на уровень сильнейшей драмы. Имевшая огромный успех у публики постановка Марселя Хакимовича (казалось, что все татарские женщины Казани посмотрели ее!) вызвала большой общественный резонанс и накал: о ней говорили, спорили, дискутировали. Вопросы греха, любви и веры тогда были для татарского народа очень важными».
Подросло новое поколение театралов… Однако далеко не все зрители нынешней премьеры открывают для себя заново этот драматургический материал. Очень многие поклонники Камаловского театра из тех, кто видел и был потрясен спектаклем в 1990-е, не скрывают разочарования – дескать, не те акценты, не тот ракурс, не тот градус накала. И параллельно высказывают версию: возможно, отлично чувствующему дух времени опытному режиссеру Зайниеву не удалось получить разрешение на адаптацию текста под современные реалии (якобы перерабатывать пьесу не разрешила обладательница авторских прав на творческое наследие Туфана Миннуллина его дочь). В итоге уместная тридцать лет назад злободневность оказалась устаревшей как старомодный костюм – вроде и сидит по фигуре, но выходить в нем на люди уже не стоит.
Во-первых, покажите мне современную женщину, которая считает себя старой девой в 26 или даже в 36 лет? Нынешние дамы независимы, успешны в карьере, рожают под сорок лет и не тяготятся статусом незамужней. Прагматичные свободные отношения тоже в наших реалиях не редкость, и уж, конечно, не позор и не повод к самобичеванию. И это ли не действительная проблема в условиях демографической катастрофы и упадка института семьи? (Риторический вопрос: а где же наша новая актуальная драматургия?)
Что же видим? Купавшаяся в достатке (не без элементов роскоши модный интерьер квартиры, купленной на деньги сожителя, шикарные шелковые наряды) Аниса в исполнении заслуженной артистки РТ Гульчачак Гайфуллиной через десять лет ровных и, очевидно, счастливых романтических отношений после единственного посещения мечети внезапно осознает бесперспективность затянувшегося адюльтера. И начинает рефлексировать: живу в грехе, но рожать от женатого не хочу, его развода тоже не хочу. Не «с жиру» ли дамочка бесится? В общем, малоубедительные страдания на ровном месте. Причем ни в облике, ни в манерах, ни в обстановке ничто не говорит о том, что она – учитель. Скажу напрямик: нынешней Анисе образца 2025 года мало кто сочувствует.

Остальные персонажи тоже раскрыты довольно схематично: юная хищница-секретарша (Алия Гарифуллина/Илюса Камалеева), старушка с улицы, жена погибшего на ВОВ солдата Хабира (народная артистка РТ Фирая Акберова), влюбленный в Анису поэт-«нищеброд» (заслуженные артисты РТ Ильнур Закиров/Раиль Шамсуаров) и образцовый хазрат (заслуженный артист РТ Фанис Сафин) мало трогают душу и потрясений не вызывают. Ну, сыграли и сыграли.
Непременно добавлю, что написанные композитором Эльмиром Низамовым специально к спектаклю песни («Скучая по тебе» на стихи Эльмиры Джалиловой; «Дороги судьбы» на слова Рената Хариса; «Еще один раз» на стихи Йолдыз Миннуллиной в исполнении заслуженного артиста РТ Ильгиза Мухутдинова) кратно усилили и украсили атмосферу постановки. Даже не знающий татарского языка зритель проникается красотой мелодии и голоса, понимая боль раненого сердца. Откликается каждый, кто пережил потерю того, кем дорожил и не мыслил себя без ставшего родным человека. Разделит эту боль и тот, кого однажды вероломно предали, засадив «топор в спину».

В финале пронзительно звучат прощальные слова Хабира: «Зачем ты меня обманула? Ты ведь знаешь, самый большой грех на земле – обмануть любящего тебя! Ты добилась чего хотела: что-то в душе оборвалось. А я ведь и вправду чуть не стал считать свою любовь грехом. Ладно, все к лучшему, пошел я, но обнимать не стану и руки не подам – боюсь, не смогу уйти. Будь счастлива. Прощай».
А вслед – вопрос Анисы:
- Ключи от квартиры оставил?
Возможно, автор рецензии в чем-то неправа, однако режут слух и заставляют морщиться некоторые реплики с ксенофобским душком, вложенные драматургом в уста Хабира: «Мухаммад был евреем!», «Это все евреи придумали!» (о религиозных канонах), светский закон о брачном союзе он называет «русским», а союз после заключения обряда никах – «татарским». Даже если это шутка, ей-богу, не смешно. Заканчивается первая четверть XXI века, и такие высказывания выглядят неприличной архаикой.
Теперь о пресловутом «грехе», о котором постоянно рассуждают герои.
«Неудобно человеку жить в этом мире, – восклицает Хабир. – Ничего нельзя. Понимаю, воровать, драться, убивать нельзя. Но любить-то можно? Если человек любит любящего его человека, то зачем ему запрещать? Животным и то легче, и греха нет (кстати, омерзительное хихиканье в зале. – «ВК»).
Собственно, о сути этого великого чувства несколько веков назад сказал великий Шекспир, вложивший в уста Джульетты слова: «Как чисто все в любви!».
Подписывайтесь на нас в Дзен!
По данным следствия, четверо сотрудников полиции поймали иностранца на трассе и начали вымогать у него крупную сумму. Пока задержаны только трое, кто еще мог быть в группе «оборотней», не раскрывается.
Следствие добилось для предполагаемого заказчика покушения на Ирину Шевыреву продления ареста — это время правоохранители хотят использовать для проверки причастности Шевырева и к другим преступлениям.
Горсуд Набережных Челнов на два месяца отправил в СИЗО бывшего мэра Нижнекамска Рамиля Муллина. По версии следствия, экс-чиновник на своем посту провернул аферу с контрактниками на более чем 60 миллионов рублей.
С января в республике тарифы на ЖКУ вырастут на 1,7%, а в октябре — на 18,2%. А небольшие УК могут обанкротиться из-за изменений правил УСН и перехода на общую систему налогообложения, что снова может привести к повышению цен.
Кабмин Татарстана наконец выбрал вариант трассировки дороги-дублёра Оренбургского тракта, однако этот вариант вызвал критику. Эксперты считают, что с обществом решение так и не обсудили.












