Новый взгляд на коллекцию западноевропейского искусства Татарстана
Итог большой совместной работы с ГМИИ им. А.С. Пушкина представят в главном особняке Государственного музея изобразительных искусств Татарстана на выставке западноевропейского искусства «Новый взгляд». Одни раритеты, включая рамы!

Выставка западноевропейского искусства «Новый взгляд» из казанской коллекции ГМИИ РТ доступна с 14 мая по 9 ноября. Идти на нее следует не сомневаясь: в экспозиции графика, артефакты, фарфор, керамика (вплоть до IV века до н. э.), скульптура и живопись старинных зарубежных мастеров.
Название выставки «Новый взгляд» научно обосновано: представлены итоги совместной работы со специалистами ГМИИ им. А.С. Пушкина по исследованию и новой атрибуции коллекции казанского музея, основным ядром которой, как известно, является художественное собрание известного казанского коллекционера Андрея Федоровича Лихачева (1832–1890). Затем, в 1920–1930-е, собрание существенно пополнилось поступлениями целого ряда первоклассных по художественному уровню произведений, в том числе из Государственного музейного фонда и ГМИИ имени А.С. Пушкина. В большинстве своем картины приходили в Казань с дореволюционными атрибуциями.
На протяжении многих лет специалисты ведущих музеев изучали произведения из собрания ГМИИ РТ. Первым на нее обратил внимание видный исследователь Юрий Иванович Кузнецов (1920–1984) – сотрудник Государственного Эрмитажа, выдающийся знаток западноевропейской живописи и рисунка. Кузнецову принадлежит часть первой публикации и введения в широкий научный обиход двух картин голландских художников XVII столетия.

Дальнейшие изыскания продолжили двое ведущих отечественных специалистов в нескольких направлениях. Так, Виктория Эммануиловна Маркова на основании авторской подписи идентифицировала редкий для российских музеев образец искусства итальянской интернациональной готики – «Мадонну со Святыми Стефаном и Антонием аббатом», исполненную в 1390-х годах флорентийским живописцем Мариотто ди Нардо (ок. 1373–1424). В 2024-м Маркова посетила десяток региональных музеев России, в том числе и Казань, где хранится итальянская живопись, провела визуальный осмотр состояния произведений и дала рекомендации по реставрации, атрибуции и экспонированию.
А доктор искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина Вадим Анатольевич Садков обследовал картины голландского, фламандского, нидерландского искусства ГМИИ РТ и провел атрибуцию произведений.
– Это сильно повлияло на новое видение казанской коллекции западноевропейского искусства в целом, – пояснила «Вечерней Казани» директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева. – Ученый сделал вывод: сформированное еще в XIX столетии региональное собрание старой европейской живописи в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан содержит целый ряд первоклассных, а в некоторых случаях и уникальных произведений.
Иными словами, у казанцев есть замечательный повод посмотреть другими глазами на, казалось бы, известное собрание сокровищ ГМИИ РТ. И не только посмотреть, но и возгордиться!
Так, в экспозиции «Новый взгляд» представлена классическая гравюра Италии XVI–XIX веков, часть листов происходит из собрания А.Ф. Лихачева (1832–1890). В 1921-м из Румянцевского музея (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве) были переданы гравюры Стефано делла Беллы. Несколько гравюр поступило в 2014 году в составе части известной московской коллекции А.Н. Севастьянова, ставшей значительным приобретением музея за последний период.
Неповторимую страницу в иконографию Рима вписал Джованни Батиста Пиранези
(1720–1778): переселившийся в Рим венецианский архитектор, археолог и гравер, знаток
античности, создатель «жанра руин» (обращенного в прошлое пейзажа). В экспозицию вошел лист из самой известной его серии гравюр Vedute di Roma («Виды Рима»), работу над которой он начал в 1748 году и продолжал в течение трех десятков лет.
Сориентируем зрителя: в зале графики обязательно обратите внимание на античную керамику, ее передали в казанский музей в 1974 году из коллекции Государственного Эрмитажа. Большая часть экспонируемых памятников представлена впервые: это художественная расписная и лепная керамика, предметы быта и домашнего обихода, чернофигурные и краснофигурные сосуды. Все предметы относятся к причерноморским центрам греческой колонизации (Херсонес), а также городам Боспорского царства – Пантикапей (ныне Керчь), Фанагория, Феодосия, и относятся к периоду с VI века до н. э. по III век н. э. Уместно напомнить, что Боспорское царство – это античное государство, некогда раскинувшееся в степях Керченского и Таманского полуостровов, Приазовья и нижнего Дона.
В экспозицию включено более десяти произведений мраморной скульптуры из
коллекции Андрея Федоровича Лихачева, в том числе прекрасный «Молодой Вакх» (1858) итальянского скульптора академического направления Джованни Дюпре (1817–1882) и скульптура «Венера с яблоком» (это копия неизвестного мастера середины XIX века произведения датского скульптора, представителя позднего классицизма Бертеля Торвальдсена (1770–1844). Уникальна яви скульптура «Юпитер», предположительно, относящаяся к серии «Фигуры богов», созданная в 1766 году в Тюрингии, в городе Клостер Файльсдорфе по модели Людвига Даниэля Хейда при участии Вензеля Ноя.

Автор фото: ГМИИ РТ
Коллекция западноевропейского декоративно-прикладного искусства большей частью
представлена изделиями из фарфора и керамики.
– Без преувеличения, это лучшие образцы изделий европейских фарфоровых заводов, где наряду с предметами бытового уровня есть раритеты и высокохудожественные образцы, – отметила хранитель фондов декоративно-прикладного искусства ГМИИ РТ Вера Прокопьева. – Наиболее интересная часть собрания – итальянская майолика из коллекции Андрея Федоровича Лихачева. В собрании ГМИИ РТ представлены изделия фарфоровых фабрик, основанных в Клостер-Файльсдорфе, Фолькштедт-Рудольштадте, Ильменау, Людвигсбурге, Зитцендорфе, Зельбе и других городах.
Интересно, что впервые на выставке представлена небольшая коллекция уникальных исторических рам: в ходе атрибуции произведений декоративно-прикладного искусства специалисты выявили редкие памятники XVIII века, а также рамы петербургских, московских и казанских мастерских XIX столетия. Более того, во время изучения казанской коллекции искусствоведам удалось установить авторство нескольких рам.
Обо всех деталях вы узнаете, посетив исторический особняк ГМИИ РТ (ул. Карла Маркса, 64). А затем для закрепления впечатлений после общения с прекрасным не забудьте заглянуть в музейный «Белый сад», в котором силами горожан и сотрудников музея в прошлом году высажены кустарники и многолетники, цветущие именно белыми цветами. «На языке цветов с незапамятных времен белый олицетворяет не только нежность и чистоту, но и возвышенные чувства, а искусство как раз и служит их выражением», – говорила тогда автору этих строк инициатор создания Белого сада директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
По данным следствия, четверо сотрудников полиции поймали иностранца на трассе и начали вымогать у него крупную сумму. Пока задержаны только трое, кто еще мог быть в группе «оборотней», не раскрывается.
Следствие добилось для предполагаемого заказчика покушения на Ирину Шевыреву продления ареста — это время правоохранители хотят использовать для проверки причастности Шевырева и к другим преступлениям.
Кабмин Татарстана наконец выбрал вариант трассировки дороги-дублёра Оренбургского тракта, однако этот вариант вызвал критику. Эксперты считают, что с обществом решение так и не обсудили.
Родители студентов рассказали, как в учебное заведение принимали не по учебному принципу. Якобы чтобы попасть в колледж, «нужно немножко потрудиться» - финансово. Но защита настаивает, что свидетели не давали такие показания.
После новости о согласовании варианта дублера Оренбургского тракта казанцы выразили недовольство отсутствием обсуждений проекта с экспертным сообществом. На круглом столе пришли к выводу о необходимости создания другого варианта дороги.












