Гедиминас Таранда: «Патриотический балет? Это реально, мы уже такие создаем!»
Легендарный танцовщик выступил с вводным словом перед спектаклем «Жизель» Нуриевского фестиваля. У визита советника по культуре губернатора Калужской области Таранды была еще одна важная цель: возможно, он поставит в Казани большое шоу.

Встреча поколений
В фестивальной «Жизели» публика увидела встречу двух поколений артистов. В заглавных партиях Жизели и графа Альберта выступили прима Мариинского театра 42-летняя Олеся Новикова (ходят слухи, что мать четверых (!) детей собирается завершить карьеру) и премьер Большого театра 40-летний Семен Чудин, которого критики называют настоящим аристократом на сцене. Этот уникальный дуэт вызвал бурю восторга у публики. Но как знать, возможно, казанские зрители в последний раз стали очевидцами их безупречного сценического таланта?
В сказочном любовном треугольнике в партии лесничего Ганса предстал опытный мастер – находящийся на пике физической формы премьер казанской труппы Михаил Тимаев, выстроивший свой образ невероятно тонко, психологично, достигнув драматургической высоты. Давненько мы такого Ганса не видели на сцене!
Из представителей молодого поколения ярко проявили себя, сорвав немало аплодисментов в свой адрес, казанцы Алексей Помыткин и Дина Набиуллина (вставное па-де-де), а в партии Мирты – утонченная, изысканная Дэйманте Таранда из Большого театра. Отметим, что это был ее дебют на Нуриевском фестивале. Во время общения с прессой перед спектаклем чувствовалось, что отец балерины очень ей гордится и, конечно, возлагает большие надежды, а в будущем надеется, что дочь наследует его детище – «Имперский русский балет».
Скоро кордебалет будет состоять из одних девушек
Солист Большого театра (куда его принял лично великий Юрий Григорович и поставил именно на него ряд своих балетов – «Раймонда», «Прыжок тигра», «Золотой век») Гедиминас Таранда более 30 лет назад создал и возглавляет поныне частный театр «Имперский русский балет», с которым с огромным успехом гастролировал по всему миру.

Масштабный талант Гедиминаса Леоновича как творца и общественного деятеля бесспорен. Априори Таранда – один из лучших антрепренеров и организаторов хореографического движения в России. Всем памятны его балетные шоу в открытых общественных пространствах, например «Лебединое озеро» на воде на Олимпийских играх в Пекине в 2009-м, планетарного уровня экологическое шоу-балет «Полет над легендой» в защиту озера Байкал и многие другие. В Москве действует его Академия балета, в Калужской области он проводит регулярные летние балетные лагеря для детей и вот-вот откроет там же балетную школу. С 2022 года заслуженный артист России Гедиминас Таранда является советником по культуре на общественных началах губернатора Калужской области, где с присущим ему творческим размахом применяет свой опыт и стратегическое мышление.
Редактор отдела культуры «Вечерней Казани» не упустила счастливой возможности побеседовать со звездой.
- Гедиминас Леонович, рада приветствовать вас в Казани! Сейчас довольно часто звучит мнение о том, что в классическом театре надо все кардинально менять, при этом делают ставку в первую очередь на технические новинки, дескать, эти «фишки» (экраны, эксперименты со звуком и светом) помогут привлечь молодого зрителя. А каким вы видите будущее балетного искусства? Какие вызовы предъявляет ему время? И, кстати, каким образом может проявиться современный русский балет в патриотическом направлении?
- Понимаете, развитие классического балета в нашей стране всегда было очень удачным. Хотя, казалось бы, рухнула империя, царская власть… Все сломали. И вдруг на обломках старой России выросло совершенно необыкновенное классическое искусство, которое дало жизнь, которым восхищались на Западе и которое долгие годы было впереди планеты всей, как и советский космос. Балет, театр – это всегда отражение всей страны, хотим мы этого или нет, мы связаны с этим. И как только страна приходит в упадок, когда театр перестает поддерживаться финансово государством, то падает мораль и общий культурный уровень. На мой взгляд, театр всегда должен поддерживаться государством. Потому что это очень дорогостоящее искусство. Но оно должно принадлежать на-ро-ду! Это ленинское, кажется, высказывание очень правильное. Кто создал русское искусство? Народ, то есть сначала артисты крепостных театров, которые, становясь свободными, продолжали учиться дальше, а последовавшая затем революция стала для них толчком в достижении целей, о которых ранее они, может, и мечтать не смели. Расцвет советского искусства произошел при поддержке государства. Но как только оно бросает театры, симфонические оркестры и так далее, жди беды. Мы видели это в 1990-е годы. Да и сейчас этот вред остался…

- Вы про шлейф периода упадка в постперестройку?
- Не только. Последние современные события, включая пандемию и изоляцию, военные действия в зоне СВО, показали, насколько хрупок балетный мир (мы же с вами конкретно о балете говорим?). В первую очередь это отражается на кадрах. Сейчас просто страшная нехватка мужчин в балете. Что происходит? Государство вкладывает сумасшедшие деньги в хореографическое образование: мальчишек обучают восемь лет, выделяются грандиозные деньги, чтобы сделать из них артистов. Они заканчивают Московскую, Петербургскую академию, другое высшее учебное хореографическое заведение, а потом идут в армию, в военную часть, надевают кирзовые сапоги. И за два года теряют все, чему их научили. Это трагедия. Невозможно через два года срочной службы вернуться снова в балет и стать великим профессионалом, который мог бы оказаться на пике российского хореографического искусства. Это - невозможно. Вопрос надо решать немедленно! В итоге Московская академия выпускает всего десять мальчиков в год на восемь балетных театров в Москве! Петербург – то же самое. Это мизер и совсем не смешно. И что же ребята делают? Они вынужденно уезжают из страны, потому что хотят остаться в профессии. Или вообще уходят в другие сферы деятельности, потому что невозможно жить на ту зарплату, которую предлагают театры для молодых мужчин.
- И сколько же платят артистам балета?
- Тридцать, сорок, максимум пятьдесят тысяч. Артист балета начинает репетировать в 10 утра, а уходит из театра в 22 часа. Это каторжная работа. Конечно, молодые парни будут уходить в другие сферы. Это очень обидно: мы теряем эту профессию. Она становится непопулярной среди населения.

- Но эта проблема хроническая, она возникла лет двадцать пять назад.
- Последние годы мы только об этом и говорим на всех уровнях: родители перестают вести мальчиков в хореографические училища. Балет перестал быть престижным, он малооплачиваем, потому и не ведут. Очевидно же: никогда и никого не привлечет малый заработок. Посудите сами: это же молодые парни, у них обязательно появятся семьи, и как им жить? Поэтому материальная составляющая в балете – одна из главных проблем, которые надо решать. А еще ни в коем случае не допускать отток наших кадров на Запад. А он до сих пор происходит.
- Разве государство не заинтересовано в том, чтобы талантливые ребята не уходили из балета, не уезжали за рубеж?
- Помимо нормальных зарплат им надо предоставлять жилье. Жилищный вопрос для молодых – самый острый. Не только в балете.
- Так скоро кордебалеты будут из одних девушек состоять?
- Да, к этому идем. Для нас это огромная проблема, о ней надо говорить громко, постоянно, писать письма, будировать тему, чтобы достучаться до тех, кто принимает решения. Потом будет поздно, вернее, уже сейчас поздно. Мы теряем поколения, уже сейчас очевидны кадровые проблемы. А ведь государство хочет открывать новые театры со стационарными труппами: строятся потрясающей красоты театры в Севастополе, в Кузбассе, на Дальнем Востоке. А кто там будет танцевать?

- Где же брать артистов, если их не хватает?
- Эту гигантскую проблему надо решать прямо сегодня. И возвращаясь к началу нашей беседы: новые технологии в театре – всегда хорошо. Но их могут позволить себе единицы. Прежде всего новые театры, которые строят сразу с современной «начинкой». Имеющие экраны старые «богатые» театры могут заказывать видео-арт, видеодекорации, специальные программы, но таких мало. Остальные вынуждены платить сумасшедшие деньги за аренду оборудования. Замкнутый круг. А кто не может оплатить, те будут делать декорации по старинке, использовать традиционную сценографию. Если художник выдающийся, то и спектакль получается выдающимся. Сам-то я приверженец рисованной сценографии, она вводит меня именно в Театр, в его волшебный мир.
И вот еще одна у нас проблема: мы должны очень активно искать и поддерживать молодых хореографов! Не надо бояться пускать в государственные театры молодых. Что у нас происходит: главный балетмейстер, который десятилетиями сидит на должности, никогда не пустит молодого конкурента. Это практически невозможно. Но на чем же расти молодой смене, где применять свои таланты? Страна должна системно воспитывать хореографов, которые рано или поздно сменят наших аксакалов. В России не так уж и много представителей нового хореографического поколения: Юрий Посохов, Вячеслав Самодуров, Соня Гайдукова, еще есть талантливые имена, но их совсем немного.

- При вашем «Имперском русском балете» существует система балетных школ…
- На самом деле, она одна и два ее филиала. В них обучаются более ста ребят. Ежегодно мы поставляем по 10-15 детей в Московскую академию, наши выпускники приходят в Мариинский театр, в театр балета Бориса Эйфмана. У нас один из самых высоких показателей поступления воспитанников в академию.
- При этом вы работаете как частное учреждение?
- Без всякой господдержки тридцать лет! Кто бы помог, но нет, никогда. Видите ли, меняются правительства, вот и весь сказ. С одними договорились — тут пришли другие, потом третьи команды…
- Мальчиков к вам ведут?
- Не так много, как хотелось. Сейчас у нас восемь ребят. Троих взяла Московская академия, они год уже отучились. Еще четверых готовимся отдавать.
- Как убедить родителей отдать ребенка в балетную школу? В советские время, помнится, тренеры в поисках перспективных детей по школам рыскали, та же система практиковалась в поиске особо одаренных музыкальными способностями детей.
- Систему надо вернуть на государственный уровень. Мы в Калужской области в этом направлении работаем: делаем сильные спектакли в малых городах, где никогда не было балета, устраиваем летние балетные лагеря для детей.

Таранда заедет в «Орду» с «Половецкими плясками»?
- Почему упор на Калужскую область?
- Я же советник по культуре губернатора.
- Повезло Калуге!
- (Смеется.) В общем, мы многое там делаем. Сейчас готовимся открыть академию балета. Тоже частную… Конечно, это трудно все, невозможно трудно!
- Зато такие выдающиеся организаторы, как вы, остаются в истории!
- Живем-то сейчас. Хочется сделать в десять раз больше.
- Расскажите о вашем шоу-балете «Полет над легендой», как писали очевидцы, планетарного масштаба.
- Это классическое шоу-балет об озере Байкал и проблеме его сохранения. Сделали его в Год экологии в Тарусе, провезли по Калужской области, показали и в Москве. Правда, до самого Байкала еще не добрались. В шоу участвовали наши российские ребята, которые впервые в истории перелетели Байкал на воздушном шаре и увидели все эти чадящие заводы, уничтожавшие экологию вокруг священного озера. Они привлекли внимание всей страны: вредные производства закрыли! Эту потрясающую историю мы показали в балете, создав масштабное полотно. По уму, это просвещенческое, даже воспитательное шоу должно было заинтересовать министерства экологии, здравоохранения и так далее. Ну, вот мы протрубили, а где участие ведомств? Возьмите нас, покажите в регионах… Иначе для чего мы «Полет над легендой» создавали, не только ведь ради авторского высказывания и амбиций? Притом что шоу до сих пор показывается в Калужской области, где много водоемов и рек.

- Сохранение водных ресурсов России – очень актуальная тема. В Казани тоже ведь и озеро Кабан, и реки - Казанка и Волга, в республике множество рек и озер… Вот бы и нам это шоу увидеть!
- А вот прямо сейчас будем думать на эту тему. Потому что Казань и вообще Татарстан стоят на пике всего – истории, политики, культуры, музыки… Идеальная просто точка сплетения. Казань теперь не узнать! Да, можно построить прекрасный город, отреставрировать дома, но главное – подарить счастье людям. И я увидел на улицах Казани молодые счастливые семьи, значит, все у вас хорошо. Тем более что есть такой прекрасный театр, руководители которого делают фантастический фестиваль имени Нуриева.
- То есть велик шанс, что Таранда приедет к нам со своим проектом?
- У нас есть друзья в Казани, которые делают многое в плане культуры. Несколько проектов мы хотим предложить правительству республики. Знаю от строителей, что в проекте есть закладка в Казани этнографического проекта – городка под названием «Орда» и что вскоре в Казани будет заложен новый музей современного искусства. И мы готовимся принять участие в этих проектах. Мечтаем также показать наши «Половецкие пляски»: это большой зрелищный спектакль, в котором участвуют 150 человек, с лошадьми, лучниками, кострами. Прямо вижу, как мы въезжаем в пространство «Орды» в буквальном смысле с искусством. Конечно, хотели бы представить наши спектакли и на сцене театра имени Джалиля, а еще наше «Лебединое озеро» на воде, в котором используется и балет, синхронное плавание, и прыжки в воду.
- Кажется, это идеальное шоу для чемпионата мира по водным видам спорта, который Казань принимала в 2015 году и готовится принять в 2031-м! Кроме того, в 2026-м Казань станет культурной столицей исламского мира. Кстати, говоря о своих друзьях, вы случаем не известного российского бизнесмена, мецената, коллекционера Исмаила Ахметова имеете в виду?
- Да, именно. С Исмаилом Тимировичем мы замечательно сотрудничали в Тарусе не над одним большим гуманитарным проектом. С радостью продолжу работать с ним и в Татарстане.
«Я – баловень судьбы, но ею сильно битый»
- Вы не только в Калужской, но и в Псковской области делаете масштабные проекты…
- Губернатор Псковской области проводит ежегодные балы Победы, посвященные нашим героям-воинам прежних времен и нынешним. В этом году в резиденции губернатора провели два бала – 23 февраля и 9 мая. Мы чествуем героев СВО и их семьи: от генералов до младших чинов. Сначала выходит рота почетного караула, выносятся знамена всех частей, присутствуют и ВДВ, и ГРУ, ракетчики, другие подразделения. Потом по сценарию переносимся в 1940-е годы: звучит «Рио-Рита», цветущая набережная Пскова, и мы окунаемся в ту эпоху, показываем, как восстанавливали страну, строили заводы, как верили в мечту. И вдруг пришла война. И мы говорим об артистах, приезжавших на фронт, которые говорили с бойцами не о тяготах, а о любви, балете, опере, оперетте, о светлом. О том, ради чего стоит жить.
- Полагаю, это огромное культурное событие для Пскова.
- Бал состоит из трех частей (в нем представлены балет, хор, опера), но самое главное, что все наши лейтенанты, полковники, генералы участвуют в представлении, они танцуют вальс со своими женами. И мы должны говорить в своем творчестве о том, что российские воины и их семьи – это белая кость, элита нашей страны. И тут мы с вами касаемся темы, которую вы затронули в начале беседы, – патриотический театр. Считаю, что патриотикой надо заниматься серьезно. Настоящие патриоты себя в грудь не бьют. Они просто делают дело для своей великой страны. Патриотическая тема в театре – очень тонкая вещь, и она должна делаться чистыми руками людей, которые живут, хотят жить в своей стране, чтобы жили здесь их дети, внуки и правнуки. Очень важно, чтобы именно такие люди создавали новый театр России. Вот мы сделали балет про Байкал, а это ведь тоже – патриотизм. Главное, чтобы никаких трафаретов, штампов и схематичности.

- Вы себя считаете баловнем судьбы?
- Конечно. Мне повезло: меня выбрал и принял в штат Большого театра сам Юрий Николаевич Григорович. Как он разглядел меня, не понимаю. Но он поверил и поставил на меня несколько спектаклей. Григорович – гений.
- Вас назвали в честь великого литовского князя Гедиминаса. Повлияло имя на вашу судьбу?
- Считаю, что повлияло. Кстати, когда я приехал в Калугу, мне показали: вот на том берегу было русское царство, а на этом – русско-литовское, которым и правил князь Гедимин. Так что в некотором смысле на калужской земле я – свой. Представляете, в русско-литовском княжестве до XIV века все документы велись на русском языке! Это говорит о том, насколько Литва была близка по составу населения, по своему духу к нам. И недаром князья Гедиминовичи, между прочим, стоят на памятнике Тысячелетия Руси. И герб литовский на Спасской башне Кремля тоже есть среди других. Потому что литовские князья, литовские фамилии внесли колоссальный вклад в становление России. Раньше «Имперский русский балет» много выступал в Литве, в знаменитом Тракайском замке мы показывали «Кармен» с Майей Плисецкой, «Лебединое озеро», «Половецкие пляски» с хором и оркестром… Сейчас уже связи с Литвой прерваны, и это понятно.
- Гедиминас Леонович, как актер вы участвовали в 15 кинопроектах, к тому же в 2004-м вас зачислили в штат театра им. Моссовета.
- Эпопея с кино и драматической сценой закончена. О театре Моссовета храню наилучшие воспоминания: я выходил на сцену с Александром Линьковым, Ольгой Остроумовой, Ольгой Кабо, снимался с Людмилой Гурченко, с Инной Чуриковой! Поэтому, конечно, я баловень судьбы, хотя она и била меня порой нещадно, но так и положено: баловней надо наказывать.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
По данным следствия, четверо сотрудников полиции поймали иностранца на трассе и начали вымогать у него крупную сумму. Пока задержаны только трое, кто еще мог быть в группе «оборотней», не раскрывается.
Следствие добилось для предполагаемого заказчика покушения на Ирину Шевыреву продления ареста — это время правоохранители хотят использовать для проверки причастности Шевырева и к другим преступлениям.
С января в республике тарифы на ЖКУ вырастут на 1,7%, а в октябре — на 18,2%. А небольшие УК могут обанкротиться из-за изменений правил УСН и перехода на общую систему налогообложения, что снова может привести к повышению цен.
Кабмин Татарстана наконец выбрал вариант трассировки дороги-дублёра Оренбургского тракта, однако этот вариант вызвал критику. Эксперты считают, что с обществом решение так и не обсудили.
Родители студентов рассказали, как в учебное заведение принимали не по учебному принципу. Якобы чтобы попасть в колледж, «нужно немножко потрудиться» - финансово. Но защита настаивает, что свидетели не давали такие показания.












