Культура
15 октября 14:52
Автор материала:Ольга Юхновская

«Человек в футляре» Казанского ТЮЗа не бичует порок, а смеется над ним

Режиссер Радион Букаев обозначил жанр постановки как «веселый реквием» и поместил действие в коммуналку середины ХХ века. По стилистике вышел гротескный коллаж нравов с ностальгическими нотами. А финал не чеховский – он дает надежду.

«Человек в футляре» Казанского ТЮЗа не бичует порок, а смеется над ним

Автор фото: Казанский ТЮЗ

В спектакле задействован роскошный актерский ансамбль, причем из артистов, представляющих три поколения – Александр Яндаев (учитель Буркин), Павел Густов (Беликов) и Алсу Густова (Варвара Саввишна), Полина Малых (девушка, Мечта). Помимо основной роли каждый постоянно перевоплощается в дополнительных персонажей, и оттого кажется, что на сцене их не четверо, а более десятка! Чета Густовых показывает просто высший пилотаж в каждой из мизансцен, ловишь каждый жест, взгляд и фразу, и не можешь насмотреться на этот эксцентричный и гармоничный актерский дуэт.

Несмотря на то, что рассказ Чехова «Человек в футляре» школьники изучают в шестом классе, потенциально зрительская аудитория этой великолепной калейдоскопичной постановки однозначно шире установленного возрастного ценза 12+. Людям более старшего возраста тоже будет нескучно! «Виной» тому – несколько гиперболизированные образы персонажей (кажется, им присущи черты обитателей советских коммуналок, которых увековечил писатель Михаил Зощенко).

Один облик Беликова чего стоит: персонаж Густова предстает почти в карикатурном виде – в ботинках на огромной платформе (один в один как сейчас предпочитает молодежь), в не менее модном черном пальто до пят и в очках «кота Базилио». И в то же время он неуловимо напоминает Гениального сыщика из мультфильма «Бременские музыканты». Таких цитат и отсылок в постановке – множество, и для зрителя с определенным житейским багажом этот сценический калейдоскоп чрезвычайно увлекателен.

Автор фото: Казанский ТЮЗ

Сама сцена представляет собой то ли казанский музей соцбыта, то ли воскресную барахолку: собрано огромное количество винтажных предметов от горнов и красных флажков, коньков, игрушек до ружья, качелей, песочницы и даже газетного стенда «Известия», на котором написано «Берегите хулиганов». Причем это все не лежит мертвым антуражем, а активно задействуется.

Также режиссер тщательно поработал над музыкальным сопровождением. В спектакле звучат до боли знакомые мелодии – настоящие хиты советского детства: от песни из кинофильма «Приключения Красной Шапочки» (помните, «Если ты такой ленивый, если ты такой пугливый, сиди дома, не гуляй, руки-ноги береги»?), мелодии песни Алексея Рыбникова «Это не сон, это истина» из фильма «Вам и не снилось» до финальной песни Елены Камбуровой «Море» (а кто не вспомнит ее щемящие слова – «…Море суровое, дюны песчаные, дайте запомнить вас на прощание. Дали просторные, тропы неторные. Ты, непокорное детство, прощай»). Такой вот сеанс перемещения во времени получается.

Сам спектакль очень динамичный, длится ровно час без антракта, и в конце только разочарованно ахаешь – «Как? Уже все?», с огромным сожалением прощаясь с героями постановки. А уж мораль про человека в футляре, отказавшегося от радостей жизни (стоило оно того?), взволнованный зритель будет додумывать сам.

- Радион, где собрали столько советской атрибутики? спросила на премьере главного режиссера театра редактор отдела культуры «Вечерней Казани».

- Да ведь вокруг еще полным-полно этого наследия, есть такие дворы в Казани, словно застывшие во времени – еще необорудованные по новой моде, где кондовые советские песочницы, лесенки и корявые железные качели, которые, кажется, атомную войну переживут. А поскольку мы пока что «бродячий» театр, то сразу продумываем разборные декорации. Что касается музыкального материала, то руководствовался исключительно личным выбором. Я ведь тоже провел свое детство под песни Рыбникова и Камбуровой. Эти мелодии звучали повсюду, поэтому мир спектакля пронизан ими. Поместив действие «Человека в футляре» в другой временной промежуток, сначала побаивался, что ассоциативный ряд окажется слишком стандартным. Но кажется, мы сломали шаблон.

Автор фото: Казанский ТЮЗ

- Финальная сцена, вопреки каноническому тексту Чехова, полна нежности и надежды, и я вам очень благодарна за это!

- Всегда надо надеяться на лучшее. На то, что когда-нибудь, даже лет через двести или триста, человек наконец-то станет счастливым.

- Почему все-таки жанр спектакля вы определили как «веселый реквием»?

- Но это же все по Чехову! Во времена, когда он творил, психология как предмет науки только начинала развиваться, и, собственно, сложность мира еще не так хорошо формулировалась. Обычно была либо комедия, либо трагедия. Вспомните, Чехов свой «Вишневый сад» назвал комедией, хотя в конце там человека в доме замуровали.

- Да, бедный старенький Фирс! Просто когнитивный диссонанс из-за этой приставки «комедия»!

- На самом деле, «Вишневый сад» – трагикомедия. Я к тому, что именно в начале прошлого века начали развиваться новые жанры. И в этой парадигме и системе мышления мы все пока что живем…

- То есть нет разницы, в какой эпохе жил реальный человек в футляре?

- Никакой, и на это есть ответ в рассказе… Таких «футляров» много и теперь.

В команде Букаева над созданием спектакля в рамках проекта «Культура малой Родины» работали художник Надежда Иванова, хореограф Елена Музеева, художник по свету Сергей Гаевой.

«Соавтором» Антона Павловича Чехова в качестве драматурга выступила замдиректора Казанского ТЮЗа Лейсан Фаизова, на чьем счету уже несколько постановок. Это «Гульджамал» Буинского театра (по рассказу Миргазияна Юнусова, режиссер Булат Гатауллин); «Шайтан. Он. Она» Татарского ТЮЗа им. Г. Кариева (по татарским народным сказкам, режиссер Булат Гатауллин); «Слушай мои позывные» Казанского ТЮЗа (по рассказам Геннадия Паушкина, режиссер Людмила Исмайлова); «Нина и хлебные карточки» по рассказу Кира Булычева «Можно попросить Нину?» (Казанский ТЮЗ, режиссер Радион Букаев); «Сотворение. Круг» (авторский текст по мифам народов разных стран мира, режиссер Радион Букаев, ТЮЗ совместно с гончарной мастерской «Колокол»).

Первый показ «Человека в футляре» (а это первая премьера 93-го сезона Казанского ТЮЗа) на площадке Дома актера им. М. Салимжанова был посвящен 70-летию заслуженного артиста РТ Александра Яндаева (затем он плавно перерос в шикарный капустник). Второй показ случился 14 октября на сцене Татарского ТЮЗа им. Г. Кариева. И снова – закономерный аншлаг!

Автор фото: Казанский ТЮЗ

Другой вопрос, когда и где тюзовцы вновь представят своего «Человека в футляре». Труппа уже год вынужденно «кочует» по городским культурным площадкам в ожидании завершения реконструкции своего исторического особняка на улице Островского (Минкультуры РТ обещает сдать объект к следующему сезону, дай-то бог). Конечно, руку помощи ТЮЗу постоянно протягивают коллеги, но сами понимаете, как непросто приходится театру-пилигриму. Уместно задаться вопросом, почему бы министерству культуры Республики Татарстан не предоставить во временное пользование здание теперь уже бывшего театра им. К.Тинчурина, который окончательно переехал на ул. Татарстан, 1.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей