Для государства налоговый эксперимент с самозанятыми оказался источником новых налогов, но в то же время спровоцировал потери по страховым платежам, которые формируют социальные фонды, отметил «Вечерней Казани» директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.
Отсутствие обязательных взносов, подчеркнул собеседник издания, обернулось долгосрочным риском. Речь о том, что значительная часть самозанятых остаётся «вне пенсионной системы». Для бизнеса этот налоговый эксперимент стал инструментом гибкой работы с фрилансерами, но одновременно породил риск обвинений в подмене найма, добавил эксперт.
Директор по стратегии ИК «Финам» считает, что в целом режим можно считать «частично успешным»: он вывел из тени значительную часть мелких услуг, обеспечил стремительный рост числа плательщиков и дал бюджету новые поступления при крайне простой системе взаимодействия.
Он прогнозирует, что если НПД отменят без аккуратного перехода, значимая часть самозанятых вернется обратно в серый рынок: «Оценки варьируются, но чаще всего речь идёт о 20–40 процентах участников в зависимости от сферы».
Ярослав Кабаков полагает, что власти склоняются к более комплексной перестройке режима мелкой занятости.
— Резких шагов ждать не стоит, но вероятность точечных изменений ставок, лимитов и правил в ближайшие несколько лет достаточно высока, — прогнозирует он.
Подробнее о том, что может прийти на смену налогу на профессиональный доход — в аналитическом материале «Десятая часть самозанятых в Татарстане может податься в «нелегалы»».