21 ноября 07:00

Автор материала: Любовь Шебалова

Игорь Кох: «Итоги эксперимента по налогообложению самозанятых неоднозначны»

Режим легализовал часть микробизнеса, но создал новые теневые схемы.

личный архив Игоря Коха

Режим самозанятости оказался востребованным: например, в Татарстане в этом качестве зарегистрировано более 10 процентов населения, отметил «Вечерней Казани» доктор экономических наук, профессор КФУ Игорь Кох.

— В то же время этот режим в значительной части используется не по прямому назначению, а для подмены стандартных трудовых отношений между компаниями и наемными работниками. Это приводит к сокращению налоговых поступлений, страховых взносов, а также к лишению работников части социальной защиты (пенсионных прав и выплат в рамках социального страхования), — констатирует он.

Исходя из этого, собеседник издания считает, что результаты эксперимента по налогообложению самозанятых можно назвать неоднозначными. Наряду с  выводом части микробизнеса из теневого сектора НПД (налог на профессиональный доход) режим создал новые теневые схемы. Фискальный эффект, таким образом, получился двояким, пояснил Игорь Кох свою точку зрения.

Микробизнесу, даже если он ведется параллельно с работой по найму, режим самозанятости безусловно выгоден, признает профессор КФУ. Это возможность при минимальных налоговых издержках легализоваться тем, кто занимался своим делом неофициально или снизить налоговую и административную нагрузку тем, кто был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, говорит он. Для государства финансовая выгода не очевидна, но режим самозанятости упрощает налоговое администрирование.

В то же время эксперт полагает, что ликвидация режима самозанятости, вероятно, приведет к возврату к ситуации, существовавшей до его введения: «Часть самозанятых снова вернется в теневой сектор».

Подробнее о том, что может прийти на смену налогу на профессиональный доход — в аналитическом материале «Десятая часть самозанятых в Татарстане может податься в «нелегалы»».