23 ноября 2001

Автор материала: Марина ЮДКЕВИЧ

Бюджетополучателям стало тесно

Правительство проблем не решает, оно их финансирует. В большом зале заседаний Госсовета во время первого чтения законопроекта о республиканском бюджете- ...

В большом зале заседаний Госсовета во время первого чтения законопроекта о республиканском бюджете-2002 было столь многолюдно, что не хватало места даже членам правительства. Министр экологии Борис Петров примостился в фойе, причем вид имел отнюдь не расстроенный. "Ну все - обсуждения бюджета не будет", - пошутил один из коллег-журналистов, указывая на портфель г-на Петрова. Портфель имел на себе металлическую табличку с гравировкой "Бюджетное послание президента РТ Государственному Совету" и был там же, где и сам министр - то есть вне зала, где вот-вот должно было начаться обсуждение... И оно началось - ведь точно такие же портфели имеют, естественно, все министры (не говоря о депутатах). Но далеко не все министры имеют, как г-н Петров, два отделения в своем "бюджетном портфеле": не толькореспубликанское, но и федеральное финансирование. Видимо, именно этим обстоятельством и объяснялось ровное расположение духа министра, которое не испортил даже факт его пребывания вне зала, в котором его коллеги (как и районные главы)пытались отжать себе на будущий год хоть сколько-нибудь еще бюджетных миллионов. В этом, собственно, и заключен главный смысл ноябрьского бюджетного действа. Депутат Александр Штанин уже второй год пытаетсяпридать ему наукообразие, добиваясь а) введения в республиканское законодательство обязательной федеральной нормы об утверждении парламентом расхода средств, полученных бюджетом сверх плана (в Татарстане их расходует по своему разумению кабмин); б) обязательности ежеквартального отчета правительства об исполнении бюджета. Требований г-на Штанина не поддерживает никто - только суд. Относительно пункта "а" он еще в июле сказал свое слово, и, казалось бы, с тех пор вполне можно было успеть внести в законодательство не слишком объемные изменения... Вот и в среду Штанин предложил сначала внести их, а потом уже приступать к бюджету-2002. Но ему объяснили, что работа над проектом "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе" еще не закончена. А единодушие, с которым депутаты согласились продлить сроки этой работы, было торжеством прагматического подхода к бюджетному процессу: не в законе счастье, а в деньгах. Впрочем, министр финансов Роберт Мусин все-таки удовлетворил настойчивое любопытство Александра Штанина, предъявив отчет об исполнении бюджета-2001 за 10 месяцев. Так что депутаты, которые готовы были голосовать за бюджет вслепую (т.е. не зная, как он, в принципе, исполняется) - теперь теоретически могут открыть глаза. Что они увидят? Что план основных налоговых доходов перевыполнен (более чем на 5 миллиардов при плане 11,36 млрд. руб.). Что из федерального бюджета поступило на сотню миллионов больше, чем было запланировано (10,83 млрд. руб.). Что целевые бюджетные фонды собрали денег больше, чем были должны по закону о бюджете - но истратить смогли даже меньше, чем должны были собрать... Куда же ушли сверхдоходы, пока Госсовет все откладывал и откладывал свое вступление во власть над ними? Профинансированысверх плана многие бюджетные статьи. Но значительно перефинансированы - только пять. "Транспорт, дорожное хозяйство, связь" получили больше чем вдвое к плану. Программа газификации - больше чем втрое. Жилищно-коммунальное хозяйство- больше чем вчетверо.Капвложения - впятеро. А статья "прочие расходы" перефинансирована почти в 6 раз. Что в этих "прочих расходах"? Абсолютное их большинство - 700 миллионов - составило погашение основнойсуммы РКО. Так что по своим еще докризисным долгам частным инвесторам Татарстан наконец расплачивается. Больше половины строчек в перечне "прочих расходов" занимают различные министерства и ведомства. Есть и забавная строчка "Женщины Татарстана" (не надо мелочных претензий: "на женщин" кабмин потратился всего-то на миллион с хвостиком)... В проекте бюджета будущего года "подвешенными" являются не только доходы, наиболее тесно связанные с ценой на нефть (например, налог на прибыль). "Подвешена" и та треть бюджета, финансирование которой должно осуществляться посредством федеральной программы социально-экономического развития Татарстана (более 12 млрд. руб.). В настоящее время в ходе работы Госдумы над федеральным бюджетомпредпринимаются попытки урезать эту сумму - и кто знает, удастся ли спешно создаваемому "татарскому лобби" отстоять уже обещанное правительством России... "Не побьют меня за такое бюджетное послание?" - с доброй улыбкой интересовался в кулуарах Минтимер Шаймиев. Ему бодро отвечали, что все премного довольны. Хотя еще немного денег не помешало бы... Власти Татарстана, говоря о будущем финансовом годе, демонстрируют сдержанный оптимизм. Обещают, что, как бы ни сложилось, социальные расходы не подвергнутся секвестру."The show must go on" (представление должно продолжаться), как спел Фредди Меркьюри перед тем, как покинуть сцену навсегда. Но не будем о грустном: через неделю бюджет будущего года будет утвержден. Если только (чего не дай Бог) не придется его существенно перерабатывать в связи с думскими происками. Марина ЮДКЕВИЧ