Не покупать, а ремонтировать
Машина в России все больше превращается в «золото». И если авто имеется, то его желательно беречь. Средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в 2024 году достигла 3,12 миллиона рублей, сообщили в Росстате.
Продажи новых легковых авто проседают, следующий год явно ознаменуется еще большим падением рынка. Если в этом году многие ринулись покупать машину из-за ожидаемого роста цен, связанного с очередным повышением утильсбора, ключевой ставки ЦБ и падением рубля, то на 2025 год запаса ажиотажа может не хватить.
Продажи будет сдерживать и отсутствие официальных поставок мировых брендов, поднятие налогов и акциз на ввоз автомобилей. Большая часть дилеров прекратила поставки, оставив россиян практически наедине с отечественным и китайским автопромом. По прогнозам «Автостата», падение рынка может составить от 10 до 25 процентов. Позитивных тенденций, способных переломить ситуацию, эксперты авторынка пока не наблюдают.
Автосервисы уже столкнулись с большим наплывом желающих чиниться. Меняется само понятие «старый автомобиль» – срок жизни авто постепенно растет. Представители сферы уверяют, что повышать цены на обслуживание подталкивают обстоятельства, а не желание заработать.
По подсчетам сети СТО Fit Service, за год средний чек на услуги автосервисов вырос на четверть по сравнению с осенью прошлого года и составил 10,5 тысячи рублей. Помимо явных причин (дорожает все, от аренды до деталей) есть и неочевидные, такие как недоступность автокредитования под 30% годовых. Кроме того, подорожает техосмотр – в среднем на 7,5%.
Нарушать выйдет дороже
Штрафы за нарушение правил ПДД вырастут в полтора-два раза с самого начала нового года. К тому же скидку за быструю оплату снизят с 50 до 25%, хоть срок льготной оплаты и вырастет с 20 до 30 дней. Получается, что реальный размер взысканий с учетом скидки увеличился в 2,25 раза. Таким образом, под удар больше всего попадают те, кто нарушает ПДД редко. По мнению экспертов, нововведения в большей степени призваны наполнить региональный бюджет.
Подробнее о новых суммах штрафов – в наших карточках.
За скрытые госномера, кстати, теперь не только штрафуют, но и лишают прав. При рецидиве нарушителя лишают прав на срок от года до полутора лет. Такие правила заработали с октября.
Для водителей большегрузов ужесточают наказание за несоблюдение запрета на движение – штраф повышают с 500 до 5000 рублей. За повторное нарушение будут карать на сумму 10 тысяч рублей. Так надеются разгрузить города от фур.
Кроме того, с самого начала года вступит в силу ГОСТ, согласно которому номера без российского триколора окажутся вне закона. Водителям таких авто будет грозить предупреждение или штраф 500 рублей. Исключение – красные дипломатические номера, а также изготовленные до конца 2024 года желтые госномера для такси и пассажирских автобусов, голубые госномера МВД России.
Республика обросла платными дорогами и приняла эстафету Москвы, став вторым в России регионом со штрафами за неоплату проезда по платным трассам. Они составят 1500 рублей для легковых автомобилей и 5000 рублей — для грузовиков и автобусов. Для юрлиц это 10 000 и 20 000 рублей соответственно.
Обновление правил ОСАГО
Главное изменение, касающееся страхового полиса автомобилистов – ужесточение ответственности за повторное управление транспорта без ОСАГО. Со следующего года штрафы вырастут до 3–5 тысяч рублей. Предполагается, что в будущем это дисциплинирует водителей в комплексе с видеофиксацией наличия полиса. Проверки системы видеофиксации, да и то без выписывания штрафов, планируются в Московском регионе, Волгоградской и Свердловской областях. Татарстан же не вошел в эксперимент, хоть и может подать заявку в любой момент.
С марта ОСАГО исключили из списка обязательных документов, которые собственник автомобиля обязан предъявить Госавтоинспекции для регистрации транспортного средства. При перемене собственника можно будет сразу же снять авто с учета через Госуслуги (правда, только для тех, кто подписал электронный договор купли-продажи или заверил его у юриста). Также стали доступны краткосрочные полисы ОСАГО со сроком действия от одного дня до трех месяцев и от трех месяцев до года. Раньше получить такие можно было в исключительных случаях.
К тому же на документе теперь находится QR-код, перейдя по которому появится описание порядка оформления аварии без участия Госавтоинспекции и ссылка на специальное мобильное приложение. В сервисе позволят подать заявление для возмещения убытков без посещения страховой компании. Документ страховщики продолжат предоставлять клиенту при заключении договора.
Получить права россиянам стало проще
С апреля при сдаче водительских экзаменов на права разрешили чаще ошибаться при поездках по городу. Прежде было набрать только пять штрафных баллов, теперь — семь. Это серьезно упрощает дело, ведь пять баллов даются за одно грубое нарушение, за тот же выезд на встречную полосу. По одному баллу — за невключение «поворотников», неправильную оценку ситуации на дороге.
При не сданном трижды подряд экзамене кандидаты теперь вынуждены ждать следующей попытки полгода. Через девять месяцев пересдача «города» становится невозможной — нужно проходить обучение заново.
Для тех, у кого удостоверения уже есть, подготовили подарок: права, истекающие в 2024–2025 годах, продлили еще на три года.
А вот обладателям иностранных водительских прав жизнь усложнили. Теперь они обязаны сдавать экзамен в ГИБДД и получать российские удостоверения. Иностранные права не действуют, если с даты получения иностранцем /лицом без гражданства вида на жительство либо гражданства России прошел год и более. Также недействительными признаются полученные россиянами за границей удостоверения – по истечении года с даты первого въезда в Россию после получения этих прав.
«Кешбэк» для народных инспекторов
Теперь в «народном» приложении есть вознаграждение за подтвержденные сообщения о нарушениях ПДД. Судя по заявлениям властей, заявки присылают все активнее.
Самое большое вознаграждение предусмотрено за фиксацию проезда на красный свет, выезда за стоп-линию или движения по встречной полосе. Также в числе категорий с кешбэком: помеха движению пешеходов, непристегнутый ремень безопасности, использование телефона при движении, сброс мусора из транспорта.
При виде нарушения нужно открыть приложение, нажать на кнопку записи. После видео загрузится в галерею. Но добавить видео из галереи и отправить его в Госавтоинспекцию нельзя — так создатели системы обеспечили защиту от фальсификации. После нужно выбрать категорию, указать контактные данные. Заявки проходят модерацию — например, обязательно должен быть виден госномер авто. При подтверждении нарушения деньги придут через СБП на указанный банковский счет.
Чтобы получить «бонус», нарушение должны подтвердить — госавтоинспекторам дается месяц на расследование. После у нарушителя есть 10 суток на обжалование. В самом приложении все заявки сохраняются, можно отслеживать их статус.