Повышение НДС добьет малый бизнес Татарстана
Рост налогов вынудит предпринимателей уйти в тень. Особенно пострадают семейные мастерские, которые не смогут выдержать давления.

Малый бизнес под ударом НДС
С 1 января 2026 года в России планируется увеличение базовой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 22 процентов. При этом льготная ставка в размере 10 процентов останется для социально значимых товаров, таких как продукты питания, лекарства и детские товары. Власти неоднократно заявляли, что основная цель повышения НДС — снижение дефицита бюджета. В пояснительной записке Минфина к законопроекту отмечается, что увеличение налога необходимо для финансирования обороны и безопасности страны. Но несмотря на официальные объяснения, в Сети и экспертных кругах циркулируют разговоры о том, что компании, вероятно, переместят возросшие налоговые обязательства на потребителей, что приведет к увеличению стоимости товаров и услуг.
Ранее президент России Владимир Путин, выступая на заседании Совета по национальным проектам и стратегическому развитию, выразил надежду на то, что повышение НДС станет временной мерой. Согласно законопроекту, увеличение НДС обеспечит дополнительные поступления в федеральный бюджет в размере 4,4 триллиона рублей в период с 2026 по 2028 годы: в 2026 году — 1,187 триллиона рублей, в 2027 году — 1,559 триллиона рублей, а в 2028 году — 1,677 триллиона рублей.
По мнению Сергея Маслехина, руководителя консалтинговой компании «Решение-верное.рф», нововведения по НДС для «упрощенки» и снижение порога применения НДС (с 60 миллионов рублей до 20—15—10) точно скажутся на экономическом росте в сегменте микробизнеса. Ведь повышение НДС, введение НДС для УСН и связанное с этим увеличение цен могут снизить покупательский спрос и повлиять на сам микро-, малый бизнес.

- Введение дополнительной налоговой ставки вынуждает предпринимателей искать способы компенсации затрат. Например, введение НДС в 5 и 7 процентов для применяющих УСН (которые представляют собой не что иное как дополнительный налог с продаж), приведет к росту цен на товары и услуги, — считает Маслехин.
Эксперт отмечает, что любое изменение в экономике запускает цепную реакцию. Это может стать поводом для некоторых предпринимателей уйти в тень. А многие индивидуальные предприниматели уже задумываются, стоит ли им продолжать своё дело.
- Те предприниматели, кто имеет прибыль, ищут способы решения возникшей на горизонте налоговой проблемы. А кто-то осознаёт, что балансирует на грани выживания, — думает о закрытии и уходе в найм. Ведь что такое микробизнес? Очень хорошо иллюстрирует вот этот слоган: «Когда вы покупаете товар, услугу, продукцию у малого бизнеса, это не идёт на покупку третьего дома для гендиректора. Это идёт на то, чтобы у дочери предпринимателя были уроки танцев, а у мальчика — уроки футбола. И на то, чтобы у мам и пап было на что кормить, одевать детей и дать им нормальное образование. Спасибо за то, что покупаете у малого бизнеса», — добавил Маслехин.
Самое неприятное во всей этой истории с ростом налоговой нагрузки то, что люди уходят от созидательной деятельности и производства к «перепродаже китайских товаров», уверен спикер. Или они уходят в более маржинальные сферы, такие как сфера услуг. Но все это не способствует развитию экономики предложения товаров отечественного изготовления, а работает только на экономику услуг и потребления.
- Мы ратуем за семейные кондитерские, парикмахерские и салоны красоты, но для их собственников введение НДС для УСН может оказаться тем препятствием, которое выдавит их из этих ниш. И хоть многие «надомницы» могут стать самозанятыми и зарабатывать до 200 тысяч рублей в месяц. А если все-таки нужен наемный труд (даже у адвоката и нотариуса есть помощники) и оборот станет выше 10 миллионов рублей? — задается вопросом Маслехин.

При этом спикер считает, что автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН) для компаний с доходом до 60 миллионов рублей и до пяти сотрудников хоть и экспериментальная, но в ряде случаев очень выгодна. Однако не все компании смогут перейти на АУСН, для этой системы равно потребуется бухгалтер, так как нужно проверять банковские ошибки и корректность расчётов налогов.
Нюансы налоговых переходов
На семинаре «Налоги-2026: НДС для упрощенцев, изменения по ПСН и новые правила для малого бизнеса» генеральный директор консалтинговой компании «БЛТ Партнерс» Светлана Беляева подчеркнула, что переход к росту НДС для компаний неизбежен.
- Важно пересмотреть условия договоров. Если ставка НДС в них зафиксирована на уровне 20 процентов, нужно договориться с покупателями о ее изменении на 22 процента. Это может быть непросто, особенно по госконтрактам. Однако мы уже сталкивались с подобными ситуациями. В 2018 году ставка НДС поднялась с 18 до 20 процентов, — отметила Беляева.
При этом она уточнила, что не все договоры требуют изменений. Если в цене не указана ставка НДС, а налог вычисляется сверху, дополнительное соглашение не нужно. Но покупателя все равно стоит уведомить, чтобы избежать недоразумений. Даже если в договоре уже предусмотрена возможность корректировки цены при изменении ставки НДС, то дополнительное соглашение также не требуется.
- Если в договоре указана конкретная ставка НДС 20 процентов, то при переходе на 22 процента стоимость товара или услуги должна быть пересчитана. Например, если товар стоит 100 тысяч рублей с НДС 20 процентов, новая стоимость составит 122 тысячи рублей. Есть решения суда, по которым предлагается делить разницу в цене между продавцом и покупателем. Однако если договориться не удастся, это снижение маржи ляжет на плечи предпринимателя, — уточнила Беляева.

Она также добавила, что появилась так называемая налоговая лестница, которая определяет переход на НДС для компаний на упрощенной системе налогообложения (УСН) при превышении дохода в 20 миллионов рублей с 2025 года. Для патента действуют отдельные правила, у них если доход превысит 20 миллионов в 2026 году, компания перейдет на НДС.
- Важно обратить внимание на то, что переход на НДС зависит от финансовых операций с 1 января 2026 года. Если доход превысил 20 миллионов в мае 2026 года, НДС платится с 1 июня. Если доход в 2025 году превысил лимит, декларацию по НДС за 2025 год подавать не нужно, — рассказала Беляева.
«Предпринимателям придется подстраиваться»
Обсуждения роста НДС выявили опасения относительно эффективности и целесообразности этого шага. Многие бизнесмены и представители частных компаний восприняли эту новость скептически.
- Экономисты знают, что при повышении налогов их собираемость может упасть, и наоборот (кривая Лаффера изучается на 2-м курсе любого финансово-экономического вуза). Для микро- и малого бизнеса необходимы эффективные налоговые системы с низкими ставками. Малый и средний бизнес — это несопоставимые весовые категории. Даже микробизнес нужно защищать от малого, иначе он просто не сможет конкурировать. Средний бизнес легко задавит микро- и малый, а крупный бизнес уничтожит средний и малый на корню. Все уровни бизнеса нуждаются в защите от государства, — отметил Маслехин.
С ним согласен и директор департамента развития и поддержки предпринимательства Торгово-промышленной палаты Татарстана Артур Николаев. Он отметил, что в интернете можно найти много данных о состоянии бизнеса. По самым пессимистическим прогнозам, до 17 процентов предпринимателей планируют закрыть свое дело, а 30 процентов испытывают неопределенность.
- Экономическая ситуация сложная. Обороты низкие, затраты высокие, а налоги растут вместе с зарплатами. Компании, особенно малый и средний бизнес, вынуждены работать быстрее, чтобы просто удержаться на плаву. Многие предприниматели уже давно исчерпали свои ресурсы. В торговле ситуация особенно тяжелая. Многие компании работают на остатках, пытаясь выжать максимум из прошлых запасов, — сказал Николаев.

По его словам, ведомство старается поддерживать именно малые проекты, так как они более гибкие и могут быстрее реагировать на изменения. Однако высокие процентные ставки могут стать серьезным препятствием для малого бизнеса.
- Рост НДС ударит по малому и микробизнесу. Расходы вырастут и из-за этого их придётся перекладывать на покупателей. Однако и покупательская способность сейчас не очень высока. Поэтому стимулировать спрос будет сложно. Бизнес хочет привлечь тех, кто привык к определённым условиям. Но из-за низкой маржинальности и использования накоплений ситуация не кажется оптимистичной. Кроме того, стоит учитывать общую экономическую ситуацию, которая влияет не только на нашу страну, но и на мировую экономику. Можно подумать об экспорте, но это тоже непросто, особенно для малого и среднего бизнеса. Хотя есть программа поддержки экспорта и мы с ней работаем. До 2030 года принята целая программа по поддержке экспорта, и мы будем следить за её реализацией, — уточнил Николаев.
В беседе с журналистом «Вечерней Казани» заместитель председателя Торгово-промышленной палаты Татарстана по экономическим вопросам, аудитор Сергей Карпухин заявил, что повышение НДС с 20 до 22 процентов сильнее всего скажется на обычных потребителях. По его мнению, увеличение налога выглядит как долгосрочная мера.

- В итоге всё это скажется на тех, кто не платит НДС, то есть на конечных потребителях. Когда мы приходим в магазин, мы видим эти повышенные ставки на полках и платим больше, — уточнил Карпухин.
Микро- и малый бизнес всегда найдет причину перейти в «серую зону», подчеркнул собеседник. Однако для компаний, которые уже платили НДС, это не станет проблемой.
- А вот те, кто раньше не сталкивался с такими налогами и теперь столкнётся с серьёзным увеличением налоговой нагрузки, могут задуматься о переходе в серую зону. Но это только предположение, — добавил спикер.
Карпухин ответил, что повышение НДС выглядит как долгосрочная мера. Хотя дальнейшее увеличение налога маловероятно, оно не исключено.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
По данным следствия, четверо сотрудников полиции поймали иностранца на трассе и начали вымогать у него крупную сумму. Пока задержаны только трое, кто еще мог быть в группе «оборотней», не раскрывается.
Следствие добилось для предполагаемого заказчика покушения на Ирину Шевыреву продления ареста — это время правоохранители хотят использовать для проверки причастности Шевырева и к другим преступлениям.
С января в республике тарифы на ЖКУ вырастут на 1,7%, а в октябре — на 18,2%. А небольшие УК могут обанкротиться из-за изменений правил УСН и перехода на общую систему налогообложения, что снова может привести к повышению цен.
Кабмин Татарстана наконец выбрал вариант трассировки дороги-дублёра Оренбургского тракта, однако этот вариант вызвал критику. Эксперты считают, что с обществом решение так и не обсудили.
Родители студентов рассказали, как в учебное заведение принимали не по учебному принципу. Якобы чтобы попасть в колледж, «нужно немножко потрудиться» - финансово. Но защита настаивает, что свидетели не давали такие показания.












