Общество
Автор материала:Сергей Семёркин

Рождество в Казани — сто лет назад и сейчас

В России любили светлый праздник Рождества Христова. Но после революции большевики боролись с ним и запретили в 1929 году. Возродились рождественские традиции только в 90-е.

Рождество в Казани — сто лет назад и сейчас

Автор фото: Православие в Татарстане / tatmitropolia.ru

Кафедральный собор в Казани. 1904 – 1909гг.

Автор фото: В.И. Бреев

Традиции светлого праздника

Чистый морозный воздух, хрустящий белый снег, яркая Вифлеемская звезда на елке, запах хвои, Божественная литургия в храме и совместная молитва — все это светлый праздник Рождества Христова.

До революции и перехода на григорианский календарь в 1918 году Русская православная церковь отмечала Рождество 25 декабря (сейчас — 7 января). В этот светлый день православные вспоминают о чуде явления Сына Божьего в земной мир.

24 декабря 1896 года газета «Казанский телеграф» сообщает, что 25 декабря в праздник Рождества Христова его высокопреосвященство архиепископ Казанский и Свияжский Владимир совершит в Кафедральном соборе Божественную литургию и молебен, а накануне, 24 декабря — всенощное бдение.

За Рождеством следовала Святочная неделя. В Казани в эти дни устраивали балы и гулянья в парках, а еще было принято ходить в гости и совершать добрые дела. Газеты публиковали списки благотворителей, которые жертвовали свои средства нуждающимся.

В номере за 5 января 1912 года в «Казанском телеграфе» сошлись рядом две заметки. В первой описывалась Рождественская елка, которая 3 января прошла в XIX городском начальном мужском училище на средства попечителя С.А. Тихомирнова. Ученики читали стихотворения и басни, а также мило разыграли сценки: «Жук», «Детский доктор», «Стрекоза и Муравей». В антракте играл граммофон, а в заключение праздника около елки прошли детские игры с пением. Всем ученикам раздали лакомства.

Во второй заметке некто Отдохнувший сетует, что некультурность нашей жизни больше всего проявляется именно в праздники. Разве это отдых, когда вашу квартиру перевернули вверх ногами под предлогом праздничной уборки, заставили вас сделать кучу лишних расходов, оторвали от привычного дела, спутали порядок дня и все это под предлогом веселья. Глубокий религиозный смысл, с которым связаны наши праздники, остался в прошлом. Многим из нас совершенно не ясны создавшиеся обычаи. Зачем в Рождество нужно есть гуся, а не утку? Зачем надо читать глупые «рождественские» рассказы, которыми переполнены газеты? Почему на Масленице нужно веселиться больше, чем на Рождество, а на Пасхе меньше, чем на Масленице?

Тут уж каждому свое: оптимист в праздник отдыхает и веселится, а пессимист — унывает и подсчитывает расходы.

Перед Рождеством православные верующие соблюдали сорокадневный пост и отказывались от мяса, молочных продуктов и яиц. В последний и самый строгий день поста — Сочельник — соблюдающим церковный устав нельзя было есть до первой звезды на небе, а затем было принято угощаться сочивом, или кутьей. Зато на рождественском столе царило изобилие мясных блюд. Хозяйки старались запечь поросенка или гуся с яблоками.

Чтобы получить представление о культурном досуге того времени, давайте заглянем в казанскую афишу от 10 января 1912 года: в Городском театре давали оперу Рихарда Вагнера «Тангейзер», в Новом клубе представляли оригинальную веселую комедию в 3 действиях «Дорога в ад», а в Купеческом собрании шла драма в 4 действиях «Мечта любви».

Фото: Библиотека им. Лобачевского КФУ / repo.kpfu.ru

Рядом с казанской афишей в газете «Казанский телеграф» опубликована реклама «несравненной» рябиновой настойки Шустова. Поясним, что «Шустов и сыновья» — это одна из крупнейших в Российской империи фирм по производству алкогольных напитков. Являлась поставщиком двора его императорского величества (это как знак качества в СССР). А еще Шустов — гений маркетинга. Вот как фирма продвигала свой товар: в крупных городах империи нанимались бойкие молодые люди, которые заходили в рестораны и настойчиво требовали коньяк Шустова. А если данного горячительного напитка не имелось в наличии, то бузотеры затевали драку и били посуду. На следующий день репортажи об инцидентах появлялись в местных газетах. Хозяева ресторанов прозрачный намек понимали и заказывали коньяки и другие напитки от Шустова.

Фото: parta.er.ru

От запрета до возрождения

В 1920-х годах в СССР набирает обороты антирелигиозная кампания, и в 1929 году окончательно запрещается отмечать Рождество Христово. С начала 30-х и до конца 80-х годов лишь немногие истинно верующие люди отмечали все положенные церковные праздники. И только в 1991 году в России на государственном уровне была возрождена традиция празднования Рождества.

Впрочем, мало для кого в нашей стране 90-е годы были святыми… в массовом сознание закрепилось другое слово — «лихие». В эти годы на первый план выходят герои книги «Слово пацана», о которой «Вечерка» подробно рассказывала. А ещё можно вспомнить борьбу за власть между президентом Борисом Ельциным и Верховным Советом, которая вылилась в вооруженное противостояние в Москве в 1993 году, дефолт 1998 года, обнуливший для многих их сбережения, первую и вторую войну в Чечне…

Фото: Архив газеты «Вечерняя Казань»

Настроение начала 2000 года передает номер газеты «Вечерняя Казань» за 11 января. Главная тема — подорожание водки в магазинах столицы Татарстана. В среднем поллитровка подросла в цене на десять рублей, например, бутылку «Пшеничной» в магазинах продавали за 37 рублей.

Только в «тучные» нулевые годы XXI века жизнь в России стала налаживаться, окрепла экономика, стали возрождаться заброшенные храмы и возводиться новые. Эти тенденции хорошо отражает печатная пресса. Например, вот статья «Рождество приходит со звездой» в газете «Вечерняя Казань» от 6 января 2004 года. Автор Алия Зиганшина пишет: «Сегодня православные верующие встречают Сочельник, канун великого праздника Рождества Христова. Казанские храмы отметят Рождество по-разному. На окраинах будут служить вечером и завтра утром, а в центральных городских соборах — например, Никольском, Петропавловском, епархиальном храме Иоанна Кронштадтского — торжественные праздничные богослужения пройдут ночью».

Автор фото: Сергей Семёркин / «Вечерняя Казань»

Долгожданное событие в столице Татарстана произошло 21 июля 2021 года — в день Казанской иконы Божией матери торжественно открылся возрожденный кафедральный собор в честь этой святыни, одной из самых почитаемых в нашей стране. Чин освящения совершил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Рождество в наши дни

Сейчас на сайте «Православие в Татарстане» можно узнать все последние новости Татарстанской митрополии, найти ближайший к вашему дому действующий храм, а также увидеть прямые трансляции богослужений. Например, в прошлом году пользователи Сети могли посмотреть в режиме онлайн Божественную литургию, которую в ночь с 6 на 7 января совершил митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл.

Фото: Православие в Татарстане / tatmitropolia.ru

С 1 по 14 января в Раифском Богородицком мужском монастыре проходит ежегодный Рождественский фестиваль ледовых скульптур и снежных фигур «Лед и свет». Создавать в Раифе красивые ледовые скульптуры — каждый год разные — в последние годы уже стало доброй традицией. И посетить Богородицкий монастырь в январе стараются многие казанцы и гости нашего города.

Фото: Православие в Татарстане / tatmitropolia.ru

Конечно, каждый решает сам — где и как ему встретить Рождество, дома за праздничным столом у телевизора или в храме в совместной молитве. Если вы планируете в ночь с 6 на 7 января посетить Божественную литургию в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери, то вам пригодится информация о работе общественного транспорта. В рождественскую ночь на остановке «Центральный стадион» с 1:30 будет организована подача автобусов маршрутов № 6, 10а, 15, 23, 30 и троллейбуса № 2.

Важно помнить: несмотря на окончание поста, в Рождество не рекомендуется злоупотреблять алкоголем и праздничными блюдами. В этот светлый праздник делайте добро, ходите в гости и дарите друзьям и близким свою любовь и радость!