Недавно татарстанские социальные сети потрясло видео, предположительно, сделанное в одном из продуктовых супермаркетов «Спар». На кадрах показан конфликт двух работниц, одна из которых хватает другую за шею. Как оказалось, события действительно происходили в вышеупомянутом магазине, об этом журналисту «Вечерней Казани» рассказал адвокат пострадавшей девушки.
Буйная сотрудница
По словам защитника Константина Осянина, к нему обратилась девушка, которой недавно исполнилось 18 лет. Она студентка и подрабатывала в магазине на улице Амирхана. Ее коллега, взрослая женщина, вела себя вызывающе не только к доверительнице, но и к остальным коллегам. Руководство делало вид, что не замечает происходящего. Многим работникам из-за повышенного эмоционального давления пришлось уволиться. Однако не все стали терпеть выходки.
Источник: соцсети
— Пострадавшая девушка оказалась не из робкого десятка и дала отпор этой женщине, чтобы не приставала. В результате та налетела на нее и стала душить, после инцидента девушка уволилась. Позже директор магазина пригласила нас на беседу. Она сделала вид, что не понимает, для чего мы пришли, может быть потому, что я был или из-за присутствия родителей. По ее мнению, виноваты в конфликте обе?! Мы сказали, что эту ситуацию не оставим просто так, обратимся в полицию, — говорит Константин Осянин.
Сама пострадавшая девушка передала через адвоката журналисту «Вечерней Казани» следующие слова: «Постоянные знаки внимания в негативном плане, вредничество и, вообще, такая ситуация с рукоприкладством случилась бы и раньше, если бы я просто не промолчала и ушла».
Полиция не спешит с проверкой
Поскольку объяснения руководства магазина сторону не устроили, путей разрешения конфликтной ситуации предложено не было, юрист обратился в полицию. По факту нападения на девушку в органы правопорядка подано заявление. По мнению Осянина, в подобных ситуациях с психологическим давлением можно усмотреть уголовные, административные и гражданские нарушения. В зависимости от того, какие последствия наступили в ходе конфликта.
— Хулиганство, нарушение общественного порядка, может сопровождаться причинением телесных повреждений, и клевета, хотя о такой практике не слышал. Административная ответственность это, как правило, — мелкое хулиганство. Ну и гражданская, практически не применяется, в рамках можно предъявить моральный вред, защиту чести и достоинства, — комментирует адвокат.
К моменту подготовки статьи из правоохранительных органов поступила информация, что заявление зарегистрировано, ему присвоен номер и оно находится на рассмотрении в отделе полиции № 6 «Савиново» УМВД России по городу Казани.
А что говорит кодекс?
Как рассказала «Вечерней Казани» юрист Линара Генералова, Трудовой кодекс никак не регулирует психологические давление коллег, да и само понятие «буллинг» отсутствует на страницах документа. В связи с этим человек фактически перед этим явлением никак не защищен.
— Единственное, если буллинг привел к психотравмирующей ситуации и повлек вред здоровью, здесь уже преследуется уголовным законом. Но вред должен быть освидетельствован медицинским экспертом. Также можно взыскать компенсацию морального вреда. Но именно с точки зрения трудового законодательства — тут просвет в правовых нормах, — говорит юрист.
По словам Генераловой, согласно текущему законодательству, преследуются оскорбление чувств верующих, дискриминация по признакам пола, нации или расы. А если издевательства касаются внешности, личности или умственных способностей — наказывается лишь общественным порицанием.
Что делать при столкновении с буллингом?
Как оказалось, с подобными проблемами люди сталкиваются часто, и у психологов есть методы преодоления кризиса. Специалисты в этой области советуют не стесняться обращаться за помощью.
— Это распространенная проблема. Не каждый готов пойти к психологу с таким запросом из-за стыда, чувства вины, нежелания открываться, непонимания проблемы или незнания, что психолог может помочь с ситуацией буллинга, — рассказывает психолог Наталия Андреева.
Собеседник указывает, что это явление давно известно науке. Травля существовала на протяжении веков, однако пристальное внимание обратили только в 1970-х годах. По сути травля — это повторяющаяся агрессия против жертвы. На работе травля может возникать в виде буллинга или моббинга. При буллинге чаще проявляется один агрессор, который пытается запугать, подавить жертву. При моббинге группа коллег объединяется против жертвы и систематически устраивает психологическое или физическое насилие. Цель моббинга — вытеснить человека из команды, заставить уволиться. При травле жертве могут устраивать социальную изоляцию, распространять сплетни, пошлые шуточки, придирки, порчу или даже кражу личных вещей, поручение невыполнимых задач, утаивание важной информации, угрозы, оскорбления, физическую агрессию.
— После обращения с проблемой мы подробно разбираем ситуацию, обсуждаем факты, мысли и эмоции клиента. В первую очередь я рекомендую не молчать и не терпеть такое отношение. Нужно давать отпор агрессору, но при этом не уходить в эмоции, не поддаваться на провокации. Обязательно делиться с близкими своими мыслями, эмоциями, не оставаться с травлей наедине. Работать со своим стрессом: хорошо высыпаться, следить за своим питанием, физической активностью. Последствия буллинга могут быть разрушительны для человека: стресс, переходящий в дистресс (негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться), соматические заболевания, снижение самооценки, чувство вины, стыда, трудности в общении, тревожность, депрессия, — рекомендует психолог.
Если становится невыносимо и не получается изменить ситуацию, а руководство не пытается вам помочь, то стоит задуматься о смене работы. Это будет выбор не слабого человека, избегающего сложностей, а выбор в пользу сохранности своего психического и физического благополучия.
В разговоре Наталия Андреева рассказала об ответственности руководства за психологическое состояние в коллективе. Поскольку это напрямую влияет на эффективность работы всей организации. Как правило, крупные компании это понимают и работают над созданием комфортной среды.
— В рамках корпоративной культуры проводят тренинги и семинары для повышения осведомленности сотрудников о буллинге, эффективного общения и управления конфликтами, на развитие эмоционального интеллекта, навыков межличностного общения. Внедряют ДМС с возможностью обращаться на консультацию к психологу. Создают каналы для подачи анонимных жалоб. Было бы замечательно, если в каждой компании создавались такие программы и политика компании шла по пути заботы и ответственности за своих сотрудников, — заключила психолог.
Высокую эффективность имеет профилактика буллинга. Поскольку предотвратить такое явление намного проще, чем побороть его. Специалисты рекомендуют организациям внедрять политику запрета на унижение или дискриминацию. Обеспечивать качественную коммуникацию между работниками с возможностью сообщения о случаях на условиях анонимности.