Современные технологии всё активнее внедряются в образовательный процесс. Например, недавно в Школе управления «Сколково» и МФТИ студенты прошли необычный курс по биологии. Их преподавателем выступил искусственный интеллект — «ИИ-профессор» по имени Роберт. В различных форматах ребята могли взаимодействовать с ИИ-преподавателем и изучать информацию. Исследования оказались многообещающими: группа студентов запомнила больше терминов по сравнению с теми, кто ранее обучался у живого преподавателя.
Татарстану до подобных решений ещё далеко. Пару лет назад благодаря федеральному проекту по подключению социально значимых объектов национальной программы «Цифровая экономика России» и за счёт инвестиционных средств все общеобразовательные учреждения Татарстана получили высокоскоростной доступ к интернету по технологии волоконно-оптических линий связи (со скоростью не менее 50 Мбит/с для сельских школ и 100 Мбит/с для городских). Два года назад в республике внедрили электронные журналы и дневники на базе Московской электронной школы. С января 2024 года все школы работают с этой системой.
«Ключевые преимущества: соответствие единым федеральным требованиям, автоматизация и оптимизация отчетности школ, единый доступ к федеральным верифицированным учебным материалам, единый цифровой профиль и реестр учащихся, наглядный мониторинг текущей ситуации в системе образования, достижение высоких показателей «цифровой зрелости» в образовании, мобильное приложение для учителей, олимпиады и другие сервисы и функции», — рассказали в пресс-службе министерства образования и науки Татарстана.
С 2020 года работает суперсервис «Я — школьник» — персональный цифровой помощник учащихся. Школьники могут использовать систему для проверки электронного дневника, рейтинга в классе, получения персональных рекомендаций и информации о различных событиях, участия в специальных проектах.
В школах также применяются онлайн-платформы «Российская электронная школа», федеральная государственная информационная система «Моя школа», образовательная платформа «Сферум» и другие.
«Цифровые технологии позволяют детям глубже погружаться в учебные темы. Материал подаётся в интересном и удобном формате. Мультимедийные материалы, игры и симуляции делают обучение более привлекательным и доступным. При использовании цифровых инструментов дети учатся самостоятельно добывать знания: искать, анализировать и систематизировать информацию», — отметили в пресс-службе ведомства.
Современными технологиями пользуются и учителя. Благодаря цифровизации педагоги экономят время на рутинных задачах и позволяют адаптировать учебный процесс под потребности каждого ученика. Интерактивные учебники, онлайн-курсы и видеолекции делают обучение увлекательным. Автоматизирована проверка домашних заданий и текстов, что даёт возможность учителям полностью сосредоточиться на творческой работе.
Запуск ИИ-преподавателя в Татарстане пока не планируется. Однако на съезде учителей информатики представили виртуального ассистента «ГосПромт» — цифровую платформу с технологиями искусственного интеллекта. Ранее она использовалась лишь чиновниками Татарстана, но с апреля этого года доступ к ней открылся также для учителей информатики. Платформа помогает экономить время и готовить материалы к урокам. 32% учителей уже используют её ежедневно. Система позволяет анализировать уроки и давать оценку.
Директор школы «СОлНце» Павел Шмаков полагает, что помощник в виде искусственного интеллекта положительно скажется на работе учителя. За счёт такого ассистента снизится нагрузка на педагога. Совсем иначе спикер относится к полной замене преподавателя и учителя искусственным интеллектом, который является выгодным вариантом в условиях кадрового голода.
- Всё к этому и идёт. В богатых частных школах, в целом в хороших школах будут преподавать живые люди, а в обычных школах обычных детей будет учить искусственный интеллект, — прогнозирует собеседник.
Учителя положительно оценивают цифровизацию, но отмечают, что технологии внедряются в основном лишь в новых школах.
- В обычных общеобразовательных школах хотя бы интерактивной доской оснастили, — вздыхает одна из собеседниц.
Технологии, по их словам, значительно упрощают работу, «забирая» часть обязанностей учителей. Более того, дети куда охотнее изучают предмет благодаря современным цифровым подходам. Проблема лишь в их освоении. Трудности чаще всего возникают у учителей старшего поколения, которые вынуждены идти за помощью к молодым коллегам. Некоторые из них и вовсе отказываются от технологий по причине недоверия к ним.
- В нашей школе никто никому не помогает. Каждый «плюхается» сам, — отмечает спикер.
Конечно, есть исключения: в некоторых школах учителей отправляют на специальные курсы для освоения современных технологий.
Учителя при этом сомневаются в эффективности ИИ-педагогов. Современные технологии, несмотря на безграничные возможности, не смогут «увлечь» учеников начальных классов. Более того, учителя в виде «робота» не смогут творчески подходить к процессу обучения.