В КАИ помогают пилотам, горожанам и заводам
Сейчас в высшем учебном заведении работают над системой воздушных сигналов. Она помогает вертолетам определять движение ветра. Изобретение не новое, но намного лучше старых версий — те давали сигналы, только когда судно уже пролетало километры. Новая же модель расскажет все пилотам заранее.
- Вертолёт просто сможет не взлетать, потому что при сильном ветре есть опасность, что он перевернётся. Особенно прибор может помочь в горной местности. На аэродроме все понятно сразу, а вот в таких труднодоступных местах система здорово помогает, — объяснила доцент, кандидат технических наук, научный руководитель Светлана Смирнова.
Есть более «людской» вариант — определитель воздушных сигналов для домов. Он может распознать вентиляционные параметры — в них тоже должна быть определенная скорость. Это уже разработка студентов КАИ.
- Это такой вариант датчика, он у нас беспроводной, автономный, то есть он может передавать информацию на телефон, — пояснил профессор Фарит Ахатович.
Один из самых актуальных проектов на выставке — акустический обнаружитель дронов. Он нужен для защиты объектов от беспилотных летательных аппаратов. Системы РЭП (радиоэлектронного подавления) при обнаружении сигналов управления и передачи видеотелеметрии включают подавление.
- Разработка началась по инициативе одного казанского завода. От них поступило предложение, потому что есть необходимость, — рассказал один из изобретателей Булат Закиев.
- Нейросеть нашего производства принимает решение, дрон сейчас над нами находится или нет. То есть ведется классификация. В случае засечки эта информация отправляется на компьютер к оператору. Здесь можно на первой таблице видеть подключенные устройства, на второй таблице — сработки, — объяснил он принцип действия.
Двое студентов представили и композитный материал из карбона и эпоксидной смолы. Это «аналог железа», который помогает сильно облегчить конструкцию. Главное достоинство — даже при маленьком весе предмет сохраняет свои свойства.
- Композит используется в моделизме, в постройке беспилотных летательных аппаратов. Сейчас начал использоваться в авто, промышленности. Облегчают капоты и другие части автомобиля, — объяснил Владислав Гордеев.
Не забыли и об особенных людях
Еще два изобретения предложили для помощи людям с ОВЗ. На первой фотографии — схемы для самоходного средства передвижения людей с травмами ног. В теории люди с помощью такого изобретения смогут работать там, где не могли из-за травмы.
- Новизна в том, что управление осуществляется без использования рук, человек может перемещаться без поворота корпуса. То есть пациент будет в положении, равносильном здоровому человеку, — отметил соавтор проекта Иван Микрюков.
Такой проект совершенствуют и собираются выводить на рынок. На второй фотографии — перчатка, которая поможет человеку привыкнуть к протезу. При слишком сильном нажатии на предмет (привыкнуть к протезу очень сложно) специальный чип передаст звуковые сигналы или вибрацию. Планируется, что изобретение поможет сократить период адаптации с полугода на 20—30 процентов, рассказала автор изобретения Ксения Ильичева.
Были и другие изобретения: к примеру, беспилотник для гражданских целей — упрощения работы в сельском хозяйстве. Он сможет сбрасывать биологических жучков для посева — раньше это могли делать только с помощью вертолета. Среди остальных экспонатов – одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания, образцы синтактических углеродных пен и турбокомпрессор для двигателя автомобиля «КамАЗ».
Стремиться к лучшему
В то же время, по словам ректора Тимура Алибаева, «объем несделанного существенно превышает объем сделанного». Как глава вуза рассказал «Вечерней Казани», наука всегда означает движение. Растут как возможности, так и потребности — всегда можно делать лучше, чем вчера.
- Сделанное — это уже некий багаж. Где-то он даже, как и любой багаж, тянет, а его же надо еще нести дальше. А впереди новые задачи, их надо решать, — пояснил ректор, — потому что мы работаем с машиностроением, мы работаем с крупнейшими госкорпорациями — Ростех, Росатом, РЖД. У всех задачи большие, мы же должны летать на своих самолётах.
Как отметил Алибаев, в прошлом году объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в вузе достиг рекордной цифры — 1,4 миллиарда рублей. Больше всего исследований проводили в рамках оборонного заказа.