Итоги своих философских поисков представят пять команд молодых творцов: всего же в ГСИ увидим более 80 произведений в жанре живописи и цифрового искусства. Названия работ интригуют, но прежде всего интересны своим содержанием. Так, инсталляция «Сон Al» – это метафорическое размышление о тонкой границе между телом и кодом, между памятью и алгоритмом, а в целом иллюстрирует парадоксальную ситуацию, когда человек одушевляет машину, но сам при этом становится цифровым, а значит предсказуемым и обезличенным. «Сон Аl» – это попытка уловить момент формирования между формой и ее распадом, между живым и синтетическим. А еще о том, что даже в цифровом сне продолжают звучать наши невидимые, но не забытые голоса.
Или взять интерактивную аудиовизуальную инсталляцию сюрреалистического пространства KUKU.exe, где образ мифологической кукушки-предсказательницы представлен как заточенный в теле цифровой птицы машинный дух. Нажатие кнопки вызывает случайное количество «ку-ку», превращая древний ритуал в абсурдную алгоритмическую рулетку. И эта случайность вызывает сильную тревогу. Кукушка смотрит на зрителя, распознает его (или просто так кажется?). Этот взгляд – метафора искусственного сознания, наблюдающего за человеком через цифровой интерфейс.
А как вам покажется «Вавилонская панелька»? Автор переосмысляет древний миф о Вавилонской башне через образ типовой панельной высотки. Контраст между библейским символом и современной архитектурой вызывает у зрителя поток ассоциаций. Визуальной основой стал 3D-рендер. Смысловая идея проекта – критика современного девелопмента, ведь панельные дома становятся все выше и, подобно Вавилонской башне, начинают разобщать людей, которые, живя по соседству, не знакомы друг с другом, испытывают тревогу и стресс. Медиа арт-объект «Вавилонская панелька» – предупреждение, если хотите, предсказание катастрофы: если подход к архитектуре современности не изменится, цивилизацию ожидает крах.
Итак, в Галерее современного искусства увидим итог работы мастерских, получивших следующие названия: Lux Aeterna (руководитель Евгения Воронова, декан факультета графики МГАХИ им. В.И. Сурикова, член-корреспондент РАХ); «ПРОМПТ» (руководитель Стелла Лабужская, мультимедийный художник, куратор проектов, основатель SAS Metagallery и музея цифрового искусства VozDooh); «Диалог» (руководитель Сергей Оссовский, академик и член президиума РАХ, заслуженный деятель искусств РФ, руководитель мастерской в МГАХИ им. В.И. Сурикова); «Остаточная намагниченность» (руководитель Владислав Ткачук, медиахудожник, куратор, основатель и CEO студии компьютерной графики, и одноименной арт-группы Synticate) и «О, люди!» (руководитель Дидар Оразов, режиссер-документалист, основатель казанского продюсерского центра документалистики Gorizont Films, исполнительный директор и куратор образовательной программы международного фестиваля медиаискусства «НУР»).
Напомним, общая тема всех мастерских нынешнего форума – «Послание». Предмет исследования – невербальное обращение к настоящему и будущему. На протяжении веков художники вплетали в свои работы тайные послания, скрытую символику и загадки, чтобы усилить смысл, бросить вызов зрителю или просто поиграть с формой. По словам руководителя проекта «Арт-Мастерская XXI» – президента ТСХР, вице-президента РАХ, академика и члена президиума Поволжского отделения РАХ Константина Худякова, если бы человечество познало законы развития Вселенной, то весь окружающий мир превратился бы в послание.
Культуролог проекта «Послание» – известный историк, религиовед, писатель Роман Багдасаров отмечает, что тема послания очень обязывающая: «Выставка получилась сложная, интересная, ведь художник не может увильнуть от ответственности, работая над темой послания. В этом проекте много скрытых религиозных и мифических, а иногда открыто мифических мотивов, выполненных в самых разных жанрах и техниках».
Похоже, Багдасаров серьезно заинтересовался работой мастерской «О, люди!» под руководством куратора – казанца Дидара Оразова. Не зря же уважаемый эксперт охарактеризовал проект как «редкий случай объединения актуального с вечным, современного – с традициями». Кстати, в своем подкасте на платформе ТСХР г-н Багдасаров во время беседы с Оразовым привел высказывание композитора Густава Малера, который говорил – «Традиция – это передача огня, а не поклонение пеплу». И эту актуальнейшую по содержанию цитату следует применять всякий раз в спорах с ортодоксами и намертво охраняющими границы «классики».
Следует пояснить, что Оразов и его команда Gorizont Films широко известны своей опорой в творчестве на подлинности историй (то есть их документальности). Представленный под его началом проект в «Послании» основан именно на реальных ситуациях (болезни старых родителей, уход за ними взрослых детей) в сочетании с видео-артом.
- Название мастерской не случайно: именно так обращался к единоверцам в своей прощальной проповеди пророк Мухаммад, – поясняет Дидар Оразов. – В ней он говорит: «…все человечество – от Адама и Евы. Араб не имеет никакого превосходства над неарабом, и неараб не имеет никакого превосходства над арабом; белый не имеет никакого преимущества перед чёрным, чёрный не имеет преимущества перед белым (никто не имеет превосходства над другим), кроме как в благочестии и хорошем нраве». Вдохновляясь словами пророка, нам хотелось поговорить с людьми о конкретных вещах, и чтобы художники-авангардисты, условно говоря, взялись бы уже «за перо». По сути, наше послание звучит так – давайте наконец вернемся к сложным темам! Реальности не избежать, она – есть, и никто не защищен. Хочу задеть зрителя, чтобы с выставки он ушел хотя бы в легком недоумении, задумался о нашем послании.
Всероссийский форум «АРТ-Мастерская XXI» проводится Творческим союзом художников России с 2019 года при финансовой поддержке министерства культуры РФ. Задача проекта – институциональная поддержка талантливых молодых художников, раскрытие их творческого потенциала, формирование практического опыта коллективной работы под наставничеством известных деятелей культуры и искусства.
В сентябре 2025 года проект «Послание» стартовал в Москве (выставка в рамках форума прошла в Галерее на Мосфильме и в Доме Анны Монс), затем в Арт-пространстве IFA на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Казань – конечная точка маршрута.
Церемония открытия выставки «Послание» пройдет 13 ноября в Галерее современного искусства (вход с 16 до 17 – бесплатный, далее по билетам). Продлится выставка по 30 ноября.