Сегодня на сцене ТАГТОиБ им. М. Джалиля – одна из самых ярких постановок театра – балет «Корсар». В главных партиях в нем выступят представители Мариинского театра – Анастасия Лукина (Медора) и Эрнест Латыпов (Конрад), а партию Гюльнары исполнит Виктория Зейферт из «Кремлевского балета». В партии раба Али, которую называют «нуриевской», на фестивальную сцену выйдет премьер казанской труппы, только что получивший награду журнала «Балет» в номинации «Звезда сцены» Олег Ивенко, «компанию» ему составят коллеги Вагнер Карвальо (Исаак Ланкедем) и Антон Полодюк (Бирбанто). Дирижирует оркестром заслуженный деятель искусств Казахстана маэстро Нуржан Байбусинов.
«Вечерняя Казань» делится впечатлениями о том, как проходят фестивальные вечера. Балет «Анюта» (постановка 2011 года в хореографии народного артиста СССР Владимира Васильева) стал истинным подарком балетоманам. На сцене царствовала утонченная, безукоризненно техничная Рената Шакирова (интервью с примой Мариинской труппы, лауреатом премии президента России молодым деятелям культуры и искусства – 2025 читайте здесь). Балерина комфортно чувствовала себя в окружении коллег по Мариинке: острохарактерного Максима Изместьева (Модест Алексеевич), драматургически изящного Максима Зюзина (Петр Леонтьевич) и Алексея Тимофеева в партии Студента (он еще и супруг Шакировой, их щемящий душу дуэт на сцене впечатлил зрителей).
Выразительный образ циника и повесы Артынова создал премьер Большого театра, заслуженный артист России Михаил Лобухин. Ранее этот выдающийся артист неоднократно участвовал в Нуриевском фестивале.
- На протяжении всей своей творческой деятельности я бывал в Казани не менее пятнадцати раз. А впервые на Нуриевском фестивале выступил ровно двадцать лет назад. Танцевал и Базиля, и Артынова (раза три точно!), приезжал на StagePlatforma к Олегу Ивенко, да и на другие крупные мероприятия, – вспоминал перед спектаклем «Анюта» Михаил Лобухин. – 24 мая вернусь сюда с Московской государственной академии хореографии, но уже в качестве педагога-репетитора.
- За эти годы у вас наверняка сложилось собственное мнение о казанском фестивале и театре?
- Давно наблюдаю за развитием и труппы, и отдельных солистов. Во многом благодаря фестивалю имени Нуриева и другим культурным проектам театра имени Джалиля можно говорить о том, что Казань – балетный город! И зритель здесь не простой: он, как говорится, «насмотренный», грамотный, разбирающийся и даже искушенный. Его сложно чем-либо удивить, потому что казанский зритель знает качество, и это огромный плюс городу. Путешествуя по регионам России, вижу, что многим городам остро не хватает таких культурных событий, как Нуриевский фестиваль. Считаю, что он воспитал за эти годы определенную прослойку публики, ценящей балетное искусство. Думаю, не одно поколение выросло на этом фестивале, впитывая в себя все лучшее из нашего отечественного искусства и, конечно, из приезжих коллективов. С огромной радостью и воодушевлением я всегда еду в Казань. Честно вам скажу: одни из лучших спектаклей в своей карьере я провел именно на сцене Татарского театра оперы и балета. Мне всегда здесь было приятно и удобно выступать, помимо атмосферы в театре, здесь очень комфортная сцена по объему, световому оснащению, по мягкости пола, да по всему. И огромное удовольствие я получаю от отдачи коллег, потому что одна из самых профессиональных балетных компаний – это театр оперы и балета имени Джалиля.
- С Ренатой Шакировой вы впервые выступали?
- Да, впервые. Наша встреча на сцене состоялась накануне спектакля. Рената такой профессионал, что нам оказалось достаточно одной репетиции, мы сразу же легко прошлись нашим дуэтом. Приятно, что профессионалы такого уровня приезжают в Казань.
- Михаил, вы достаточно лестно высказались о казанской публике. Сравните, пожалуйста, с публикой Большого театра: они в равной степени воспитаны, корректны?
- Я бы отметил, что в Казани зритель более воспитан, чем в иных столичных театрах. Ни разу не замечал аплодисменты невпопад. Поведение казанцев уместное, деликатное. Понимаете, некие «выпады» в других театрах провоцирует определенная прослойка людей, которые идут на спектакль, чтобы спровоцировать те или иные реакции. А я считаю, что это излишне и даже не театрально. Если выступление идет на высоком уровне, никто не будет реагировать неискренне.
- У нас в Казани таких группировок провокаторов и «засланцев» точно нет.
- И слава богу! В Казани – чистый и честный зритель.
- Как педагог-репетитор можете рассказать о новых подходах в воспитании будущих артистов балета?
- Глобальных изменений нет. Наша система сложилась в течение трех веков и кристаллизовалась в двадцатом веке. Считаю, что к методике нужно подходить крайне аккуратно. Хотя мы всегда шли немножко за спортом. Балет – это искусство, связанное с огромной физической нагрузкой. И я считаю, что сейчас настала необходимость включать какие-то элементы из спорта. Это прокачка физических кондиций, упор на питание будущего артиста балета, формирование его тела, чтобы строить его организм, не перескакивая через ступеньки, тем самым его ломая, а грамотно выстраивая. Вот этому сейчас, считаю, нужно уделять внимание. А художественная часть нашего искусства сформировалась многими поколениями педагогов, которые бережно передают его из рук в руки. Конечно, балет как живое искусство всегда развивается, вбирая и то, что происходит в других видах искусства. На него влияет и ситуация в стране и мире, опять же и политическая повестка… Балет живым образом подстраивается под внешние обстоятельства, он понемногу, но постепенно меняется. Как и весь мир. Наша задача – растить, во-первых, профессиональных артистов балета, а во-вторых, здоровых. И я не знаю, что поставить на первое место. Обе составляющие очень важны.
- Будет ли возрастать требование к техническим возможностям артиста балета, а как следствие – к его виртуозности?
- Конечно, техническая сторона будет расти, это обусловлено требованием времени, к тому же и зритель ждет зрелищности. Однако балетный спектакль складывается не только из трюков! Ценна и важна прежде всего художественная составляющая. Мы не должны забывать о выстраивании роли, образа и всего спектакля в целом.
- Есть ли среди ваших учеников таланты уровня Нуриева?
- Профессиональный педагог и человек, который многое прошел в своей сфере, всегда видит потенциал будущей звезды, поддержит и направит юный талант. А дальше он пойдет своим путем, может быть, сильно продвинув балетное искусство вперед. Однако такие выдающиеся танцовщики, как Рудольф Нуриев, рождаются раз в столетие. И пока таких лично я не вижу.
- Михаил, в рамках фестиваля прошел серьезный дискуссионный круглый стол «Новый взгляд на шедевры мировой хореографии», в котором участвовали и теоретики, и практики. И в процессе было высказано мнение, что технические возможности тела (в балете) практически исчерпаны плюс заметно изменились антропологические стандарты артистов…
- Если говорить о внешних данных, то в учебные заведения приходят совершенно разные ребята, не берусь судить об их комплекции (низкие, высокие, плотные, субтильные и так далее), все покажет время. Но тема интересная, давайте обсудим 24 мая? В принципе, человек эволюционировал с тех пор, как вышел на сушу из океана. Но незначительно (смеется).
Наша справка
Михаил Лобухин – выпускник Академии русского балета (АРБ) им. А.Я. Вагановой (2002), получив диплом бакалавра искусств с отличием, в том же году был принят в балетную труппу Мариинского театра. С января 2010 года – премьер балетной труппы Большого театра, Педагогами-репетиторами артиста стали легендарные Михаил Лавровский и Валерий Лагунов.
Лобухин – заслуженный артист России, лауреат многочисленных международных конкурсов, включая Vaganova-Рrix и Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит» (за выступление в балете For Four в постановке К. Уилдона). В 2018 году Лобухин получил награду «Душа танца» в номинации «Звезда сцены» журнала «Балет».
Известен как постоянный участник проекта «Русские сезоны XXI век», осуществляемого Благотворительным фондом имени Мариса Лиепы, компанией SAV Entertainment и театром «Кремлевский балет». Принимал участие в проектах Светланы Захаровой Amore (премьера – 2016) и Моdanse (2019). С 2023 года — приглашенный педагог-репетитор балетных трупп Московского театра «Новая Опера» и Красноярского театра оперы и балета. Много гастролировал по России, странам Азии, Европы и Южной Америки.
Исполнил множество партий в современных балетных постановках таких хореографов, как Юрий Посохов (Сорин, «Чайка»; Печорин, «Герой нашего времени»), Джон Ноймайер (Каренин, «Анна Каренина»); Гастон Рье, «Дама с камелиями», Эдвард Клюг (Понтий Пилат, «Мастер и Маргарита»), Кристофер Уилдон (Поликсен, «Зимняя сказка»), Уильям Форсайт (Pas de Deux, Herman Schmerman).
Репертуар артиста состоит из нескольких десятков партий. Премьеры последних лет в Большом театре: партия Сен-Жермена в «Пиковой даме» П.И. Чайковского в хореографии Ю. Посохова (первый исполнитель, мировая премьера, 2023); в 2024-м – Тибальд («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского, постановка М. Лавровского); Злая фея Карабас в возобновленной «Спящей красавице» Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича); партия Гаврилыча в балете «Светлый ручей» Д. Шостаковича (возобновлен в марте 2025).