Торжественная церемония собрала весь цвет музыкальной общественности и деятелей культуры: в БКЗ наблюдалась повышенная концентрация народных и заслуженных артистов, композиторов, выдающихся исполнителей современности.
Рустам Минниханов и сопровождавшие его официальные лица, включая министра культуры Ираду Аюпову и президента АН РТ Рифката Минниханова, заняли ложу на первом ярусе. Похоже, представленные таланты произвели большое впечатление на лидера Татарстана. Глава республики полностью посмотрел концертную программу, часто аплодировал, улыбался и оживленно переговаривался с сидящим по правую руку ректором КГК им. Н. Жиганова.
Однако протокольное по своей сути мероприятие не превратилось в банальное скучное торжество. Всего двадцать минут заняла сугубо официальная часть – зачитанное со сцены поздравление министра культуры России Ольги Любимовой, речь раиса республики, вручение им главной награды РТ – знамени с прикрепленным к нему орденом «За выдающиеся заслуги перед Республикой Татарстан» (на сцену вызвали ректора КГК им. Н. Жиганова Вадима Дулат-Алеева, профессора, председателя совета ветеранов вуза Зилю Сунгатуллину и активиста студенческого движения, лауреата международных конкурсов, молодого певца Динара Шарафетдинова), приветствие первого президента РТ, Государственного советника Минтимера Шаймиева и других общественных деятелей. В общем, великолепный тайминг!
– Казанская консерватория по праву занимает одну из лидирующих позиций среди музыкальных вузов России, готовит высококлассных специалистов… Все эти годы главный музыкальный вуз республики сохраняет и развивает лучшие музыкальные традиции татарского народа и всей нашей огромной страны. Среди выпускников вуза – легендарные для современной музыки фигуры – джазмен и дирижер Олег Лундстрем, уникальный композитор современности Софи́я Губайдулина, – отметил со сцены раис Татарстана. – Сегодня в Казанскую консерваторию приезжают учиться со всей страны и из-за рубежа. Только за последние десять лет вуз окончили представители двадцати восьми стран. Выпускники работают в разных уголках мира – на знаменитых театральных сценах, в ведущих оркестрах и образовательных учреждениях. Мы гордимся успехами выпускников главного музыкального вуза республики, творчество которых известно далеко за ее пределами. Закономерно, что выдающийся вклад консерватории в подготовку кадров и развитие музыкального искусства оценен высшей наградой нашей республики.
– Мы завершаем юбилейный фестиваль «Консерватория – ровесница Победы», название которого напрямую связано с историей вуза: ведь приказ о создании в Казани консерватории датирован 15 апреля 1945 года, – сказал в ответном слове ректор консерватории. – Принимая высшую награду республики, мы говорим, что она посвящается и всем предыдущим до нас поколениям, приложившим силы, знания, таланты для развития нашей альма-матер.
Фанфары «Сабантуя» Жиганова и Gaudeamus подняли зал
Затем приглашенные на юбилей гости посмотрели 15-минутный фильм о консерватории, начиная со дня ее основания и по наши дни (во время просмотра аудитория горячо аплодировала, увидев исторические кадры с основателем консерватории Назибом Гаязовичем Жигановым и стоявшими у истоков легендарными педагогами. Аплодисменты усилились и в той части фильма, где упоминался предыдущий ректор КГК Рубин Кабирович Абдуллин, возглавлявший вуз с 1988 по 2021 год, а ныне – и. о. завкафедрой органа и клавесина Московской государственной консерватории).
Фанфарами из симфонии «Сабантуй» Жиганова началась нон-стоп динамичная концертная программа. Конечно, весь зал встал во время исполнения Gaudeamus студенческим хором КГК. Следом прозвучала красивейший гимн «Республика минем» («Республика моя») на музыку Назиба Жиганова (слова Нури Арсланова), который исполнили международный концертный оркестр Казанской консерватории (художественный руководитель и главный дирижер Вадим Дулат-Алеев), хор студентов КГК (художественный руководитель Надежда Шириева) под управлением дирижера – заслуженного деятеля искусств РТ, профессора Рината Халитова.
Продолжило программу «Быстрое движение» Александра Цфасмана в исполнении солистки ассистента-стажера Снежаны Зиборовой (фортепиано) и международного концертного хора консерватории под управлением дирижера – ассистента-стажера Ильназа Дудкина. Благоприятное впечатление произвело на почтенную публику выступление солиста Мариинского театра, выпускника Казанской консерватории Ярамира Низамутдинова, исполнившего балладу Герцога из оперы «Риголетто» Джузеппе Верди в сопровождении оркестра под управлением заслуженного деятеля искусств Республики Карелия, ректора Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова, профессора Алексея Кубышкина.
С особым трепетом зал принял проникновенное исполнение адажио для скрипки соло соль минор И.С. Баха Петром Лундстремом, посвященное всем ушедшим учителям и сопровождавшееся видео с портретами великих музыкантов, чья судьба тесно связана с КГК и Казанью: Олег Лундстрем, Натан Рахлин, София Губайдулина, Алмаз Монасыпов и многие-многие другие. Перед выступлением заместитель председателя комиссии по культуре и сохранению духовного наследия Общественной палаты РФ, исполнительный директор Творческой мастерской Леонида Лундстрема Петр Лундстрем отметил, что представляет на юбилее Казанской консерватории всю семью Лундстремов (как известно, братья-джазмены Олег и Игорь после приезда из Шанхая в Казань прожили в нашем городе десять лет, оба закончили КГК).
Ильяс Камал солировал на кубызе, китайцы спели «Катюшу» как родную
На этом сюрпризы от КГК не закончились. Изящно, безупречно исполнила арию Лауретты из оперы «Джанни Скикки» Джакомо Пуччини (эта опера не идет в Казани) выпускница прославленного вуза, заслуженная артистка РТ, примадонна ТАГТОиБ им. М. Джалиля, лауреат Государственной премии им. Г. Тукая Гульнора Гатина в сопровождении оркестра под управлением дирижера – ассистента-стажера консерватории Уюкипа Ведия Гильермо Уго (Боливия). Прекрасно выступила еще одна «наша иностранка» – ассистент-стажер КГК арфистка Лю Сяо (КНР), исполнив «У фонтана» Альберта Цабеля.
Сюрпризом стало исполнение ансамблем традиционных инструментов консерватории под управлением заслуженного артиста РТ, доцента Рустема Рахматуллина сочинения «Бию» председателя Союза композиторов РТ и также выпускника КГК Ильяса Камала. Более того, он лично солировал на кыл-кубызе, который в руках Камала пел буквально человеческим голосом. На этом сюрпризы не закончились: вокальный ансамбль студентов из Китайской Народной Республики под управлением Ильназа Дудкина виртуозно исполнил классическую «Катюшу» Матвея Блантера на слова Михаила Исаковского.
Буквально напитали мощной энергией весь зал, включая вип-зрителей, Государственный камерный хор РТ, хор студентов и международный концертный оркестр КГК под управлением дирижера – народной артистки Татарстана, лауреата Государственной премии им. Г. Тукая Миляуши Таминдаровой (всенародная любимица – тоже выпускница КГК!).
Следом грянул финальный хор из оперы «Рогнеда» Александра Серова в исполнении хора студентов КГК под управлением доцента консерватории, регента Архиерейского хора Казанской епархии Дениса Рогова. Логичным продолжением программы стало эпическое исполнение песни «Поклонимся великим тем годам» Александры Пахмутовой на слова Михаила Львова сводным хором учащихся Средней специальной музыкальной школы при КГК и студентов и международным концертным оркестром под управлением Рината Халитова. Партию фортепиано исполнила преподаватель Казахского национального университета искусств имени К. Байсеитовой, президент фонда «Музыка мира» (Республика Казахстан), концертмейстер театра оперы и балета «Астана-опера», выпускница консерватории Динара Абдрахманова. Глубокое впечатление на всех произвел роскошный баритон Кирилл Панфилов – солист Белорусского государственного театра оперы и балета (продолжатель творческой династии, его отец учился в КГК у Зили Сунгатуллиной).
На берущих за сердце словах «Поклонимся великим тем годам, / Тем славным командирам и бойцам. / И маршалам страны, и рядовым, / Поклонимся и мертвым и живым! / Всем тем, которых забывать нельзя, / Поклонимся! Поклонимся, друзья! / Всем миром! Всем народом! Всей Землей! Поклонимся за тот великий бой!» в едином порыве поднялся весь зал, ровно так же, как встают люди при гимне страны. Это была убедительнейшая кульминация юбилейного концерта. Однако режиссеры распорядились по-своему, поставив в качестве финальной точки «Я люблю тебя, жизнь!» Эдуарда Колмановского на стихи Константина Ваншенкина в исполнении молодой пары (буквально только что поженились), студентов вокального факультета Инсафа Ганибаева и Элины Сафиной вместе со сводным хором и международным концертным оркестром.
***
В кулуарах юбилейного вечера редактор отдела культуры «Вечерней Казани» побеседовала с известными музыкантами.
Профессор Альберт Гильфанов: «Рахлин меня благословил»
- Сегодня большой, значимый праздник для всех, кто связан судьбой с нашей Казанской консерваторией! – поделился с редактором отдела культуры «Вечерней Казани» профессор кафедры деревянных духовых инструментов Альберт Гильфанов (многие казанцы также помнят его как многолетнего кларнетиста знаменитой «Симхи». – «ВК»). – С родным вузом я связан несколько десятилетий, начиная с учебы в ССМШ при консерватории. Сегодня альма матер 80, а мне – 73. Поступал при Назибе Гаязовиче Жиганове, который всегда присутствовал на вступительных и выпускных экзаменах. Помнится, он даже агитировал поступить на дирижирование, но я ответил, что кларнету своему не изменю. Еще на первом курсе пришел на зачет Натан Григорьевич Рахлин и говорит: «Послушайте, деточка (у него манера такая была), приходи завтра ко мне, будешь работать у меня». Как? Я ведь первокурсник! А он – «Я тебя научу». Так в семнадцать лет он посадил меня на первый кларнет. Было это в 1970 году, то есть 55 лет назад.
- Начать карьеру под руководством великого Рахлина – все равно что бог поцеловал в макушку!
- Это было счастье и настоящий подарок судьбы! Под началом Рахлина я работал и во время учебы, и по окончании консерватории (основная ставка была в оркестре, но также с 1975-го я начал преподавательскую деятельность, сначала на полставки).
- То есть в дни юбилея Казанской консерватории вы отмечаете полувековой юбилей педагогического стажа! Что скажете о современной альма-матер?
- Студенты у нас очень продвинутые, в том числе технически, да и возможностей им предоставлено очень много. В годы моей учебы были большие проблемы с инструментами, а сейчас их нет. Они не варятся в собственном соку, могут слушать записи, как за рубежом играют, и так далее. Выпускниками вуз по праву гордится! Мой бывший студент Айрат Ишмуратов, например, в Канаде сейчас выступает. Среди моих студентов много лауреатов, победителей международных и всероссийских конкурсов. Да так на любом отделении в консерватории. Вот только что со мной делился наш гость, ректор Петрозаводской консерватории – им не хватает абитуриентов, конкурс небольшой. А в Казанской консерватории – ровно наоборот, со всей страны к нам едут, все хотят в Казани учиться. И мы выбираем лучших из лучших. Потому что статус Казанской консерватории очень высок! Кстати, если бы всех выдающихся выпускников пригласили выступить на юбилее, концерт, наверное, на неделю растянулся!
Мнир Соколов: «Юбилей консерватории – огромное событие!»
- Мы свидетели потрясающего события – юбилея Казанской консерватории! У меня внутри щемящее чувство – так приятно видеть столько знакомых лиц, ни одного чужого в зале! – не скрывал эмоций доцент кафедры оперной подготовки КГК им. Н. Жиганова, в прошлом один из самых популярных певцов Татарстана, покоривший своим талантом слушателей Германии, Италии, Турции, Финляндии Мнир Соколов. – Сейчас я профессор кафедры, которой заведует Альфия Ибрагимовна Заппарова. Мы работаем с начинающими вокалистами, задача в том, чтобы они не только талантливо пели, но и были актерами. Ведь Казань – это родина Шаляпина, который первым изменил отношение к драматическому содержанию оперного исполнения. Хотим, чтобы наши выпускники стали немножко шаляпиными. Ребята приходят с большой внутренней энергетикой, занимаются с желанием. Смотрю на наших выпускников, которые уже состоялись как артисты, и сердце радуется – Артур Исламов, Гульнора Гатина, Рузиль Гатин, который пел в Метрополитен-опера, в Италии…
- Потенциальных звезд сейчас среди студентов видите?
- А как же! Другое дело, что молодежь всегда стремится вперед, им необходима сцена, а вы знаете, что я всегда ратовал за создание в Казани второй музыкальной площадки – экспериментальной, молодежной. Но время для ее создания все никак не наступит. Преобладает мнение, что нам достаточно одного оперного театра. Возможно, не та сейчас экономическая и политическая ситуация, но республика выучила уже в КГК имени Жиганова и в ГИТИСе, наверное, целый штат для нового музыкального театра. Но поскольку его нет, то многие из Москвы в Татарстан не возвращаются либо уезжают из Казани в другие города. И в этом я вижу вызов и проблему республиканского уровня. Не бывает безвыходных ситуаций! Сейчас освободилось историческое здание на улице Горького, в котором в начале ХХ века обитала оперная русская труппа, потом – камаловцы, тинчуринцы… То есть это здание изначально казанскими купцами для театра строилось. Сама жизнь подсказывает: почему бы в нем не поселить молодежный музыкальный театр, который всем так нужен?
Петр Лундстрем о бабушке-татарке и концертах на передовой СВО
- Воспринимаю как особую миссию свое участие в юбилее Казанской консерватории, хотя сам в ней не учился. Моя бабушка была первой татарской пианисткой, окончившей эту консерваторию. Оба моих деда здесь учились. В Казани родился мой отец Леонид Лундстрем. Поэтому сегодня я – официальный представитель огромной семьи Лундстремов в близкой нашему роду Казани! – сказал редактору отдела культуры «Вечерней Казани» Петр Лундстрем после концерта.
- Насколько семья большая?
- Нас много! У меня только пять родных сестер, а еще четверо двоюродных. У Олега Леонидовича Лундстрема не было своих детей, зато у Игоря Леонидовича – двое, и уже десять внуков, а уж правнуков… Почти все Лундстремы, кстати, избрали судьбу музыкантов.
- Петр, вы продолжаете ездить в Луганск, Донецк с концертами?
- По объективным причинам стал ездить реже. До начала 2024 года была возможность выступать в прямом смысле слова на передовой, на первой линии, в окопах, буквально в 500 метрах от городской застройки, в трех километрах от войск противника… Но сейчас война изменилась, изоляция поля боя из-за развития беспилотных летательных аппаратов достигла невероятных совершенно пределов, и теперь 30–40 километров от линии фронта – зона поражения, легко прилетают дроны по гражданским машинам и так далее. Но я, безусловно, продолжаю ездить, просто пока невозможно физически именно на первую линию. Но совсем скоро, в текущем ноябре, мне предстоит большая поездка по новым регионам. Буду выступать в каких-то знаковых местах для солдат, для жителей.
- На вас лично какой концертный номер юбилейного вечера произвел впечатление?
- До мурашек проняла песня «Поклонимся». Это не только песня поколения, это песня всей нашей страны. И самое главное, она не только про то, что было 80 лет назад, в год Великой Победы, эта песня и про наше сегодня. Поэтому она, конечно, каждый раз подрывает до слез. И особенно приятно, что ее дети пели! Честно сказать, я бы и закончил этим номером.