Символична дата открытия экспозиции «Обнимая небо», ведь именно 9 декабря Россия отмечает День Героев Отечества.
В экспозиции представлены личные вещи Г.К. Мосолова (например, скафандр для высотных полетов с гермошлемом), архивные документы и фотографии из фондов НМ РТ. На одном из снятых в Казани в 1970-х годах снимков вместе два Героя Советского Союза: Михаил Петрович Девятаев и Георгий Константинович Мосолов с детьми. На другой – летчик-испытатель рядом с генеральным секретарем ЦК КПСС, руководителем Советского Союза Л.И. Брежневым.
Георгий Константинович Мосолов занимает видное место в почетном ряду великих летчиков-испытателей, прославивших свою родину СССР подвигами и небывалыми рекордами. Он стал настоящим человеком-легендой, примером самоотверженности и любви к авиации для многих поколений. Крепкая дружба сложилась у Мосолова с первым космонавтом Юрием Гагариным, которому Георгий Константинович стал старшим товарищем. А помните популярную песню «Обнимая небо» Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова? Она была посвящена именно Георгию Мосолову, а вдохновил авторов на сочинение этого известного произведения именно Гагарин.
С Казанью Мосолова связывают два года военной поры (1943—1944), которые он всегда вспоминал с благодарностью, ведь именно в столице ТАССР он начал формироваться как профессиональный летчик. Он обучался в Центральном аэроклубе им. В.П. Чкалова, временно эвакуированном в Казань из Москвы. Кстати, располагалась тогда летная школа в здании бывшей Мариинской гимназии, которая в то время занимала часть дома Крупенникова на Воскресенской (ныне Кремлевской) улице.
Будущий герой Георгий Мосолов родился 3 мая 1926 года в Уфе. В 1943-м окончил в Казани школу Центрального аэроклуба им. Чкалова (ныне ФГУП «НАК России им. Чкалова), а в 1944-м – Казанскую спецшколу ВВС СССР, затем в сентябре 1945 года – 10-ю Военную авиационную школу летчиков (Кременчуг, Полтавская область, УССР), Чугуевское военно-авиационное училище (1948), Высшую офицерскую авиационную инструкторскую школу ВВС СССР (Грозный, 1949), Школу летчиков-испытателей (Москва, 1953), МАИ (1959). В рядах Красной Армии служил с 1944-го. В 1953—1966 годах – летчик-испытатель, ведущий инженер знаменитого ОКБ им. А.И. Микояна, проводил испытания первых опытных реактивных двигателей, экспериментальных систем радионавигации, перехвата и вооружения (всего освоил более 50 типов воздушных судов). За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Георгию Константиновичу Мосолову 5 октября 1960 года присвоено звание Героя Советского Союза.
Автор фото: пресс-служба Национального музея РТ
Заслуженный мастер спорта СССР Мосолов награжден двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, многочисленными медалями, включая три Всесоюзные золотые и медали де Лаво (ФАИ) в 1959, 1961, 1962 годах. Мосолов — обладатель шести мировых рекордов (три из них – абсолютные) скорости и высоты полета.
Но 11 сентября 1962 года произошла трагедия: Мосолов катапультировался из самолета Е-81 из-за разрушения двигателя Р-21 при огромной скорости (соответствовала числу М=1,7), получил тяжелые травмы, во время лечения дважды впадал в кому.
В тот роковой день на высоте 10 тысяч метров произошло разрушение диска шестой ступени компрессора двигателя Р-21Ф-300 опытного самолета Е-8/1 конструкции Микояна и Гуревича.
Со страшной силой, как снарядом, один из обломков диска компрессора пробил сначала корпус двигателя, затем фюзеляж и ударил по правой консоли крыла в зоне элерона, разрушив его. Вышли из строя обе гидросистемы, истребитель перешел в скоростное вращение. Теряя высоту, неуправляемый самолет быстро приближался к земле. На высоте около 8000 метров на удалении 60 километров от аэродрома летчику-испытателю Мосолову пришлось прибегнуть к средствам спасения.
Из воспоминаний Георгия Мосолова:
«…Это произошло на большой высоте и скорости. Кабина моментально наполнилась дымом, двигатель и управление заклинило. Самолет стал неуправляемым, а я в нем - не летчик-испытатель, а пассажир. Я не смог сразу катапультироваться, поскольку скорость была чрезмерно велика. Ждал, может, она уменьшится, но самолет перевернулся на спину и перешел в пикирование. Мне уже тем более не выпрыгнуть... А голова была уже пробита, сломана рука и мучила мысль, что будет очень обидно, если потом кто-нибудь подумает, что я не выдержал и потерял сознание. Но нет, я не потерял сознание, я боролся и передавал в эфир: «999-й, покидаю машину!» После третьей попытки связаться нажал на рычаг катапульты и выстрелился в поток, а он - как бетон. Схватил ногу (не сработал захват) и тут же ее сломал. Я падал, пока автомат не раскрыл парашют, меня встряхнуло, и я повис под куполом головой вниз. Как же содрать лямку парашюта? Работала только одна рука, другая висела плетью. Не чувствуя боли, пытался стянуть парашютную лямку, а снизу неумолимо приближалась земля, оставались секунды, слава Богу, удалось освободиться. Я ударился о землю ногами (точнее, одной, другая - сломана), почувствовал острую боль в ломающейся кости и оказался под елкой в глухом лесу. Пролежал пять часов, прежде чем первый человек нашел меня. Потерял много крови и, понимая, что может наступить конец, спешил сообщить, что случилось с самолетом и на каком режиме. Попросил обрезать парашют и расстелить его, разжечь костры и, пока были силы, ждал, когда прилетит вертолет. Потом ждал почти год на больничной койке, прежде чем впервые достал ногами пол...»
Испытания Е-8 стали последними в летной биографии Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР, полковника Георгия Константиновича Мосолова. В реанимации московской клинической больницы им. С.П. Боткина он дважды пережил клиническую смерть и после длительной реабилитации уже не смог вернуться к полетам. Процесс его лечения широко освещался в советской и мировой печати, фотографии Мосолова в гермошлеме сверхсекретного истребителя размещали на обложках советских и зарубежных газет и журналов – как олицетворение мужества и прогресса СССР.
Но жизнь - продолжалась! До ухода в запас (1966) с 1962 по 1969 год работал ведущим конструктором ОКБ-155, занимал пост завкафедрой военно-патриотического воспитания в ВКШ при ЦК ВЛКСМ (1969—1975), был председателем президиума Федерации хоккея СССР (1969—1973), помощником представителя «Аэрофлота» в Хельсинки (1978—1983), представителем советских авиалиний в Швеции и других странах вплоть до своего выхода на пенсию в 1992 году.
Примечательно, что Георгий Константинович не терял связи с Казанью. В последний раз легенда советской авиации посещала наш город в 2017 году, и тогда же Мосолов провел встречу с учащимися лицея им. Н.И. Лобачевского КФУ. По воспоминаниям участников той беседы, Георгий Константинович Мосолов делился секретами высшего пилотажа, борьбы со страхом и дал такое наставление: «Готовиться к подвигу надо прямо сейчас!»
Выставка «Обнимая небо» продлится в Национальном музее с 9 декабря по 20 января. Грядущий столетний юбилей Мосолова в мае 2026-го даст старт большому проекту «Люди подвига: от поколения к поколению» НМ РТ. Его посвятят объявленному в Республике Татарстан Году воинской и трудовой доблести (2026 год). Через судьбы людей Нацмузей Татарстана будет показывать непрерывную линию героизма в истории Отечества, героями проекта «Люди подвига…» станут фронтовики и труженики тыла, медики и ликвидаторы чрезвычайных ситуаций, участники СВО.