7 июня 07:30

Автор материала: «Вечерняя Казань»

Василь Закиев: «Чем жёстче запрещают прокат, тем больше будет личных самокатов»

Как город может «подружиться» с самокатами, что для этого нужно и почему тема вызывает так много споров, в авторской колонке, написанной специально для «Вечерней Казани», рассуждает предприниматель и автор подкаста «Мамкины урбанисты».

Валерия Толстошеева / ИД «Вечерняя Казань»

Мне всё чаще кажется, что спор о самокатах — это маленькая копия любого разговора о переменах: сначала их не замечают, потом ругают, потом принимают за должное. Ещё пару лет назад на тротуаре можно было напороться разве что на редкого Xiaomi с пищащим мотором. Теперь не удивляешься ни хрупкой студентке на складном «шестисотом ватте», ни бородатому айтишнику, срывающемуся с места быстрее троллейбуса. Ругаемся об электросамокатах очень громко. И людей сбивают, и под машины попадают, и проходы перегораживают.

В 2020 году россияне совершили восемь миллионов поездок на прокатных самокатах, в 2024-м — триста восемнадцать миллионов. Количество пользователей за тот же срок выросло с полутора до четырнадцати миллионов. Темная сторона этого роста — 4420 ДТП и 54 погибших за 2024 год, причём в двух случаях из трёх фигурировал именно кикшеринг. Так довольно быстро электросамокат превратился из экзотики в предмет государственной повестки.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Почему все запрещают прокат, а не личный транспорт? Ответ прост: прокатный парк проще регулировать. Он принадлежит бизнесу и концентрируется в центре, где камеры, начальство и недовольные пешеходы. Если верить ГИБДД, именно кикшеринг даёт львиную долю аварийной статистики среди самокатов. Личные же устройства разбросаны тонким слоем по дворам: там меньше скорости, меньше публики и, увы, меньше заметности для полиции. Аварии на личных самокатах часто даже не попадают в статистику. Между тем спрос на своё личное растёт: только за первые четыре месяца 2025-го продажи личных электросамокатов подскочили в полтора раза к аналогичному периоду прошлого года. Люди голосуют кошельком за независимость — хочется кататься, не думая о «красных зонах» и блокировке аккаунта. 

В Москве уже не уедешь на прокатном самокате без подтверждённого Mos ID: нет паспорта — получаешь «черепашью» скорость или полную блокировку аренды. На уровне федерации лежит законопроект о вводе подкатегории М1: права с шестнадцати лет, обязательный шлем и перспектива номерных стикеров — по образцу Сеула, где камеры видят не только машины, но и самокаты. Логика просматривается: сделать устройство прозрачным для контроля, но не задушить рынок.

Казань выбрала жёсткий эксперимент

В мае городские власти запретили прокат в центре почти целиком, урезав количество разрешённых парковок в несколько раз. Причина — узкие исторические улицы и статистика: в трети ДТП виноваты несовершеннолетние. Операторы отступили в спальные районы, а жители… купили собственные самокаты и продолжат кататься. Проблему самокатчиков это не решило: пешеходы всё так же встречают лихачей, только без номеров и без возможности пожаловаться сервису. Выходит, чем жёстче запрет, тем быстрее растёт личный сектор, где регулировать ситуацию почти невозможно.

Автор фото: ИД «Вечерняя Казань»

Мой прогноз нетрудно вывести из статистики:

- 2026: верификация по «Госуслугам» и лимит скорости закрепятся во всех городах-миллионниках, часть городских центров перейдёт на док-станции.

- 2027: категория М1 войдёт в ПДД, мелкие наклейки-номера позволят городским камерам выписывать штрафы, а базовая страховка ответственности станет частью тарифа.

- 2028 и далее: самокат встроится в единую транспортную систему: оплатил поездку — получил право на бесплатную пересадку в метро. Парковка-док возьмёт на себя зарядку и порядок на тротуаре.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Очень хочется верить, что к этому моменту правую полосу выделят для автобусов, велосипедов, электросамокатов и мопедов, чтобы ездить на них можно было круглогодично и по всему городу. Потому что, как ни крути, сейчас этим транспортным средствам опасно на дороге, а на тротуаре они сами создают опасность. Выход - только в обширной связной сети велодорожек.

Почему спор утихнет сам собой?

Потому что самокат станет скучным. Ещё три-четыре сезона — и разговор переменится. Мы перестанем спорить, «нужен ли городу самокат», и начнём выяснять, как нам сделать велодорожки по всему городу для электросамокатов и велосипедов и где расставить розетки для их зарядки. А самый яростный оппонент сегодняшних «электротабуреток» будет как ни в чём не бывало парковать свой нумерованный самокат у дома: с шлемом на руле и страховкой в приложении.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Удобство для людей всегда побеждает на дистанции. Вопрос лишь в том, сколько времени уйдёт на адаптацию и останется ли у нас запал спорить, либо мы переключимся на что-то новое.

Комментарии
Василий3 сентября 02:23
Пока не будет подтверждение личности в кикшеринге. пока не будет обучения вождению самоката - движение на нем нужно запретить всем. Страдают от него все : от пешеходов - до автомобилистов. Урбанисты если хотят - пусть едут в деревню и там катаются по узким дорогам пугая коров.
0
васил иди на три буквы11 июня 22:36
читаю во это :" хочется верить, что к этому моменту правую полосу выделят для автобусов, велосипедов, электросамокатов и мопедов, чтобы ездить на них можно было круглогодично и по всему городу" объясните этому существу, круглодично невозможно на великах самокатах мопедах ездить.То что курьеры ездят не показатель это молодые здоровые парни которые ЗА ЭТО ДЕНЬГИ получают.И да они падают и часто падают осенью зимой весной. И Скажите этому автобусная полоса она ДЛЯ автобусов. Автобусов! и не суйтесь туда самокатчики.Вы хотите играть с безопасностью пассажиров??а вы в порядке голова не болит? Может вам пора на сеченова? самокаты маргинальный вид транспорта.И потому его быть не должно.васил твои прогнозы это прогнозы идиота .Скореее ты попадешь на сво и там останешься и слава Богу
0
Василий3 сентября 02:24
Как же задолбали эти "урбанисты", абсолютно не видящие реальность
0
Аноним11 июня 22:28
запретить и все. в чем проблема? убойный штраф плюс срок. выехал ? плати огромные деньги и год тюрьмы
0
цапон11 июня 09:39
лапша для холопов про "аварийность" дело только в бабле
0
Илья8 июня 22:46
Что интересно замечено , люди которые за свои кровные купили электросамокат ездят на нём аккуратно и даже спешиваются переходя проезжую часть . По двое они не ездят . А вот именно на прокатных носятся так , что это просто ужас . Такое вот наблюдение .
0
Аноним8 июня 15:56
Сим ездят бесшумно, поэтому шаг в сторону и ты сбит с очень серьезными последствиями, надо чтоб они , как прокаженные с колокольчиком, ездили издавая какой то звук
0
Вася8 июня 22:39
Ага , со свистком приближающегося паровоза .
1
мне 43года8 июня 15:29
меня больше волнуют не самокаты, а пенсионный возрост, который у меня отжали с 60-на 65 лет. а это 5 лет пенсионных начеслений, эта сумма более 1 милиона рублей которую у меня взяли из кармана и решили отжать, при этом продолжительность жизни мужчин в стране примерно 65 лет. народ пенсионный фонд деньги отжимает а вы о самокатах думаете? вы зомбированые? включайте мозг если он есть.
0
Петя8 июня 18:37
Терпение это смысл жизни в России.
0
Вася8 июня 23:41
Ежели чё то я о самокатах ни фига не думаю а думаю тока про то помру ли я зимой с голоду или не помру ежели картошка будет стоить 200 рублей а у меня пенсия 15 штук всего ну а то што твою пенсию заныкали так в нигерии и бангладеше вообще нифига пенсий нету а все как та живут хотя конечно очень даже хреново
0
вахтовик месяц на месяц живущий часном доме на окраине города.8 июня 15:24
все ваши проблемы с самокатами, это проблемы мегаполисов у которых узкие улочки в центре и где людей как в муравенике. не надо на всю страну раздувать проблему самокатов. самокат техника тихая, не тяжолая как мотоцикл, и не скоростная как мотоцикл, за городом где дороги не оживлённые и не перегружены вполне спокойно ездиет не кому не мешая и ей не кто не мешает. когда будут принимать очередной закон, надеюсь что наши слуги народа учтут все реалии страны, и не сделают вред. а то я живя в доме на 15сотках, когда делаю шашлык у себя во дворе на приусадебном личном участке, не уверен что не нарушаю какой-нибудь там говнозакон и не нахожусть под угрозой штрафа. в годы своей молодости не припомню закона запрещающего приготовление шашлыка в деревне рядом с беседкой у деда во дворе.
0
Аноним8 июня 10:32
Все пересядут на СИМ, будут ездить пристёгнутыми 35 км в час, на искусственном интеллекте, без светофоров. Для автомобилей оставят в городах только несколько платных дорог. Это дело 20 ближайших лет. Пешеходам можно сказать - до свидания!
2
Аноним8 июня 22:50
О, это вам к нам , со своим стулом .
0
Аноним8 июня 07:44
Пора привыкнуть, что бизнес приносящий деньги, отжимается удащливыми. Других причин, не вижу. Ну, не идиоты же они, чтобы бороться с самокатами, а не с теми, кто на них катается.
1
Старик8 июня 07:22
Нормальный владелец собственности старается её беречь. И соблюдать законы. В противном случае - ответственность и конфискация.
0
Аноним7 июня 21:40
Безопасности для пешеходов нигде нет, даже на переходах сбивают людей. Так и чувствуешь себя зайцем, на которого охотятся водители, самокатчики и велосипедисты. Все время на стреме, чтобы отпрыгнуть в сторону. Это напрягает.
1
Аноним8 июня 10:33
Купи танк
2
Аноним9 июня 12:11
Проще купить " лук и стрелы" в современной версии и... палить по колесам
0
Владимир7 июня 20:25
Пусть катаются на специально отведенных территориях. Задолбали уже эти велосипеды и самокаты! Как жуки навозные в каждую щель лезут!
0
Аноним8 июня 22:52
Точно , для них можно лунапарк открыть.
0
Леонид7 июня 17:30
Так и личные надо будет крепко упорядочивать. Никуда не денутся.
0
Andrew Demanche7 июня 15:50
Пока самокаты не уберут с пешеходных тротуаров ничего не утихнет. Вменяемое большинство людей среднего и выше возраста не пользуются самоката и. Большинство пользователей это поколение прменявшее способность мыслить на потребление мусорного контента и информации из гаджетов. А теперь ещё отказываются от самого естественног, данного природой способа перемещения ходьбы. Теперь ещё будут деградировать в части порно двигательных способностей. Хочется пусть деградируют, только оградите от них нормальных людей.
1
Старик8 июня 08:11
Порно двигательные и опорно двигательные - очепятка по Фрейду. Но в точку.
0
аноним7 июня 14:08
Прокат самокатов - это прибыльный, за счет пешеходов, бизнес, , Кто ты, неизвестный чиновник, нам эту радость подаривший?
0
Оставить комментарий