14 августа 17:39

Автор материала: Алина Камалютдинова

Близлежащие к Казани районы готовы воссоединиться со столицей

После появления мастер-плана Казанской агломерации власти взялись проанализировать допущенные градостроительные ошибки и найти пути их решения. Особого внимания требует проблема транспортной доступности.

Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Пригород Казани продолжит расширяться

Процесс расширения пригородов Казани продолжится вне зависимости от административных границ. Эта мысль несколько раз прозвучала во время круглого стола о Казанской агломерации. Эксперты собрались с целью обсудить пути развития территории, и, как выяснилось, потенциал огромный, но в случае игнорирования имеющихся проблем они будут лишь множиться.

Заместитель руководителя исполкома, курирующий вопросы транспорта, экономического развития и торговли, Ильдар Шакиров рассказал, что первым документом, в котором был закреплен агломерационный подход, стала стратегия социально-экономического развития Татарстана до 2030 года. В Казанскую агломерацию входит пять районов Татарстана - Зеленодольский, Высокогорский, Пестречинский, Лаишевский и Верхнеуслонский. В 2018 году столица подписала с ними соглашение о межмуниципальном сотрудничестве.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Казанская агломерация является самой большой в Татарстане. На территории проживает 43% от общего населения республики. Директор МБУ «Институт развития Казани» Алексей Горбунов рассказал, что к 2040 году численность населения Казани вырастет до 1,5 миллиона человек. В ближайшие годы прогнозируется рост жителей Казанской агломерации до двух миллионов человек.

Пожинаем плоды градостроительных ошибок

Мастер-план Казанской агломерации выявил имеющиеся проблемы территории. Одна из главных причин их появления — разные нормативы, действующие в Казани и пригородах.

- Казань и пригород пожинают плоды ошибок, в том числе градостроительных, когда дешевое жилье и отсутствие дополнительных рабочих мест рождает огромное количество транспортных и социальных проблем, поскольку жилье там построили, а социальную инфраструктуру нет, - отметил Шакиров.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Хуже всего обстоит ситуация с транспортной инфраструктурой. Председатель комитета по транспорту исполкома Казани Алексей Сидоров отметил, что транспортное сообщение особенно развито между Казанью и Зеленодольским районом. Между ними курсирует пять маршрутов. К 2030 году на горизонте замаячила грандиозная стройка «Большого Зеленодольска», в рамках которой рассматриваются различные варианты развития транспортной инфраструктуры. Наиболее удачным вариантом власти Казани считают запуск трамвая с заездом в Осиново до территории «Большого Зеленодольска». По словам Сидорова, он обеспечивает большую провозную способность.

В других районах с транспортной доступностью всё не так прекрасно. Высокогорский район исторически с 90-х годов связывается с центром Казани 91-м автобусным маршрутом и пригородной электричкой, железнодорожные станции которой не охватывают всю территорию района. В связи с этим процветает рынок нелегальных перевозок легковым автотранспортом. На это, в свою очередь, повлияла остановка работы двух маршрутов - 101-го до села Усады и 107-го до поселка Бирюли в Высокогорском районе.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Пестречинский район обслуживается двумя маршрутами - № 90 и 4. В этом году совместно с исполкомом был организован дополнительный маршрут до села Богородское.

Лаишевский район, несмотря на десяток маршрутов и новые железнодорожные станции, страдает от переполненных автобусов, особенно в летний сезон.

Верхнеуслонский район остаётся белым пятном на транспортной карте — два автобусных маршрута и речной трамвайчик за 110 рублей едва связывают его с Казанью. Заместитель руководителя исполкома Верхнеуслонского района по социально-экономическому развитию Юлия Федотова рассказала, что жители тратят почти час времени, добираясь до Горьковского шоссе. Решение этой проблемы уже есть в мастер-плане Казанской агломерации. Предлагается строительство моста с улицы Тихорецкой, который свяжет Верхнеуслонский район и Казань. Однако пока это всё только в планах.

Устаревшие автобусы, высокие цены и отсутствие единой системы вынуждают жителей искать альтернативы — сервисы попутчиков или личный транспорт.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Это ещё больше усугубляет ситуацию с заторами на въездах в Казань, поэтому необходима разработка единой маршрутной сети, которая будет интегрирована с городской маршрутной сетью Казани, она позволит создать доступный и безопасный общественный транспорт, - рассказал Сидоров.

Главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина предлагает создать сеть дополнительных транспортно-пересадочных узлов на въездах в город. Планируется усилить работу общественного транспорта и пересаживать водителей с личных автомобилей на автобусы. Помимо этого, власти города мечтают о развитии водной инфраструктуры, концепция которой была разработана два года назад. Основная цель — соединение берегов, которое возможно благодаря увеличению числа объектов речной инфраструктуры.

Воды не хватает

МУП «Водоканал» Казани обеспечивает водоснабжением 1,3 миллиона жителей агломерации. Основным источником является река Волга, откуда поступает 92% воды, проходящей полный цикл водоподготовки на Волжском водозаборе. Инфраструктурный кризис только усиливается. Более 70% инженерных систем водоснабжения и водоотведения требуют срочной модернизации. Активное развитие территорий пригородов Казани создаёт дополнительную нагрузку на сети, что приводит к частым авариям. Критическая ситуация сложилась в Верхнеуслонском районе, где наблюдается острая нехватка воды, особенно в дачный сезон - с мая по сентябрь.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Масштабное обновление водопроводной инфраструктуры — первостепенная задача. При поддержке республики реализуется в небольшом объеме программа «Модернизация инфраструктурных сетей», в рамках которой сначала ремонтируются аварийные и магистральные трубопроводы. В планах строительство ключевых водопроводных узлов «Тэцевский», «Кольцевой», М-7 (Мамадышский тракт) и приоритетного узла «Дербышки», который обеспечит водой развивающиеся территории, включая земли многодетных семей и жилой массив Высокая Гора.

В конце у каждого спикера была возможность кратко описать встречу, подвести итоги. Несколько раз эксперты отметили необходимость переходить от слов к делу. С этим сложно не согласиться.

Комментарии
Аноним19 августа 11:00
Защем, нащальнике? Чтобы закамский варяг купил себе очередные часы?
0
Геопрофи17 августа 14:03
Мастер- План это уже лучше, чем было ранее. Но эти Мастер- Планы содержат ошибки, поскольку при разработке мастер планов применялись старые технологии. Единой актуальной пространственной модели (3D) со всеми коммуникациями не создано. Наличие такой модели и применение ИИ позволит выявить противоречия, и только после анализа результатов ИИ, которые тоже будут содержать ошибки можно найти правильные решения.
0
Жамиль17 августа 08:52
Много слов, а дела нет. Кульсеитово, Советский район считается. Ходит один автобус, 10 рейсов в день. Детского сада нет, школы нет, аптеки нет. Автобус приезжает к окраине посёлка. До остановки надо пройти 2-3 км.
0
Ришат15 августа 00:11
Интересно, однако .
0
Аноним14 августа 18:21
Трамвай в Осиново, еще одна дичайшая ошибка. Зачем рубить просеки, городить рельсы с которых трамваи слетают, навешивать кучу ненужных проводов. Содержать все это безобразие, особенно зимой... Если цель осваивать деньги с долгосрочной перспективой то, да. Для грамотного и взвешенного решения транспортной проблемы, нет.
1
Оставить комментарий