Близлежащие к Казани районы готовы воссоединиться со столицей
После появления мастер-плана Казанской агломерации власти взялись проанализировать допущенные градостроительные ошибки и найти пути их решения. Особого внимания требует проблема транспортной доступности.

Пригород Казани продолжит расширяться
Процесс расширения пригородов Казани продолжится вне зависимости от административных границ. Эта мысль несколько раз прозвучала во время круглого стола о Казанской агломерации. Эксперты собрались с целью обсудить пути развития территории, и, как выяснилось, потенциал огромный, но в случае игнорирования имеющихся проблем они будут лишь множиться.
Заместитель руководителя исполкома, курирующий вопросы транспорта, экономического развития и торговли, Ильдар Шакиров рассказал, что первым документом, в котором был закреплен агломерационный подход, стала стратегия социально-экономического развития Татарстана до 2030 года. В Казанскую агломерацию входит пять районов Татарстана - Зеленодольский, Высокогорский, Пестречинский, Лаишевский и Верхнеуслонский. В 2018 году столица подписала с ними соглашение о межмуниципальном сотрудничестве.

Казанская агломерация является самой большой в Татарстане. На территории проживает 43% от общего населения республики. Директор МБУ «Институт развития Казани» Алексей Горбунов рассказал, что к 2040 году численность населения Казани вырастет до 1,5 миллиона человек. В ближайшие годы прогнозируется рост жителей Казанской агломерации до двух миллионов человек.
Пожинаем плоды градостроительных ошибок
Мастер-план Казанской агломерации выявил имеющиеся проблемы территории. Одна из главных причин их появления — разные нормативы, действующие в Казани и пригородах.
- Казань и пригород пожинают плоды ошибок, в том числе градостроительных, когда дешевое жилье и отсутствие дополнительных рабочих мест рождает огромное количество транспортных и социальных проблем, поскольку жилье там построили, а социальную инфраструктуру нет, - отметил Шакиров.

Хуже всего обстоит ситуация с транспортной инфраструктурой. Председатель комитета по транспорту исполкома Казани Алексей Сидоров отметил, что транспортное сообщение особенно развито между Казанью и Зеленодольским районом. Между ними курсирует пять маршрутов. К 2030 году на горизонте замаячила грандиозная стройка «Большого Зеленодольска», в рамках которой рассматриваются различные варианты развития транспортной инфраструктуры. Наиболее удачным вариантом власти Казани считают запуск трамвая с заездом в Осиново до территории «Большого Зеленодольска». По словам Сидорова, он обеспечивает большую провозную способность.
В других районах с транспортной доступностью всё не так прекрасно. Высокогорский район исторически с 90-х годов связывается с центром Казани 91-м автобусным маршрутом и пригородной электричкой, железнодорожные станции которой не охватывают всю территорию района. В связи с этим процветает рынок нелегальных перевозок легковым автотранспортом. На это, в свою очередь, повлияла остановка работы двух маршрутов - 101-го до села Усады и 107-го до поселка Бирюли в Высокогорском районе.

Пестречинский район обслуживается двумя маршрутами - № 90 и 4. В этом году совместно с исполкомом был организован дополнительный маршрут до села Богородское.
Лаишевский район, несмотря на десяток маршрутов и новые железнодорожные станции, страдает от переполненных автобусов, особенно в летний сезон.
Верхнеуслонский район остаётся белым пятном на транспортной карте — два автобусных маршрута и речной трамвайчик за 110 рублей едва связывают его с Казанью. Заместитель руководителя исполкома Верхнеуслонского района по социально-экономическому развитию Юлия Федотова рассказала, что жители тратят почти час времени, добираясь до Горьковского шоссе. Решение этой проблемы уже есть в мастер-плане Казанской агломерации. Предлагается строительство моста с улицы Тихорецкой, который свяжет Верхнеуслонский район и Казань. Однако пока это всё только в планах.
Устаревшие автобусы, высокие цены и отсутствие единой системы вынуждают жителей искать альтернативы — сервисы попутчиков или личный транспорт.

- Это ещё больше усугубляет ситуацию с заторами на въездах в Казань, поэтому необходима разработка единой маршрутной сети, которая будет интегрирована с городской маршрутной сетью Казани, она позволит создать доступный и безопасный общественный транспорт, - рассказал Сидоров.
Главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина предлагает создать сеть дополнительных транспортно-пересадочных узлов на въездах в город. Планируется усилить работу общественного транспорта и пересаживать водителей с личных автомобилей на автобусы. Помимо этого, власти города мечтают о развитии водной инфраструктуры, концепция которой была разработана два года назад. Основная цель — соединение берегов, которое возможно благодаря увеличению числа объектов речной инфраструктуры.
Воды не хватает
МУП «Водоканал» Казани обеспечивает водоснабжением 1,3 миллиона жителей агломерации. Основным источником является река Волга, откуда поступает 92% воды, проходящей полный цикл водоподготовки на Волжском водозаборе. Инфраструктурный кризис только усиливается. Более 70% инженерных систем водоснабжения и водоотведения требуют срочной модернизации. Активное развитие территорий пригородов Казани создаёт дополнительную нагрузку на сети, что приводит к частым авариям. Критическая ситуация сложилась в Верхнеуслонском районе, где наблюдается острая нехватка воды, особенно в дачный сезон - с мая по сентябрь.

Масштабное обновление водопроводной инфраструктуры — первостепенная задача. При поддержке республики реализуется в небольшом объеме программа «Модернизация инфраструктурных сетей», в рамках которой сначала ремонтируются аварийные и магистральные трубопроводы. В планах строительство ключевых водопроводных узлов «Тэцевский», «Кольцевой», М-7 (Мамадышский тракт) и приоритетного узла «Дербышки», который обеспечит водой развивающиеся территории, включая земли многодетных семей и жилой массив Высокая Гора.
В конце у каждого спикера была возможность кратко описать встречу, подвести итоги. Несколько раз эксперты отметили необходимость переходить от слов к делу. С этим сложно не согласиться.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Родители студентов рассказали, как в учебное заведение принимали не по учебному принципу. Якобы чтобы попасть в колледж, «нужно немножко потрудиться» - финансово. Но защита настаивает, что свидетели не давали такие показания.
Долгожданная точка в деле о мошенничестве с продажей коттеджей принесла удовлетворение потерпевшим. Как и экс-главе реготделения «Справедливой России», поскольку посидеть в колонии за преступление не получится.
С 1 января 2026 года проезд в казанском транспорте вырастет до 46 рублей. Связывают это с ростом цен на топливо и дефицитом бюджета. По прогнозам, повышение тарифов будет продолжаться и дальше.
Власти республики уверяют, что повышение стоимости ЖКУ будет не таким стремительным. А начальник Госжилинспекции Тыгин считает, что большинство обращений по поводу тарифов - лишь «эмоциональное возмущение».
Частые случаи продажи вторичного жилья «ведомыми» пожилыми продавцами привели к тому, что проблему решают в Госдуме. Там предложили страхование и «период охлаждения» при расчетах. Но стопроцентной защиты от обмана как не было, так и нет.












