Генплан Казани - 2040: сто новых поправок - и это еще не конец
На информационном сайте «Общественные обсуждения» (ИС ОО) начались публичные дискуссии по внесению изменений в Генплан Казани. К рассмотрению набралось около 100 поправок. Генплан столицы Татарстана, рассчитанный до 2040 года, приняли в 2020 году после полутора лет бурных обсуждений. В исполкоме Казани заверили, что корректировки принципиально не меняют изначальных расчетов, а необходимость в них возникла из-за активной застройки.
Постановление о начале общественных обсуждений поправок в Генплан Казани мэр города Ильсур Метшин издал в конце лета. Обсуждения начались 31 августа и продлятся до 28 сентября 2023 года. Поучаствовать в них может каждый желающий казанец как в очной, так и заочной форме на электронной площадке ИС ОО. Экспозиция проекта откроется 8 сентября и будет доступна четыре дня. В эти дни можно очно посетить организатора публичных обсуждений по адресу Казань, улица Груздева, 5, кабинет 102. Режим посещения - с 9:00 до 17:00 в рабочие дни. Туда же можно отнести свои предложения и замечания по проекту.
В мэрии города пояснили, что документ корректировок инициирован управлением архитектуры и градостроительства Казани. Работал над поправками Институт генплана Москвы, они вносят локальные изменения, которые затронут границы территорий и функционал зон. Заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства Анастасия Латыпова подчеркнула, что все вносимые изменения основаны на согласованных градостроительных проектных документах. Окончательное решение по утверждению поправок останется за Казанской городской думой.
ЗАЧЕМ ПОНАДОБИЛИСЬ ПОПРАВКИ?
Генплан столицы Татарстана до 2040 года приняли на сессии Казанской городской думы в феврале 2020-го. Однако активная застройка города и изменения градостроительного законодательства потребовали внести в него ряд поправок.
Застройщики по объемам ввода квартир уже перегнали запланированное к 2040 году количество, а жителей Казани уже больше, чем в прогнозах 2025 года. Помимо этого, появляются новые объекты республиканского и федерального значения (например, Вознесенский тракт или новое здание театра Камала). Больше всего новые поправки коснутся дорожных развязок и трассировки метро.
Ряд экспертов считает, что при активном развитии города подобные корректировки генплана вполне допустимы.
- Все зависит от динамики общественного развития государства, - объясняет заведующий кафедрой градостроительства КГАСУ Александр Дембич. - Да, в некоторых странах генеральный план действует без изменений многие десятилетия. Например, в Чикаго - там генплан был принят в 1912 году, а первые изменения внесли только в начале 20-го века. Но если в стране и городе сильно меняются общественные отношения, это неизбежно выливается в изменения генплана.
Существенные изменения претерпел и Градостроительный кодекс России, принятый в 2005 году. За 18 лет он стал в четыре раза толще, в него внесли более 200 поправок.
Заметим, что в принятый в 2020 году Генплан Казани начали вносить поправки уже на следующий год: тогда к городу присоединили часть Матюшинского сельского поселения Лаишевского района. А в 2022 году в Казань включили территорию санатория «Крутушка». Над новыми корректировками тогда также работал Институт генплана Москвы, по итогам торгов работы оценили в 8 миллионов рублей.
Экономист Тахир Давлетшин считает, что ежегодное внесение поправок свидетельствует об отсутствии концепции развития города.
- То, что изменения вносят каждый год, говорит о том, что у нас нет понимания стратегии развития города, нет концепции. Такая скорость внесения поправок не очень правильная. Неужели нельзя было продумать сразу эти транспортные развязки? Если посмотреть проект генплана Казани от 1969 года, там есть картина, каким должен получиться город, он таким и стал в итоге. А в этом генплане не только рядовой человек, но и специалист не может представить, каким должен стать город, - утверждает Давлетшин.
Ранее во время публичных обсуждений экономист отмечал, что в принятом в 2020 году проекте отсутствует архитектурно-пространственная композиция Казани, а это может привести к ухудшению городской среды и экологии, и высказывался против его принятия. Давлетшин уверен, что поправки будут вносить и дальше. Свои предложения он планирует отправить первому заместителю директора Института генплана Москвы Олегу Григорьеву.
ГЕНПЛАН КАЗАНИ - 2040 ЗА 80 МИЛЛИОНОВ
Александр Дембич подчеркивает, что объемы застройки в любом случае увеличиваются в соответствии с действующим генеральным планом. Генплан-2040 начали разрабатывать в 2014 году, когда отдаленные от границ города территории еще не были «втянуты» в Казань, и то, что сейчас объемы застройки превысили расчеты, понять можно.
- После того как генплан принят, начинают создавать проекты планировки территорий (ППТ). Они укрупняют масштаб, берут более локальные фрагменты, детально их прорабатывают. Проблема в том, что это очень дорого, поэтому сразу точно все рассчитать сложно. Генплан делается в десяти- или двадцатитысячном, а порой и в пятидесятитысячном масштабе, а ППТ делают в масштабе 1:2000. Чтобы покрыть всю территорию Казани, нужно сделать несколько сотен ППТ. А теперь посчитайте: чтобы сделать ППТ на территорию размером в 100 гектаров, нужно примерно 10 миллионов рублей. Если соотнести с масштабом города (примерно 635 квадратных километров), нужно порядка 10 миллиардов, - говорит Дембич.
Напомним, что генплан обошелся Казани в 80 миллионов рублей. Разработчик - Институт генплана Москвы.
- В тот год в Казани не было специалистов такого уровня, как были в Москве, - говорит профессор КГАСУ. - Да и сейчас наберется только десяток. И все же правильнее было бы сделать смешанную команду из специалистов двух городов, тогда бы москвичи лучше поняли особенности Казани. Этого, увы, тогда не произошло. На публичных слушаниях действительно было очень много замечаний. И самое главное, что москвичи не учли, - это то, что Казани нужна полицентрическая городская система. Нельзя было завязывать город на один центр, как это сделано сейчас.
Проект Казани как полицентрического города экономист Тахир Давлетшин разработал давно. Согласно концепции, дополнительно к историческому центру должны возникнуть еще три городских центра:
- Казанское Сити (Ново-Татарская слобода) с центром в районе речного порта и портового элеватора с развитием до Победилово;
- Адмиралтейский (Кировский) район, включающий Адмиралтейскую слободу, территории, ныне занимаемые пороховым заводом и артиллерийскими складами;
- Северный центр, образующийся вокруг вокзального комплекса на обходной железной дороге в треугольнике Сухая Река - Кадышево - М-7, и прилегающие к нему территории. У каждого из центров свои городские функции и особые стратегии развития.
Ключевым условием является развитый транспортный каркас, связывающий все районы города и пригороды. Для этого стоит увеличить транспортную доступность и избавиться от разделяющих город барьеров. Часть задач, по мнению Давлетшина, может решить надземное метро.
ЧТО ИЗМЕНИТСЯ?
Поправки закрепляют в генплане изменения, которые произошли в городе.
Парки
Принятая в 2020 году концепция 12 парков (Стратегия развития Казанки) «отменила» ранее утвержденный в генплане мост через реку Казанку на улице Гаврилова. Теперь здесь планируют построить парк «Савиново».
Поправки убирают дорогу от Кремлевской до Кировской дамбы по берегу Казанки - теперь там в планах парк «Манзара».
Дорогу от дворца единоборств «Ак Барс» до Дворца водных видов спорта тоже убрали из-за угрозы Крачковым озерам, где обитают колонии речной крачки и произрастают краснокнижные растения.
Из-за изменений планов по застройке убирают из генплана и прямую дорогу между поселками Куземетьево и Займище вдоль берега Волги. Вместо планируемого жилья здесь возвели центр развития гольфа «Басу» (площадь 100 га, семь гектаров из которых - это засыпанная Волга). Новую береговую линию также отразили поправками в генплан.
Дороги
Большая часть поправок относится к изменениям дорожно-транспортной сети. В генплан добавили развязку на перекрестке Оренбургского тракта и улицы Академика Парина у Деревни Универсиады (в 2022 году там убрали дорожное кольцо); развязку на месте Горьковского шоссе в Кировском районе. Добавят и новую дорожную развязку на перекрестке улиц Фрунзе и Кулахметова.
Помимо этого, есть несколько дорог, которые получили снижение статуса, поэтому исключаются из генплана, пояснила Анастасия Латыпова. Например, общегородскую дорогу в парке «Спортивный» перевели в дорогу местного значения.
- Если в парке «Спортивный» прокладывать общегородскую дорогу, то он будет отделен серьезной магистралью от местных жителей. Поэтому городские дороги теперь запланировали выше этого парка, здесь оставят местную дорогу, - объясняет Латыпова.
Функциональные зоны
Поправки обозначили функциональные зоны для новых объектов.
- Определили территорию здания театра имени Камала у берега Нижнего Кабана со стороны улицы Хади Такташа (до этого там планировали построить бизнес-центр).
- Закрепили зоны, где построили здание «Квартал юстиции» на Среднем Кабане рядом с центром гребных видов спорта и новый многофункциональный комплекс с гостиницей и концертным залом на улице Сибгата Хакима.
- Берег Казанки от «Чаши» до «Ривьеры» переведут из зоны общественно-деловой застройки в парковую.
- Определили зону соборной мечети в Адмиралтейской слободе. Решение о строительстве культового сооружения еще не принято, но в поправках разработчики уточнят границы участка и берега.
- Общественное пространство на месте бывшего парка аттракционов «Кырлай» определили как парк имени 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией.
Метро
Планируют добавить три направления в метро. Первое: продлят линию от Квартала до территории речного порта, где сейчас идет реновация. При этом станцию от Дворца водных видов спорта хотят сдвинуть к «Ривьере», а следующую - с Адоратского на перекресток Амирхана и Ямашева.
Второе направление: метро от станции «Дубравная» протянется в сторону Республиканской клинической больницы. Здесь планируют две новые станции: у Деревни Универсиады и у массовой жилой застройки «Березовая роща» и «Солнечный город».
Третье направление - к Куюкам, где строительство жилья опередило планы по застройке на семь лет. Поправки обещают три новые станции на окраинах казанских поселков Плодопитомник, Салмачи и в Куюках Пестречинского района.
При этом заместитель начальника управления Анастасия Латыпова уточнила, что в ведомстве не могут говорить, что станции будут именно здесь, это только направления, которые закладывают в генплан для развития.
Анастасия Латыпова подчеркивает, что если Казань продолжит и в будущем так активно развиваться, то необходимость во внесении новых изменений может появиться уже через несколько лет. Все существующие поправки утвердят до конца этого года.Фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань» Денис Гордийко / мэрия Казани
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
Татарстанские власти пытаются найти свежие и оригинальные идеи. Ведутся попытки понять, как сохранить и приспособить уникальный объект к современному использованию.
В России снова выбирают объект для размещения на банкноте. На купюре в тысячу рублей появится символ Поволжья.
Силовики в связке с Роспотребнадзором очистили город от микродозинга мухоморов и теперь ломают голову над энергетическими ингаляторами.
В России перекрывают мошеннические схемы по регистрации несуществующих детей. Рожать дома никто не запрещает, но есть несколько «но».
В следующем году все объекты размещения туристов должны будут получить классификацию. Такой подход повысит качество предоставляемых услуг, считают эксперты. Конкуренцию выдержат не все.