26 февраля 2024 07:00

Автор материала: Алия Резванова

Татарстанцы «ощутили вкус» онлайн-шопинга

Республика вошла в десятку самых активных регионов в интернет-торговле: оборот вырос на 35%, и это больше, чем в среднем по России. Изучили, что жители Татарстана покупали в интернете, и узнали, вытеснят ли маркетплейсы офлайн-магазины.

Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»

Объем интернет-торговли в Татарстане за 2023 год составил 123,4 миллиарда рублей. Это на 35 процентов больше, чем в 2022 году, и превышает общероссийские показатели роста: в целом по России показатель вырос на 28 процентов. Такими данными поделились с «Вечерней Казанью» в пресс-службе Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).

Татарстан входит в топ-10 регионов, которые увеличили свое присутствие в электронной торговле в 2023 году. По данным АКИТ, республика расположилась на девятом месте в рейтинге регионов, которые обеспечивают больше половины всех продаж в интернете. На Татарстан приходится 1,9% от этой доли. Доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж республики составляет 8,8%, что соответствует средним показателям российских регионов, сообщили в АКИТ. Рост показателей в организации связали со стремительным развитием партнерских пунктов выдачи заказов как маркетплейсов, так и классических интернет-магазинов.

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»

Набор самых популярных товаров в интернете в республике такой же, как и у всех россиян, однако их расположение в рейтинге отличается. Объем онлайн-продаж продуктов питания обогнал одежду и обувь.

— Продукты оказались на третьем месте, а одежда на четвертом, притом что средние чеки в категориях очень отличаются: при онлайн-заказе продуктов он составляет 836 рублей, а одежды и обуви — 4005 рублей, то есть заказ продуктов онлайн в республике становится простой бытовой привычкой и их заказывают намного чаще, — пояснил президент АКИТ Артем Соколов.

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»

Самое заметное увеличение, по данным АКИТ, произошло в категориях «спорттовары» и «Аптеки»: средний чек в них увеличился больше чем на 50%. На 45% выросла стоимость покупок аксессуаров (сумок, ремней, перчаток и так далее).

Около 30% составило увеличение среднего чека в категориях «Зоотовары», «Товары для творчества», «Одежда» и «Обувь». В то же время на 15–20% снизился чек при покупке ювелирных изделий, инструментов, книг и автозапчастей.

Татарстанцы покупают онлайн путевки, образовательные курсы и еду


По данным ЮKassa (сервис для приема офлайн- и онлайн-платежей финтехкомпании ЮMoney), в 2023 году оборот онлайн-платежей жителей Татарстана увеличился в 3,2 раза по сравнению с 2022 годом. Общее количество онлайн-транзакций тоже выросло в 3,2 раза, а плательщиков стало на 135% больше. Средний чек составил 1314 рублей, что на 2% больше, чем в 2022 году.

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»

В сегменте услуг по объему платежей лидируют турагентства и туроператоры. За год оборот в этой категории вырос в девять раз, а количество платежей – в десять. Плательщиков стало в 8,1 раза больше. При этом средний чек снизился на 10% и составил 2586 рублей.

Еще одним лидером по обороту платежей стала категория «Образование», к которой относятся платежи за онлайн-курсы, лекции, вебинары, мастер-классы и прочие образовательные услуги. Оборот таких платежей, по данным ЮKassa, увеличились в 2023 году в 3,1 раза, число транзакций – в 2,6 раза, а количество плательщиков – в 2,3 раза. Средний чек составил 3818 рублей, что на 19% больше, чем в 2022 году.

Остается высоким спрос на игры и цифровые товары, такие как книги, фильмы, музыка. За год оборот платежей на игровых ресурсах вырос в Татарстане в 5,2 раза, а количество платежей – в 6,5 раза. Плательщиков стало в шесть раз больше, а средний чек снизился на 19%, до 127 рублей.

В сегменте товаров самый заметный рост демонстрируют «Автозапчасти», «Одежда для мужчин и женщин», «Электроника и бытовая техника», «Благотворительность».

В пресс-службе Ozon нам рассказали, что в 2023 году онлайн-продажи на маркетплейсе в республике выросли почти вдвое. Сумма совокупного объема онлайн-покупок составила цифру в 2,2 раза больше, чем годом ранее. Наиболее высоким спросом пользовались товары в категории «Продукты питания», «Дом и сад», «Красота и здоровье», «Электроника», «Одежда», «Детские товары».

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Количество активных продавцов из Татарстана на маркетплейсе Ozon увеличилось на 45% в 2023 году по сравнению с 2022-м. Важным фактором для покупателей становится цена, поэтому предприниматели участвовали в распродажах, чтобы поддержать спрос.

— Несмотря на то, что выбор во многом определяла цена, покупатели стали чаще делать крупные покупки в онлайне, особенно в период распродаж. Так, в третьем квартале средний чек вернулся к росту, а средняя стоимость товара выросла на 15% за счет смещения спроса на более дорогие категории, включая Fashion и Home. Это вместе с эффектом масштаба позволяет улучшать юнит-экономику – расходы на обработку и доставку заказа размываются в его стоимости, — рассказали представители Ozon.

В пресс-службе «Яндекс Маркета» журналисту «Вечерней Казани» сообщили, что за 2023 год число заказов клиентами из Татарстана на маркетплейсе выросло в два раза. Среди наиболее популярных – товары повседневного спроса, товары для дома, одежда и электроника. Самой быстрорастущей категорией стала «Одежда». Ее продажи в Татарстане в 2023 году выросли почти в четыре раза год к году. На втором месте – «Мебель» и «Цветы».

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Что касается трендов, исследование «Яндекс Маркета» и GfK выявило, что быстрая и удобная доставка находится в топ-3 факторов выбора онлайн-магазина для 37% россиян. Выгодные цены и широкий ассортимент также имеют значительное влияние на выбор покупателей. Поэтому маркетплейс работает над программами лояльности, развивает различные сценарии доставки и расширяет ассортимент.

KazanExpress ждет ребрендинга и роста продаж

О продолжении роста электронной торговли заявили и в KazanExpress. В компании считают, что потенциал ниш для заполнения и дальнейшего развития еще не исчерпан. Российские маркетплейсы укрепляют свои бренды, развивают инфраструктуру и расширяют географию как продавцов, так и покупателей.

— Уход мировых брендов с российского рынка подстегнул предпринимателей активно погружаться в электронную торговлю. Во-первых, многие офлайн-магазины закрылись, во-вторых, цены на товары были непредсказуемы, а в-третьих, это абсолютно естественное в последние годы изменение покупательского поведения. Все больше людей осознают удобство и широчайшие ассортиментные возможности онлайн-торговли, — перечислили в пресс-службе.

В настоящее время на KazanExpress работает более 12 тысяч активных продавцов. Аудитория маркетплейса превышает 5 миллионов человек в месяц. Топ категорий по выручке за 2023 год – это «Электроника, «Хобби и творчество, «Товары для дома, «Товары для взрослых и «Строительство и ремонт.

Напомним, что осенью 2023 года татарстанский маркетплейс выкупил российский ретейлер «Магнит» для того, что запустить на основе KazanExpress собственный маркетплейс «Магнит Маркет». «Магнит» выкупил бизнес у предпринимателя Сергея Еремеева и основателей KazanExpress Линара Хуснуллина и Кевина Ханды.

Автор фото: Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

о словам специалистов пресс-службы маркетплейса, сделка находится на стадии интеграции бизнес-процессов. В скором времени начнется ребрендинг пунктов выдачи заказов.

— Постепенно мы начнем менять вывески и дизайн пунктов выдачи заказов. Недавно «Магнит» купил доменное имя для «Магнит Маркета» — mm.ru. Пока что заказы можно делать на kazanexpress.ru и в приложении. Основная концепция «доставка за один день» сохранится, как и ценообразование относительно других маркетплейсов, — заявили в компании.

В феврале «Магнит» открыл в своих магазинах «у дома», супермаркетах и суперсторах в Казани 17 пунктов выдачи заказов. Покупки выдают в кассовой зоне или отдельном корнере.

Недавно в компании произошли кадровые перестановки: назначили нового генерального директора «Магнит Маркета» — им стал бывший руководитель «Яндекс Лавки» Константин Измайлов. В пресс-службе сообщили, что он займется формированием и реализацией стратегии «Магнит Маркета», созданием привлекательного ценностного предложения, развитием инфраструктуры площадки и ее масштабированием на географию, а также построением эффективного бизнеса маркетплейса и созданием синергий с основным бизнесом «Магнита».

— В остальном все остается по-прежнему, — сказали в пресс-службе.

Развитие по программе

Напомним, что Татарстан стал первым регионом, где интернет-торговлю начали развивать по специально разработанной программе. Впервые ее приняли в 2021 году, и действовала она до 2022 года. В республике организовывали обучающие семинары и мастер-классы для предпринимателей и самозанятых граждан, которые хотят выйти на маркетплейсы. В октябре 2022 года по поручению раиса Татарстана Рустама Минниханова программу продлили до 2025 года.

Новая редакция программы предусматривала меры поддержки отрасли интернет-торговли, в том числе организацию бондового склада на территории республики, который стартовал 1 апреля 2023 года. Также в нее вошла разработка республиканской подпрограммы интеграции транспортной инфраструктуры Татарстана в систему международных контейнерных перевозок.

За последние три года количество татарстанских продавцов на маркетплейсах выросло в 174 раза. По итогам 2023 года их количество превысило 60 тысяч. По данным центра электронной торговли «Маркетплейс.Легко», для каждого третьего селлера интернет-торговля является основным или даже единственным источником дохода. В среднем годовая выручка каждого селлера составит около 1 миллиона рублей. А прогнозируемая выручка татарстанских продавцов, работающих на маркетплейсах, по итогам 2023 года достигнет 60 миллиардов рублей.

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»

По словам исполнительного директора татарстанского центра электронной торговли (ЦЭТ) «Маркетплейс.Легко» Инессы Яруллиной, рост рынка начал замедляться после исчерпания эффекта низкой базы, но все равно остается самым большим среди всех секторов экономики.

— За последние несколько лет у нас в республике была создана мощная инфраструктура интернет-торговли – распределительные склады маркетплейсов и фулфилменты, пункты выдачи заказов появились практически в каждом населенном пункте, действуют многочисленные сервисные и маркетинговые агентства, фотостудии, — перечислила собеседница.

Она обратила внимание и на центр электронной торговли, который первым в России начал оказывать комплексные услуги селлерам и помогать им с выходом на маркетплейсы на безвозмездной основе.

Инесса Яруллина не считает, что онлайн-торговля полностью вытеснит офлайн, по крайней мере в обозримом будущем. Шопинг становится своеобразным видом отдыха. К тому же многие покупатели перед выбором товара хотят потрогать его руками, примерить, получить консультацию продавца в живом общении.

— Постепенно будет найден баланс между онлайн- и офлайн-продажами, они станут частями многоканального процесса взаимодействия покупателей с продавцами. Но больше покупок мы будем совершать в онлайн-режиме, так как это удобно и быстро, а также предоставляет покупателям огромный выбор и лучшие цены, — сказала руководитель центра электронной торговли.

В Татарстане созданы комфортные условия для развития электронной торговли


Уполномоченный при раисе Татарстана по защите прав предпринимателей, помощник раиса республики Фарид Абдулганиев напомнил, что только за 2023 год на рынок интернет-торговли вышло почти 15 тысяч новых татарстанских продавцов, в том числе 4,7 тысячи самозанятых. По мнению бизнес-омбудсмена, этих результатов удалось достичь благодаря принятой в 2021 году программе.

— Однако с ростом числа продавцов, реализующих свою продукцию по каналам интернет-продаж, растет и конкуренция. Предпринимателям и самозанятым все труднее «самотеком» вывести свой товар в бестселлеры. Чтобы добиться успеха, сейчас очень важно знать и уметь использовать многочисленные инструменты аналитики и продвижения товаров, которые предоставляют маркетплейсы, — поделился мнением собеседник.

Чтобы помочь татарстанским селлерам, в республике сформировали целый комплекс мер поддержки, которые закрывают практически все потребности предпринимателей по вопросам, связанным с выходом на маркетплейсы – от регистрации личных кабинетов до вопросов продвижения товаров.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Бизнес-омбудсмен не считает, что онлайн-продажи полностью вытеснят традиционную торговлю, хотя доля электронной торговли в объеме всей розничной торговли, безусловно, будет расти. Например, сейчас в Китае она составляет примерно 50%, в Великобритании – 30%, а в России – только 13%. Так что потенциал роста интернет-торговли еще очень большой. 

Также Абдулганиев сообщил, что участники российского рынка интернет-торговли постоянно отмечают созданные в Татарстане комфортные условия для развития электронной торговли и логистики, а также выгодное географическое расположение нашей республики, в радиусе 1000 километров (то есть одного дневного перегона грузового транспорта) от которой проживает 40% населения России. Поэтому крупнейшие торговые компании и маркетплейсы сохраняют большой интерес к инвестированию в свои торгово-распределительные и транспортно-логистические проекты на территории Татарстана. 

Доля онлайн-продаж продолжит увеличиваться, но двукратного роста ждать не стоит

Заведующий кафедрой института управления, экономики и финансов КФУ Игорь Кох, рассуждая о причинах роста объемов онлайн-предложений в торговле, обратил внимание, что в республике расширяются логистические возможности в виде строительства складов, созданий служб доставки и постаматов. С другой стороны, на этот процесс влияет желание продавцов и поставщиков сэкономить на приобретении и содержании торговых точек.

— При этом все больше потенциальных покупателей тоже «входят во вкус» онлайн-покупок, убеждаясь в достаточном уровне их выгодности, комфортности и безопасности. Доля онлайн-продаж в ближайшее время будет продолжать расти. Однако полностью традиционная офлайн-торговля не исчезнет, поскольку во многих случаях покупатель хочет совершить покупку немедленно и на месте, не дожидаясь доставки, либо хочет иметь наглядный осязаемый выбор товаров, либо покупки слишком недорогие для того, чтобы затраты на доставку были оправданны, — сказал эксперт.

По мере развития инфраструктуры и географического охвата сервисы становятся доступны большему количеству потребителей, что в особенности может быть интересно потребителям из регионов с менее развитой традиционной розницей, где появление маркетплейса может существенно расширить выбор для потребителей, напомнила аналитик компании «Цифра брокер» Анна Буйлакова. Маркетплейсы также позволяют продавцам расширить свой рынок сбыта без необходимости инвестировать в собственную логистическую инфраструктуру, что может быть нецелесообразным для небольших продавцов.

— Вероятно, мы продолжим видеть впечатляющие темпы роста сегмента в ближайшем будущем, за чем последует нормализация темпов роста по мере насыщения рынка, — спрогнозировала Буйлакова.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал уверен, что доля онлайн-торговли продолжит расти. Появляется все больше людей, которые становятся «адептами» покупок в интернете и не понимают, зачем ходить по магазинам, если практически все можно заказать онлайн. На площадках маркетплейсов появляются и российские бренды. Покупать становится все удобнее, потому что есть разные форматы оплаты, а банки тоже принимают участие в создании комфортных условий для потребителя.

Секрет успеха маркетплейсов заключается в том, что они не упустили возможности, созданные внешними условиями, считает аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. Одним из последствий консолидации рынка маркетплейсов стал рост доверия к крупнейшим из них. Покупать онлайн стали и те, кто раньше от этого воздерживался. Расширился ассортимент товаров и услуг, приобретаемых на маркетплейсах, если раньше потребитель на них смотрел как на специализированные магазины, то теперь – как на универсальные гипермаркеты.

— Стандартизация процессов, а также интенсивный маркетинг, в том числе персонализованный, который был бы недоступен магазинам, тоже работает на рост рынка. На данном этапе развития онлайн-торговли консолидацию рынка маркетплейсов следует признать основным фактором роста, — сказал аналитик.

На растущую популярность маркетплейсов влияет также то, что на них можно найти товары ушедших из России брендов, хотя это не главный фактор. Важнее то, что на маркетплейсах можно найти практически любые, нужные пользователю товары «в одном месте», единообразно заказать и заплатить, подчеркнул Делицын.

Эксперт не ожидает удвоения российского рынка электронной коммерции в 2024 году, поскольку GMV (англ. Gross Merchandise Volume или Gross Merchandise Value, общий объем оборота товаров на торговой площадке) основных маркетплейсов измеряется триллионами рублей. Ранее рынку прогнозировали снижение долговременных средних темпов прироста до уровня 25–32%, однако Делицын считает, что в 2024 году темпы прироста российского рынка снизятся до 35%. В Татарстане они могут быть несколько выше.

Комментарии
Аноним6 марта 2024 15:28
В онлайн торговле, главное - доставка.
0
Читатель26 февраля 2024 15:47
В связи с этим считаю, что не стОит строить очередные ТЦ у нас в городе! Лучше строить образовательные центры, школы, детсады, заводы, фабрики, тем самым создать новые рабочие места и развивать свои промышленности и т.д. и т.п. Конечно, кому как, но лично я считаю, что хождение по ТЦ - это пустая трата времени, когда это время можно использовать по другому назначению! Другое дело, у кого - дети... Но в уже имеющихся ТЦ есть почти всё для детей!) Лучше мозги детям развивать, увлечь хобби, кому что по душе!
0
Аноним29 февраля 2024 09:36
ТЦ НУЖНЫ! слушать оголтелых старичков ненужно малоли что они считают у товарища от 15:47 явно деменция! Твоим деткам внучатм надо мозги развивать?! ну развивай! твои заводы фабрики ничего лучше калош выпускать не могут! ТЦ ЭТО НАЛОГИ! ТЦ ЭТОРАБЧИЕ МЕСТАТЦ ЭТО КОНКУРЕНЦИЯ а значит низкие цены дураков стариков слушать нельзя! Они все в прошлом они все дурачки.ТЫ неуважаемый кого волнует что ты лично считаешь?! Сходи к психиатру! ты за свою жисть ни грамма пользы не принес! молчи уж! ТЫ навеки тунеядец!
2
читатель1 марта 2024 10:29
Оскорбления в свой адрес не потерплю! Не зная человека, Вы ориентируетесь на свои собственные стереотипы и ярлыки, установленные Вами в своей голове! В Вас кипит просто злоба и ненависть, увы.... Вы видимо мало читаете и не совсем ознакомлены с экономической ситуацией в мире вообще! Не говоря уже о том, что творится в образовании и здравоохранении сегодня.... Безусловно, нужно время, чтобы преломить эту ситуацию, но на это нужно время. Искренне Вас жаль, что Вы принадлежите к категории людей-потребителей, а не творцов и тех людей, которые не верят в свою страну, в своих соотечественников, а также в потенциал и возможности людей, которые действительно могут создавать и производить товары, собирать самолёты и многое другое. Пока Вы будете смотреть на Запад, обливаясь слюнями, Вы так и будете топтаться на месте, где Вы находитесь сейчас. Мир развивается, вместе с ним и новые технологии, новые возможности... Раз Вы упомянули про психиатра, это означает, что это у Вас проблемы с психикой и мозгами! С пожеланиями Вам всего доброго!
0
Оставить комментарий