27 октября 07:00

Автор материала: Алия Резванова

На рынке труда Татарстана наступает мертвый сезон

Спрос на кадры в республике охладился: компании сосредоточились на удержании старых сотрудников и оптимизации расходов. В то же время в одних отраслях дефицит специалистов и рост зарплат сохраняется, пока в других начинаются сокращения.

Егор Затеев / ИД «Вечерняя Казань»

В сентябре количество вакансий на платформе hh.ru снизилось на 25% по сравнению с сентябрем 2024 года. Компании перестали активно набирать персонал: компании пересматривают производственные планы и ставят на паузу инвестиции, в том числе отказываются от расширения штата. Больше всего в сентябре 2025 года, по сравнению с сентябрем 2025-го, число вакансий уменьшилось в компаниях из отрасли «СМИ, маркетинг, реклама, PR, дизайн, продюсирование»: количество вакансий сократилось на 41%. На втором месте нефтегазовая отрасль, в которой спрос на сотрудников упал на 35%, а на третьем — энергетическая отрасль, где вакансий стало на 34% меньше.

Автор фото: Егор Затеев / ИД «Вечерняя Казань»

На одну вакансию в республике приходится 7 резюме, что говорит об умеренной конкуренции. Медиана предлагаемой зарплаты в республике по итогам сентября составила 77,3 тысячи рублей, что на 14% больше, чем в сентябре 2024 года. Это немного меньше ожидаемой зарплаты — 77,5 тысячи рублей. В общем по стране предлагаемая зарплата сохраняется на уровне 80 тысяч рублей.

Автор фото: Егор Затеев / ИД «Вечерняя Казань»

Соискатели же, наоборот, активизировались: согласно исследованию hh.ru, с начала осени посещаемость сайтов с предложениями по трудоустройству выросла на 45% по сравнению с летними месяцами. За сентябрь жители Татарстана разместили и обновили 229,9 тысячи резюме, что на 8% больше, чем в августе, и на 37% превышает показатели сентября 2024 года.

Автор фото: Егор Затеев / ИД «Вечерняя Казань»

— Кадровый дефицит на рынке никуда не исчез, он сосредоточился в сферах с массовым наймом. В Татарстане это розничная торговля и медицина, фармацевтика, — сообщила директор hh.ru Поволжье Альбина Султанова.

Она считает, что проблема нехватки кадров сохранится вплоть до 2030 года, пока на рынок труда не выйдет новое поколение. Связанный с демографическими проблемами дефицит сотрудников в ряде сфер усиливает проблема нехватки навыков у соискателей. Особенно это проявляется в ИТ-сфере.

«Гонка зарплат» дорого обошлась бизнесу

Кандидат экономических наук, доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты России «Управление человеческими ресурсами» РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец рассказала, как дефицит кадров, достигший своего апогея в 2023 году, изменил состояние рынка труда. После шока, вызванного повышением спроса на рабочую силу, и существенным ростом зарплат при минимальной безработице, рынок труда начал приспосабливаться к текущим условиям.

— Из-за дефицита кадров и роста зарплат расходы на персонал у компаний резко выросли, и ответной реакцией стала оптимизация бизнес-процессов и сокращение штата, при этом с использованием инструментов мотивации и удержания персонала. Отсюда и сокращение числа вакансий. При этом и предложение не растет, поскольку практически нет резерва рабочей силы ни со стороны безработных из-за минимальной безработицы, ни со стороны молодежи из-за демографической ситуации, — поделилась она.

Иванова-Швец заметила, что рынок труда меняется неравномерно. Максимальный спрос на работников и рост зарплаты происходит там, где растет производство и сохраняется финансовая устойчивость, сокращается в тех сферах, где сложная финансовая ситуация. Уровень безработицы может вырасти, хотя пока критичным он не будет для экономики, прогнозирует эксперт.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Коммерческий директор кадрового агентства «Основа+» Марк Левин серьезно обеспокоен ситуацией на рынке труда. Проанализировав динамику открытых вакансий в Казани на hh.ru, он заметил, что их количество стремительно снижается. Пиком кадрового кризиса он считает июль 2024 года, когда в агентство поступило рекордное количество заявок от работодателей. После этого началось «крутое пике»: небольшие производства стали закрываться, а объемы строительства сократились. Первые тревожные сигналы появились в декабре 2024 года, когда впервые за два года соискатели сами начали обращаться за помощью в поиске работы.

— Летом традиционно наблюдается спад активности, так как люди находятся в отпусках или на дачах. Осенью наступает сезон в рекрутинге, однако в нынешнем году в это время на рынке труда царило затишье. Для сравнения: в аналогичный период прошлого года в Казани было открыто 23,9 тысячи вакансий, а сейчас 16,8 тысячи. И этот спад продолжается, дно еще не достигнуто. Я с тревогой ожидаю декабря, когда, вероятно, количество вакансий снова упадет. Люди прекращают размещать вакансии не из-за избытка сотрудников, а потому что работы стало значительно меньше, и предпринимателям не хватает возможностей обеспечивать им достойную оплату труда, — рассуждал собеседник.

Также Левин подчеркнул, что на рынке труда формируется дисбаланс между ожиданиями работодателей и соискателей. Компании предлагают зарплаты на уровне 30—40 тысяч рублей, в то время как специалисты рассчитывают на 100 тысяч и выше. Особенно это касается сферы продаж, где разрыв между предложениями и ожиданиями наиболее заметен. Наиболее сложная ситуация наблюдается в строительстве и производстве: процесс запуска новых проектов усложнился и замедлился из-за финансовых трудностей и высоких процентных ставок. Это приводит к снижению объемов строительства, сокращению рынка стройматериалов и сопутствующих услуг. В то же время сектор B2C (модель, при которой бизнес продает товары и услуги напрямую конечному потребителю. — «ВК») демонстрирует стабильность благодаря наличию у населения денежных средств.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Левин обратил внимание, что среди взрослого работоспособного населения существует значительная доля людей, которые не заняты в экономике. Как правило, они живут на пассивные доходы, накопленные средства или находятся на обеспечении супругов, супруг или родителей. Другие, воспользовавшись периодом высоких ставок, положили деньги на вклад. Но и эти накопления постепенно истощатся, если «кубышку» не пополнять.

— Люди ищут работу не тогда, когда ощущают нехватку средств, а ждут Нового года. Сейчас осень, время сбора урожая, пока есть работа на дачах. Но после праздников, в конце января и в феврале, люди дружно выйдут на рынок труда, а там их уже никто не ждет, — предупредил эксперт.

Конкуренция становится более сбалансированной

Директор рекрутинговой компании «Бизнес-партнер» Юлия Касилова подтвердила, что количество открытых вакансий за последний год серьезно сократилось. На это повлияли решения правительства и политика Банка России, сделавшие ведение бизнеса сложным и менее выгодным. Высокая ставка, увеличение НДС на 2%, увеличение МРОТ легли на предпринимателей дополнительными издержками. Серьезной нагрузкой на бизнес лег пересмотр упрощенной системы налогообложения: с 1 января 2025 года компании должны платить НДС с доходов, превышающих 10 миллионов рублей, в то время как ранее на «упрощенке» обязанностью выплачивать НДС обременялись предприятия с годового дохода более 60 миллионов рублей.

По словам Касиловой, рост количества претендентов носит скорее количественный характер, чем качественный: конкуренция за квалифицированных специалистов по-прежнему высокая. Дефицит кадров сохраняется, так как профессионалов все равно не хватает, сообщила собеседница.

Эксперт напомнила, что в настоящее время уровень безработицы находится на рекордно низких уровнях. По последним данным Минтруда Татарстана, она составляет 1,7%.

— Рынок считается сбалансированным при уровне безработицы до 10%. Если в ближайшее время безработица начнет расти, то она останется в рамках нормы, и работодателям станет легче найти специалистов, потому что вернется здоровая конкуренция между соискателями, — рассуждала Касилова.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Эксперт считает массовую безработицу маловероятной, если только не произойдет обрушение экономики. Сейчас она находится в состоянии рецессии и, по прогнозам, будет усугубляться вплоть до весны 2026 года, после чего начнет стабилизироваться. Значительно на эту ситуацию влияет политическая обстановка и действия правительства России, однако масштабного крушения рынка труда не предвидится.

— В первую очередь без работы останутся офисные работники низшего звена и сотрудники, занятые в секторе сферы услуг. Также значительно изменится уровень безработицы в секторах экономики, больше всего испытывающих трудности. Сферу промышленного производства и ИТ эти процессы вряд ли затронут, — сказала Касилова.

Основным способом привлечения специалистов для предпринимателей было повышение заработных плат, но в последнее время этот процесс приостановился. Более того, многие компании оптимизируют фонд оплаты труда: условия на рынке усложняются, зарплаты снижаются, особенно за счет уменьшения премиальной части — бонусов, премий и процентных выплат. Оклад остается на уровне минимального размера, а бонусные выплаты сокращаются или вовсе упраздняются.

Откуда брать кадры?

Кандидат социологических наук, научный сотрудник Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Анна Зудина пояснила, что количество вакансий сокращается в результате адаптации компаний к условиям на рынке труда.

— Да, специалистов на рынке труда больше не стало, и далеко не все работодатели могут участвовать в зарплатной гонке, переманивая у конкурентов необходимых сотрудников. Поэтому нужно выходить из положения другими способами, например, при помощи повышения эффективности бизнес-процессов, оптимизации и увеличения производительности труда сотрудников там, где это возможно, — перечислила эксперт.

Зудина также сомневается, что выход нового поколения на российский рынок труда способен сам по себе решить проблему дефицита кадров, которая наблюдается практически во всех отраслях. Во-первых, их численность не закроет потребности экономики, во-вторых, у молодежи зачастую присутствуют завышенные зарплатные ожидания, которые усугубляются относительно низкими издержками как частая смена работы.

Требуются эффективные решения в области повышения производительности труда с учетом специфики уже существующих рабочих мест, а также расширения возможностей для трудоустройства тех, кто по разным причинам сейчас не может трудиться на условиях полной занятости. К таким категориям традиционно относятся женщины с маленькими детьми и работники старших возрастов. В качестве возможного решения Зудина предложила увеличение числа вакансий на условиях неполной занятости, то есть с неполным рабочим временем и гибким графиком.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Основатель компании HRP Наталья Громова-Климович сравнила ситуацию на рынке труда с теплом в доме: прежде чем открыть окна, необходимо убедиться, что батареи готовы к отопительному сезону.

— Сейчас компании ищут более аккуратно, бережно расходуют деньги и в первую очередь думают о своем существующем персонале: удерживают кадры, оптимизируют процессы и перекладывают задачи так, чтобы не набирать новых сотрудников хаотично. Плюс растет роль автоматизации там, где это экономически оправдано: если можно заменить пару ручных задач роботом или программой, зачем держать лишних сотрудников? — рассуждала эксперт.

Говоря о способах преодоления кадрового дефицита, Громова-Климович подчеркнула, что работодателям необходимо сделать акцент на переквалификации сотрудников и поддержке перехода между секторами. Это могут быть субсидии на обучение, курсы, стажировки, гранты. Сохранить занятость в условиях плотного бюджета может и удаленная или проектная работа и частичная ставка. Важна также поддержка малого и среднего бизнеса: субсидии на найм, программы повышения продуктивности, менторство. Но самым главным она считает прозрачные карьерные траектории внутри компаний, когда сотрудники видят перспективы, остаются и развиваются, а не ищут новые места.

Уровень безработицы вырастет, но не выйдет за пределы нормы

Руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая ожидает, что безработица в 2026 году будет выше уровней нынешнего года, но повышение будет очень постепенным, то есть уровень безработицы останется ниже своих среднеисторических значений и приблизится к уровню 3% только через несколько лет. Эксперт связывает это с демографическими факторами, но подчеркивает, что существует множество других — ожидания кризиса в мировой экономике, высокие процентные ставки в России, исход военного конфликта России и Украины и то, сколько потенциальной рабочей силы при этом высвободится для экономики.

Главный экономист «Ренессанс Капитал» Андрей Мелащенко заметил, что охлаждение спроса в отдельных сегментах снижает возможности предприятий участвовать в «гонке зарплат» с одной стороны. Но с другой, стабилизация на рынке труда означает переход темпов роста зарплат к умеренным темпам, что окажет дезинфляционный эффект на экономику и позволит Банку России продолжать цикл снижения ключевой ставки в среднесрочной перспективе.

Эксперт согласился, что часть «скрытых безработных» может стать полноценными безработными, если тенденции к охлаждению экономики усилятся в 2026 году. Но возвращения к уровню безработицы в 3% в обозримой перспективе эксперт не ожидает. Этому препятствует постоянный спрос на кадры со стороны оборонного сектора и неблагоприятная демография.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Мелащенко обратил внимание, что текущая демографическая пирамида указывает на то, что численность младшего поколения значительно уступает численности более старшего, которое сейчас составляет наибольшую долю рабочей силы. Одновременно с выходом нового поколения на рынок труда будет происходить выбытие старшего из рабочей силы.

— Дефицит кадров в ситуации структурной нехватки трудоспособного населения можно решить или за счет роста производительности труда, или за счет миграционного прироста, — считает экономист.

Юлия Касилова также сомневается, что выход молодого поколения на рынок труда способен решить проблему кадрового дефицита, так как его численность недостаточна, чтобы устранить дефицит специалистов. Сохраняются последствия демографической ямы, из-за которой рынок труда стареет. Таким образом, уровень безработицы останется в пределах допустимой нормы, считает директор рекрутинговой компании «Бизнес-партнер».

Громова-Климович допустила, что риск роста безработицы возможен: несоответствие между тем, что предлагают работодатели, и тем, что готовы принять соискатели по зарплате и условиям, может подтолкнуть людей к поискам за пределами текущих вакансий. Кроме того, в отдельных сегментах спрос на работу просто упал из-за экономической неопределенности и изменений в цепочках поставок. Собеседница подчеркнула, что резкий рост безработицы в 2026 году не стоит считать неизбежностью, но такой сценарий не исключен, особенно если регионы и отрасли не найдут способы адаптироваться к новым условиям.

Руководительница агентства по подбору кадров прогнозирует умеренный рост зарплат на рынке труда. В дефицитных секторах, таких как ИТ, инженерия, медицина, зарплаты сохранят давление роста из-за конкуренции за кадры и инфляции. В производстве и рознице рост замедлится или остановится, и компании будут чаще искать баланс между мотивацией сотрудников и эффективностью затрат: гибкие графики, частичные ставки, бонусы за результаты, нефинансовые стимулы.

Комментарии
я12 ноября 02:43
Зарплату они предложили. 40 тыщ. Ага! А цены свои видели, а жкх это гребаное воровское какие счета ломит каждый месяц видели?... Аяяяй, не хотят люди волонтерить (у вололнтеров-то доходы поболее будут, чем у работающих казанцев!), плохие какие... да, "власти" все рушат, мелкий и средний бизнес топят. Все равно не пойдут к вам на кутарки, не ждите! Уйдут в тень, пошлют на хутор налоги и досвидос! Пенсию уже отняли. Официальный стаж" - пустой звук теперь. Да подавитесь, твари, чтоб вас до седьмого колена нищета преследовала, чинуши и "удаЩливые манагеры" тупые!
0
Кеше28 октября 14:46
Ул зарплатаны кутэреп булмый что ли? Эшкэ беркемне алмыйлар, беркем килми, э зарплата гел шул
0
Антон27 октября 19:38
А можно выгнать на родину гостей из ближнего зарубежья вместе с семьями и платить достойно своим гражданам, а не экономить каждую копейку на кадрах.
1
Аноним28 октября 11:16
Антоны,ваньки да Марьи не хотят пахать, как мигранты. Диван давить и сидеть у покосившегося забора ,семечки лузгать приятнее.
1
ЛДПР9 ноября 09:07
Паши бесплатно, неванька..АХАХАХАХАХАХ...на приезжих басурманах бабки делают, поэтому их сюда везут...деревня казанская..АХАХАХАХАХ
0
я12 ноября 02:38
Бред не пишите. Таджики максимум в общепите работают, да на рынке, а так - сами на себя, стригут-бреют, лепешки пекут и тд. Налоги платят максимум - один человек из всей семьи-оравы, да и тот - с минималки. Зато жена, стопятьсот отпрысков - тут полностью на соц.обеспечении - пособия, медицина, образование, инфраструктура и т.д.
0
Айгуль27 октября 11:41
Возвращение в 90 когда разруха итд, снова грабежа итд. Некому работать, а кому есть не ценят. За забором народу нет похоже, как многие говорят. Так что ищите какой дурак пахать будет за бесплатно.
1
Казанец27 октября 10:53
"Сейчас осень, время сбора урожая, пока есть работа на дачах." - Ага, хурму собираем
1
Айгуль27 октября 11:41
)))
1
Оставить комментарий