Кризис в грузоперевозках приведет к взлету цен на товары
Отрасль автомобильных грузоперевозок испытывает проблемы: несмотря на увеличение объемов грузооборота, компании страдают от дорожающего топлива и лизинговых тарифов. Данные факторы снижают рентабельность и приводят к банкротству.

Грузоперевозки «убивают» издержки: по данным Rusprofile, почти 7 тысяч транспортных компаний находятся в состоянии банкротства или ликвидации. Основной причиной участники рынка считают рост себестоимости перевозок: цена топлива и обслуживания техники выросла, а водителям нужно повышать зарплату. Перевозчики уходят из бизнеса, потому что работать стало невыгодно.
Татарстанские организации, занятые в транспортировке и хранении, также оказались в затруднительном положении. По данным Татарстанстата за первый квартал 2025 года, более 42% компаний отрасли работают в минус, а общая сумма убытков превысила 3 миллиарда рублей. В то же время за первые три месяца объем перевозок вырос на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. По итогам первого квартала оборот грузоперевозчиков республики вырос на 9,3%.

В течение года тарифы на перевозки автомобильным транспортом оставались практически неизменными. Месяц к месяцу они колебались на десятые доли процентов, и не всегда в сторону увеличения. В мае цены на перевозки упали сразу на 8,1% по сравнению с апрелем, а в январе увеличились на 5,5% по сравнению с декабрем.

Топливо же подорожало более ощутимо: с января по октябрь бензин марки АИ-92 вырос в цене на 14%, АИ-95 — на 12%, а АИ-98 — на 6%. Повышать тарифы перевозчикам не дают ограниченный потребительский спрос и снижение количества заказов.

Заработная плата работников, занятых в отрасли грузовых автоперевозок, за период с января по август 2025 года по официальным данным составляла 74,5 тысячи рублей, что ниже среднего заработка по республике (84,8 тысячи).
Что произошло?
Первый заместитель председателя — директор департамента развития и поддержки предпринимательства Торгово-промышленной палаты Татарстана Артур Николаев отметил, что в 2022—2023 годах в экономике наблюдался значительный подъем: многие компании в сфере грузоперевозок почувствовали рост спроса. В 2023 году в сфере железнодорожных перевозок возникли трудности, что только подстегнуло развитие отрасли перевозок автомобильным транспортом.
— Многие начали в эйфории покупать автомобили, в том числе китайские. Однако к середине и концу 2024 года стало ясно, что объемы продаж оказались значительно ниже ожиданий. Многие приобретали автомобили в лизинг, и сейчас на стоянках лизинговых компаний полно возвращенных грузовиков, которые перевозчики уже не могут обслуживать, — рассказал эксперт.
Экономическая ситуация начала ухудшаться: чтобы поддерживать спрос, компании снижали цены на услуги, а затраты на зарплаты и топливо росли. Это привело к тому, что рентабельность компаний, занимающихся автогрузоперевозками, стала очень низкой. В середине 2024 года многие перевозчики уже не справлялись с нагрузкой и стали сдавать свои автомобили, взятые в лизинг, обратно.
Также на ситуацию повлияли повышение ставки Центробанка и ужесточение налогового администрирования. Некоторые компании столкнулись с серьезными налоговыми претензиями за давно перевезенные объемы, что еще больше усложнило положение. В результате объемы перевозок снизились, что связано с уменьшением строительства и завершением крупных инвестиционных проектов.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов причинами такой ситуации считает рост затрат транспортных компаний из-за увеличения стоимости топлива и повышения тарифов в системе «Платон», а также увеличение конкуренции на рынке, что привело к снижению цен транспортников.
— Также на себестоимости услуг транспортных компаний сказались регуляторные изменения, в частности, введение электронных транспортных накладных и новый порядок проверки грузов на запрещенные вещества. Все это потребовало дополнительных расходов на цифровизацию и оборудование. Помимо уже названных проблем в транспортной отрасли республики можно назвать различные регуляторные ограничения: весенние запреты движения с 1 по 30 апреля, нагрузка до 6 тонн на ось, штрафы за перегруз, прочие запреты для большегрузного транспорта. Сказывается и общая перегруженность рынка, излишняя конкуренция, что влияет на цены, ухудшает качество услуг транспортных компаний, — поясняет аналитик.
Показатели опустились ниже пандемийного уровня
Состояние отрасли автомобильных грузоперевозок стала ухудшаться с конца 2024 года вместе с замедлением деловой активности на фоне высокой ключевой ставки, считают в Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов («АвтоГрузЭкс»). Ситуация была настолько критичной, что в феврале этого года индекс ATrucks, отражающий соотношение грузов и транспорта на рынке был на отметке минус 77, что ниже пандемийного уровня.
— Это привело и к резкому падению тарифов на услуги. Вместе с тем себестоимость доставки за год выросла более чем на 20% за счет повышения затрат на зарплаты персонала, топливо, ремонт техники, утильсбор и лизинговые платежи. В этих условиях многие компании оказались на грани рентабельности, часть игроков покинула рынок. На данный момент ситуация со спросом и тарифов стабилизируется, однако все еще не достигла прибыльного для транспортного бизнеса уровня, — комментирует президент «АвтоГрузЭс», совладелец и заместитель директора Первой экспедиционной компании (ПЭК) Вадим Филатов.
Из-за повышения лизинговых ставок большинство перевозчиков потеряли возможность обновлять парки транспорта. Согласно данным Объединенной лизинговой ассоциации с декабря 2024 года по сентябрь 2025-го транспортные компании вернули лизингодателям около 40 тысяч единиц техники. До 30% из этого транспорта, по словам Филатова, финансовым организациям удалось взять в лизинг повторно: на фоне незначительного снижения ставки ЦБ начиная с июня некоторые компании снова задумались о точечной замене устаревших и вышедших из строя транспортных средств, но пока это немассовое явление.
Даже с ростом цен на услуги перевозчики зарабатывают недостаточно, чтобы покрывать издержки. Например, в августе их расходы на один километр были около 82 рублей, а в октябре уже достигли 85-86 рублей из-за подорожания топлива и обслуживания техники. Это значит, что текущие тарифы все равно не покрывают их затрат.

Президент Национальной ассоциации перевозчиков Андрей Белов заметил, что всего около 25% транспортных компаний используют собственные средства в операционной деятельности, остальные же полагаются на заемные деньги. Высокая ключевая ставка делает такие займы недоступными, так как для транспортных компаний она составляет примерно 19-21%.
— Я бы не сказал, что это полноценный кризис, но некоторым компаниям становится тяжелее выполнять заказы и оплачивать их. В результате у некоторых возникают сложности с оплатой. Во-вторых, потребление в ритейле и других сферах тоже падает, и конечные покупатели все чаще переходят к накопительному поведению, что тоже влияет на объем грузоперевозок, — рассказал эксперт.
По словам Белова, отрасли помогло бы решение правительства отложить на некоторые время повышение дорожных сборов. Например, в системе «Платон» с 1 марта перестает действовать понижающий коэффициент, и перевозчики начнут платить примерно в полтора раза больше по сравнению с декабрем. Для крупных компаний, которые раньше платили около 2 миллионов рублей, это означает увеличение до 3 миллионов. Кроме того, необходимы меры, стимулирующие рост перевозок через повышение потребления.
Еще одной нерешенной проблемой остается недостаток молодых специалистов и водителей. Профессия водителя грузового автотранспорта не пользуется большой популярностью. Эксперт также сомневается, что повышение зарплат приведет к какому-либо значимому эффекту.
Грузоперевозчики Татарстана оказались более устойчивыми
На данный момент Татарстан лидирует по темпам восстановления среди других сегментов бизнеса, что подтверждается и уровнем тарифов, обратил внимание Вадим Филатов.
— Согласно аналитике ПЭК, республика входит в пятерку лидеров по объему принимаемых и отправляемых грузов, в том числе благодаря выгодному транспортно-географическому положению, интеграции в коридор «Север–Юг» и мультимодальным проектам, таким как речной порт, железнодорожные ветки, склады класса А, а также Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр (СММЛЦ) с мощностью в 390 тысяч тонн и растущие хабы в Нижнекамске, Тукаевском и Зеленодольском районах, — перечислил эксперт составляющие дорожной инфраструктуры Татарстана.
Потенциал республики еще далеко не исчерпан, считает Филатов. Помимо интеграции в международный транспортный коридор «Север-Юг», регион успешно развивается как логистический хаб для доставки грузов между Китаем и центральными регионами России, включая Москву и Санкт-Петербург. Близкое расположение СММЛЦ к железнодорожной станции Свияжск на правом берегу Волги способствует развитию речных перевозок с выходом в Каспийское море и «Север-Юг», а также налаживанию маршрутов на север к Санкт-Петербургу. А трасса М12 облегчает доставку грузов между Москвой и Казанью, расширяя логистические каналы с Уралом и Сибирью.
— В республике активно модернизируется дорожная инфраструктура, ремонтируются мосты и строятся новые транспортные развязки, что повышает безопасность и пропускную способность сети. Государственная программа развития транспорта региона направлена на улучшение автодорог, развитие железнодорожных путей, аэропортов и водного транспорта в соответствии с национальными стратегиями до 2030-2036 годов, — напомнил Филатов.

Исполнительный директор сервиса «Грузовичкоф» Андрей Пасечников пояснил, что в Татарстане, благодаря устойчивой промышленной базе, развитой логистической инфраструктуре и стратегическому географическому положению, отрасль оказалась более устойчивой.
Будучи одним из важнейших логистических центров Поволжья, республика развивает транспортные коридоры и реализует национальные проекты в области транспортной инфраструктуры. Есть планы по развитию логистики, что увеличит грузооборот республики и объемы перевозки всеми видами транспорта.
— У республики есть большой потенциал для дальнейшего развития транспортных путей, его реализация позволит повысить транспортную доступность региона, улучшить безопасность и комфорт всех видов перевозок, обеспечить рост перевозки пассажиров и грузов, способствовать улучшению качества транспортных услуг, — резюмировал Баранов.
«2025 год для многих перевозчиков стал критическим»
По итогам 2025 года отрасль в целом показывает стагнацию, признал коммерческий директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Михаил Коптев. Он прогнозирует, что рост выручки компаний в сегменте большегрузных перевозок в 2025 году составит 1% по сравнению с 13% годом ранее. Первый квартал 2025 года принес сокращение объемов внутренних перевозок примерно на 1% к 2024 году, и на 14% по сравнению с предыдущим кварталом. Это лишь подтверждает, что отрасль испытывает заметные трудности, и для многих перевозчиков 2025 год стал критическим.
В ряде случаев, включая направление Москва — Казань, тарифы на перевозки за год упали на 10—30% в зависимости от маршрута и типа перевозки, что только усугубляет положение компаний.
— Получается, что для многих перевозчиков, особенно региональных, тарифы сейчас либо не покрывают себестоимость, либо едва ее покрывают, что делает бизнес неустойчивым, — подчеркнул Коптев.
Коптев считает, что ситуацию могла бы облегчить государственная поддержка, а именно льготные условия лизинга, реструктуризация выплат, субсидии на обновление автопарков, налоговые каникулы особенно для малого и среднего бизнеса. Спрос на логистику также можно стимулировать через развитие инфраструктуры, мультимодальных хабов, мер поддержки инвестиций, оживления строительства и промышленности. Развитие логистической инфраструктуры и мультимодальных маршрутов может уменьшить зависимость от длинных маршрутных перевозок, снизить нагрузки, сделать доставку более гибкой и экономически оправданной, как например, в Свияжском мультимодальном центре.

Также необходимо сделать рынок логистики более прозрачным через платформы электронного документооборота и реестра перевозчиков, чтобы снизить долю «серых» схем, защитить честных перевозчиков. Эксперт уверен, что после этого много слабых игроков обанкротятся и уйдут с рынка, а более устойчивые останутся. Это поможет снова повысить тарифы из-за дефицита перевозчиков.
— Если произойдет экономическое оживление логистического рынка благодаря инвестициям, росту потребительского спроса, активизации промышленности автоперевозки могут вернуться к росту, особенно при поддержке государства и развитии инфраструктуры, — прогнозирует Коптев.
В качестве возможного решения заместитель председателя правления делового объединения кластеров России Данил Султанов видит создание дополнительных мер поддержки по удержанию стоимости топлива, расширение программ льготного лизинга, а также внедрение энергоэффективных и отечественных транспортных решений. Это позволит повысить устойчивость компаний и сохранить конкуренцию на рынке.
Из-за удорожания услуг перевозчиков вырастут цены на товары
В следующем году перевозчиков ждет повышение налоговой нагрузки, введение обязательной электронной накладной и реестра экспедиторов, что изменит ситуацию на рынке, предупредил Вадим Филатов. Повышение НДС, с одной стороны, приведет к увеличению затрат, а значит и логистических тарифов до 2%, а с другой его введение для компаний на упрощенной системе налогообложения позволит снизить количество доступных инструментов для дробления бизнеса с целью оптимизировать сборы, уверен собеседник. Доля логистики в конечной стоимости товаров составляет 2—20%, в зависимости от категории. Выше всего этот показатель в сегменте продуктов питания и товаров народного потребления, которые наиболее чувствительны к изменениям в стоимости.

— Кроме того, в следующем году мы ожидаем повышения объема грузоперевозок. Нейтральный сценарий предполагает сохранение ключевой ставки на текущем уровне, спрос на перевозки вырастет до 3%. Оптимистичный вариант: снижение показателя до 13%, повышение деловой активности и объемов потребления и рост спроса до 16%, — прогнозирует совладелец и заместитель директора ПЭК.
Дефицит перевозчиков из-за убытков и банкротств приведет к удорожанию услуг транспортных компаний на 10—20% вызовет рост стоимости товаров на 3—7%, заметил Дмитрий Баранов. Аналитик «Финам» добавил, что увеличение НДС может привести к росту расходов перевозчиков на 4—8%, а значит, за счет передачи затрат в цепочку поставок могут вырасти и товары на 2—5%.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
По данным следствия, четверо сотрудников полиции поймали иностранца на трассе и начали вымогать у него крупную сумму. Пока задержаны только трое, кто еще мог быть в группе «оборотней», не раскрывается.
Следствие добилось для предполагаемого заказчика покушения на Ирину Шевыреву продления ареста — это время правоохранители хотят использовать для проверки причастности Шевырева и к другим преступлениям.
Кабмин Татарстана наконец выбрал вариант трассировки дороги-дублёра Оренбургского тракта, однако этот вариант вызвал критику. Эксперты считают, что с обществом решение так и не обсудили.
Родители студентов рассказали, как в учебное заведение принимали не по учебному принципу. Якобы чтобы попасть в колледж, «нужно немножко потрудиться» - финансово. Но защита настаивает, что свидетели не давали такие показания.
После новости о согласовании варианта дублера Оренбургского тракта казанцы выразили недовольство отсутствием обсуждений проекта с экспертным сообществом. На круглом столе пришли к выводу о необходимости создания другого варианта дороги.












