29 февраля 2024 07:45

Автор материала: Любовь Шебалова

Что мешает Татарстану догнать лидеров рынка халяль-индустрии

Экспорт халяльной продукции в 2023 году принес нашей республике 11,5 млн долларов. Его объем увеличился почти вдвое, и потенциал роста еще высок. Однако этому препятствуют сложности в экономике и отсутствие единого стандарта.

Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»

Почти двойной рост

В прошлом году республике удалось почти вдвое нарастить продажи халяльной продукции в зарубежные страны. Их объем в денежном выражении приблизился к 12 миллионам долларов. В министерстве сельского хозяйства и продовольствия Татарстана «Вечерней Казани» сообщили, что на сегодняшний день производством продукции по стандарту халяль в республике занимается более 100 предприятий. Экспортеров среди них порядка 20.  

В комитете по стандарту «Халяль» ДУМ Татарстана уточнили, что сейчас в реестре значатся 200 сертифицированных предприятий, 155 из них – это татарстанские компании. Среди халяльных товаров для экспорта в Татарстане преобладают мясо курицы, молочные продукты длительного хранения, крахмалопродукты, растительные масла, масложировая продукция, кондитерские и макаронные изделия, орехи, косметические и моющие средства. Их поставляют преимущественно в страны Персидского залива, Северной Африки и Азии.

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»

Президент консалтинговой компании Agrifood Strategies, координатор рабочей группы отраслевых союзов АПК России в области халяль Альберт Давлеев отметил нашему изданию, что в республике два признанных лидера в производстве халяльной продукции – это холдинг «Ак Барс» и птицекомплекс «Челны Бройлер». Обе компании уже давно сделали ставку на то, что значительная часть их продукции будет выпускаться с соответствующей сертификацией. Причем «Челны Бройлер», по словам эксперта, стал одним из пионеров в переходе на ручной убой птицы, с чем отечественный птицепром некоторое время назад испытывал сложности из-за технологических особенностей производства.

Высокая скорость поточных линий требовала дополнительного привлечения большой рабочей силы: тех же резчиков птицы, – пояснил Давлеев.

Духовное управление мусульман республики оценивает рынок халяль как растущий и перспективный. Там свидетельствуют, что сейчас многие предприятия сертифицируются для экспорта в мусульманские и арабские страны. Потребность в халяльных продуктах продолжает расти. Есть ниши, которые еще до конца не заняты, например фармацевтика и косметика. Между тем эта индустрия включает в себя и услуги: туристические, медицинские, финансовые и т.д.

Автор фото: agro.tatarstan.ru

Президент Ассоциации предпринимателей-мусульман России Айдар Шагимарданов считает, что «халяль это современный тренд». Он отметил нашему изданию, что мусульман с каждым днем становится все больше: «Мы видим, насколько заполнены мечети на молитвы и намазы». Ответ, по его словам, прост: в таких семьях 3–5 детей, тогда как в среднем по России всего один-два ребенка.

Как следствие, абсолютно во всех сферах бизнеса есть компании, которыми владеют мусульмане и оказывают услуги по стандарту халяль. Он напомнил, что в исламе запрещено торговать свининой, алкоголем, а также все, что связано с азартными играми и ростовщическим процентом. В этих сегментах халяль невозможен. В целом же, по оценке собеседника издания, «это очень здоровый и чистый стандарт, который гарантирует потребителю, что перед ним товар самого наивысшего качества».

Шагимарданов уверен, что «даже те, кого не волнуют каноны ислама, знают и понимают, что халяльные мясо, крупы, фрукты, овощи выращены с особой заботой и в них нет вредных добавок». Он рассказал, что в их ассоциации несколько компаний занимаются экспортом таких товаров. Например, на международном рынке представлена компания «Эмиз», которая выпускает полезные напитки.

Динамика роста рынка составляет около 10% в год

Руководитель направления компания Brand Building Group Дамир Губейдулин говорит, что в России, по разным оценкам, сейчас проживает около 20 миллионов мусульман, без учета крупных общин трудовых мигрантов из Средней Азии и Азербайджана: «Это обеспечивает значительный внутренний спрос на халяльные продукты».

Он называет Татарстан одним из лидеров по потреблению и производству халяльной продукции, отмечая, что его вклад в экспорт заметен и на всероссийском уровне. По данным собеседника издания, динамика роста российского рынка, который оценивается не менее чем в 1 триллион рублей, достаточно высокая и составляет около 10% в год.

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»

Россия ежегодно увеличивает объем экспорта халяльной продукции. По данным Россельхознадзора, только годом ранее такие поставки выросли почти на 50%. А к 2030 году наша страна может более чем в 6 раз увеличить объемы халяльной продукции в страны Персидского залива и Египет, заявлял начальник управления стратегических коммуникаций и продвижения продукции АПК центра «Агроэкспорт» Андрей Кучеров.

Глава Росаккредитации Назарий Скрыпник на KazanForum 2023 говорил, что потребность в халяльной продукции в приоритетных направлениях экспорта составляет более 200 миллиардов долларов. В нем преобладают мясо птицы, субпродукты, баранина, говядина и конина. Ежегодный мировой оборот индустрии халяль превышает $2 триллиона. По прогнозам, уже к 2025 году доля продуктов халяль будет составлять не менее 20% от всего произведенного в мире продовольствия. В том числе экспорт мяса птицы из России в мусульманские страны, как и шоколада, может превысить 0,5 миллиарда долларов, а говядины – 1 миллиард долларов. 

Губейдулин считает, что перспективы у халяльной продукции есть и внутри страны: «Налицо стабильность спроса и его рост, вызванный расширением целевой аудитории». Но также имеет место и постоянный рост конкуренции, потребительская экономия и снижение покупательной способности. Поэтому главная перспектива развития халяльной индустрии у нас в стране, и в Татарстане в частности, делает вывод эксперт, – это прежде всего развитие экспорта этой продукции.

Халяльная «молочка» не превышает 1–2% общего объема рынка

Объем производства халяльной молочной продукции в России сегодня небольшой, отметила нашему изданию заместитель генерального директора Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Мария Жебит.

По ее словам, выпуск такой продукции сконцентрирован в регионах с высокой долей мусульманского населения. Оценочно он не превышает 1–2% от общего объема рынка. Объемы экспорта халяльной «молочки» также незначительные. По словам собеседницы издания, это связано с тем, что на внешних рынках торгуются в основном ингредиенты, биржевые товары, которые традиционно не имеют сертификатов. Готовая молочная продукция с сертификатами халяль, говорит она, поставляется в страны СНГ, но объемы здесь также невысокие.

Автор фото: ЗМК

В то же время, говорит заместитель гендиректора Союзмолока, страны Ближнего Востока и Северной Африки становятся для России одними из самых приоритетных регионов для поставок молочных продуктов.

– Продукция халяль требует больших инвестиций и затрат, но у российских компаний уже есть опыт работы с этой категорией, – подчеркнула Мария Жебит.  

Заместитель гендиректора Союзмолока акцентирует, что Минсельхоз России и Агроэкспорт усилили свою работу над созданием максимально выгодных условий для экспорта молочной продукции. В частности, введена компенсация затрат на сертификацию продукции на внешних рынках.

Причем в эту субсидию входят в том числе доставка испытательных образцов, оценка соответствия условий внешнеторгового контракта, а также сертификация на халяль и кошер. Размер возмещения составляет от 50 до 90%. Обсуждается вопрос дополнительного субсидирования логистических затрат. В Союзмолоке убеждены, что это будет способствовать наращиванию поставок в том числе халяльной продукции.

В свою очередь директор республиканского Союза производителей молока (Татмолсоюз) Денис Пирогов сообщил «Вечерней Казани», что практически вся производимая в республике молочная продукция соответствует стандартам халяль. Большинство татарстанских перерабатывающих предприятий имеют такие сертификаты. В том числе самые крупные  Зеленодольский и Казанский молкомбинаты, «Вамин Татарстан», «Агросила» и другие.

– Определенный сегмент потребителей, и это не только последователи ислама, обращают внимание на знак халяль на упаковке молочной продукции, – говорит он.

Генеральный директор Зеленодольского молочноперерабатывающего комбината Ауфар Галиев подтвердил,  что предприятие получило сертификат соответствия комитета по стандарту «Халяль» ДУМ Татарстана на большую часть выпускаемой продукции под брендами «Очень важная корова» и «Васькино счастье» еще в 2018 году. На предприятие выезжала специальная комиссия для проведения аудита. Она подтвердила, что продукты произведены в полном соответствии с традициями ислама.

Собеседник издания говорит, что востребованность молочных продуктов, соответствующих стандарту халяль, за последние годы возросла.

Автор фото: agro.tatarstan.ru

– Например, в магазинах стали повсеместно появляться отдельные полки для этой продукции, а ретейлеры сейчас активно уточняют у поставщиков, есть ли такие продукты в ассортименте, – отметил он.

Пирогов подчеркнул, что сертификация молочной продукции по стандартам халяль необходима и при экспорте продукции в страны Ближнего Востока и Африки. При этом он отметил, что «важно работать над международным признанием сертификации в Татарстане всеми дружественными странами, в первую очередь открытыми для импорта молочной продукции из России». Если Китай, к примеру, не выдвигает особых условий по халяль, то Алжир требует документ от центра по сертификации халяль Парижа.

Директор Татмолсоюза считает, что это в большей степени вопрос конкуренции: упомянутая страна находится в сфере влияния Франции. Между тем Алжир крупнейший импортер сухого молока: он ежегодно закупает около 400 тысяч тонн. В этом году Башкортостан впервые поставил 500 тонн такого рода продуктов на алжирский рынок. Наша республика пока ведет переговоры.

Если бы удалось нарастить объемы реализации сухих молочных продуктов на экспорт хотя бы на 10–12 тысяч тонн, это увеличило бы емкость рынка сырого молока России на 2 миллиона тонн. Это почти равно надоям Татарстана за 2023 год, – говорит Денис Пирогов. Он напомнил, что республика обеспечивает себя сырым молоком и молочной продукцией «больше чем на 100 процентов» и «излишки нужно и должно продавать».

По словам собеседника издания, молочную продукцию халяль из России сегодня в основном поставляют в дружественные ближневосточные страны: Саудовскую Аравию, ОАЭ. По его оценке, очень большой потенциал в плане экспорта имеют те же страны СНГ: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан. Как и Африка, где в ближайшие 20–25 лет прогнозируется очень большой прирост населения.

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»

–  Это самые перспективные рынки нашего сбыта, – подытожил Денис Пирогов, отметив, что у сухих молочных продуктов огромные перспективы. Вторая экспортная категория, по его мнению, это сыры. Их можно было бы экспортировать, к примеру, в те же ближневосточные страны.

Старым и проверенным клиентам на три года

В комитете по стандарту «Халяль» ДУМ республики отмечают, что халяль предполагает соответствие товара или услуги нормам шариата. Это подтверждает наличие сертификата, выданного «компетентным органом, тесно связанным с мусульманским духовенством».

Там пояснили, что в Татарстане сертификацией занимается комитет по стандарту «Халяль» ДУМ вместе с Центром компетенций «Халяль» при Роскачестве, где тоже работают «практикующие мусульмане». Духовному управлению известно, что в нашей республике есть очень крупные предприятия, которые производят только халяльную продукцию. Она пользуется популярностью и среди немусульман. Это связано с тем, что такой продукт проходит несколько этапов дополнительных проверок, что служит своего рода знаком качества.

Органы по сертификации работают в соответствии с утвержденными стандартами. Например, комитет по стандарту «Халяль» ДУМ Татарстана разработал и зарегистрировал в Росстандарте «Систему добровольной сертификации продукции и услуг на соответствие канонам ислама – Система халяль (Halal)». Существует проектный технический комитет по стандартизации «Продукция и услуги халяль» (ПТК 704), который специализируется на ГОСТах в области халяль.

Сколько стоят услуги сертификации и на какой срок выдается такой документ? Эта процедура расписана на сайте Духовного управления мусульман Татарстана. В частности, там говорится, что старым и проверенным клиентам сертификат выдается на три года.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Это обстоятельство нашему изданию подтвердил руководитель ЗМК Ауфар Галиев. По его словам, отдельное свидетельство необходимо на каждое наименование продукта и на каждую производственную площадку. Напомним, у молкомбината их три: в Зеленодольске, Чистополе и Буинске. Раз в три года этот документ нужно обновлять – подтверждать и оплачивать, но собеседник издания говорит, что «это небольшие средства».

Предприниматель Динар Садыков, который руководит частным «Центром по аудиту и контролю «Халяль» (ранее он возглавлял комитет по стандарту «Халяль» ДУМ Татарстана), замечает, что иногда для принятия решения о выдаче сертификата халяль достаточно отсутствия свинины в производстве: «Так сказать, выдал и забыл до следующего года…» По его словам, подобное могут практиковать органы по сертификации, аккредитованные в Национальной системе аккредитации, так как закон запрещает им заниматься постоянным контролем.

Мусульманские же организации, к коим он относит и свой центр, ведут постоянный контроль за производствами и выпускаемой ими халяльной продукцией. В этом случае, утверждает собеседник издания, «сертификатчик отвечает за каждый килограмм или единицу произведённой продукции».

Сертификат о соответствии стандарту халяль очень важный документ, а не какая-то пустая бумажка, – подтверждает президент Ассоциации предпринимателей-мусульман России Айдар Шагимарданов. По его словам, мусульмане обращают на это обстоятельство внимание.

Весь халяльный сегмент, если он придерживается разумных рыночных условий, очень востребован. Примеров тому масса. В пандемию коронавируса многие кафе и рестораны пустовали. Какие-то из них даже обанкротились. А халяльные заведения общепита все время были заполнены посетителями, – говорит Шагимарданов.

«Изучается абсолютно все – от ингредиентов и состава смазочных материалов до технологии»

Должен ли производитель, решивший выпускать продукцию халяль, выделять под нее отдельные цеха или закупать другое оборудование?

В комитете по стандарту «Халяль» ДУМ Татарстана отмечают, что для некоторых производств изменения в работе минимальны ввиду специфики продукта. Например, если речь идет о расфасовке орехов. А некоторые предприятия требуют к себе особого внимания, так как выпускают мясную продукцию или специализируются на убое птицы или скота. На таких производствах контролеры на постоянной основе отслеживают соответствие стандартам халяль.

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»

Там отметили, что  если мясокомбинат ранее использовал в работе нехаляльное сырье, требуется не только его замена и проверка ингредиентов, но и ритуальное очищение производственных зон: «Для этого даже существует халяльный клининг – обученная бригада клинеров семь раз моет помещение и оборудование, один из которых – с применением солевого раствора». Такая уборка может занять и пять дней.

Губейдулин замечает, что система сертификации и маркировки продукции знаком «Халяль» имеет свою специфику и сложности: «К этому надо быть готовым». В частности, она содержит ряд специальных требований к сырью, а также к производственным помещениям, инвентарю, персоналу, производственному процессу и другое. Как уже говорилось, для изготовления продукции халяль недопустимо использовать все, что связано со свининой, а также мясо и сырье, выработанное из животных, забитых с нарушением исламских традиций, хищных животных и птиц, собак, ослов и мулов.

Запрещено также применять ингредиенты, в составе которых есть алкоголь или наркотические вещества, жировые и иные добавки нехаляльного происхождения. Недопустимы ферменты, полученные из органов животных, а также желатин и вспомогательное сырье на его основе, если нет подтверждения, что они получены из халяльного источника. Под запретом генетически модифицированное сырье в любом виде.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

И это далеко не весь перечень условий, – подчеркивает он. – Изготавливать халяльную продукцию рекомендуется в отдельных цехах и с помощью отдельного инвентаря.

Динар Садыков убежден, что продукция халяль должна производиться в предназначенном только для нее цехе, но допускается и отдельная изолированная линия, если в производстве нет свинины. Айдар Шагимарданов также придерживается мнения, что компании, имеющие разные производства, должны «разводить» их по разным помещениям с тем, чтобы продукция халяль ни при каком варианте не контактировала с нехаляльной. В то же время он заметил, что те, кто обращается к этой теме, может быть и не сразу, но в любом случае переходят на стопроцентное халяльное производство, «потому что очень сложно при одних закупках, складировании, переработке и продажах разделять, халяль это или нет».

Губейдулин также заметил, что в процессе аудита предприятия инспекторы осматривают и изучают абсолютно все – от ингредиентов и состава смазочных материалов (важно, чтобы в нем не было свиного жира) до степени чистоты производственных помещений, состава моющих и дезинфицирующих средств. В том числе они оценивают, нет ли нарушений в технологическом процессе, какая упаковка используется и прочее.

«Халяль это довольно дорогое удовольствие»

По словам Альберта Давлеева, в халяльном производстве допускается как механический убой птиц, так и ручной. Каждая компания сама вправе выбрать, что предпочесть. Во многих мусульманских странах кур умерщвляют именно вручную, поскольку там небольшие объемы производства. При массовом производстве скорость линии достигает 12–14 тысяч голов в час: за  секунду нужно забить примерно 4 головы. Для того же, чтобы делать это вручную, понадобится 20 бойцов-резчиков. А рабочая сила в последние годы стала очень дорогой. 

Как следствие, это дополнительная нагрузка на стоимость халяльной продукции. Она не может стоить намного дороже, чем обычная, потому что тогда ее просто не будут покупать, – комментирует эксперт. На практике, говорит он, в зависимости от производителя и региона продукты халяль оказываются дороже на 3–5% минимум. Кое-где разница в цене доходит до 10%.

Автор фото: agro.tatarstan.ru

Собеседник издания напоминает, что помимо особенностей технологии еще есть большие обременения для производителей, связанные с упаковкой и логистикой. Речь о развозе халяльной продукции по торговым точкам отдельно от нехаляльной. В цену неизбежно закладывается и стоимость сертификации.

На каждом предприятии есть независимые эксперты-контролеры, которые предоставляются в рамках договора сертификационных услуг. За выписку ими сертификатов на каждый вид продукции платят отдельно. Так что халяль это довольно дорогое удовольствие, – резюмирует Альберт Давлеев.

Впрочем, на ЗМК утверждают, что молочное производство продукции по стандартам халяль не требует дополнительных вложений, поэтому потребителю не приходится платить больше за эти продукты.

Где самые строгие стандарты?

К слову, Королевство Саудовская Аравия и ОАЭ – это центры методологии так называемого ближневосточного халяля, отмечает президент консалтинговой компании Agrifood Strategies. Там расположена штаб-квартира региональной организации GAC, которая разработала общий стандарт для всех стран Персидского залива. То есть для них существуют одинаковые правила.

Самих стандартов примерно два десятка, рассказывает он. Они касаются не только убоя животных и переработки их мяса, но даже аккредитации органов сертификации халяль, хранения и перевозки таких продуктов, требований к персоналу и помещениям и другие аспекты, определяющие их соответствие требованиям ислама. Представители GAC сами приезжают на предприятия, проводят аудиты. Эти стандарты самые строгие в мире, свидетельствует Альберт Давлеев.

Департамент по исламскому развитию Малайзии JAKIMЕ второй ведущий мировой центр по разработке стандартов сертификации халяль. Он пользуется очень высокой репутацией. Практически вся халяльная продукция, которая поставляется в страны Юго-Восточной Азии, должна быть сертифицирована именно в нем, говорит собеседник издания. 

По данным спикера, около 20 российских предприятий получили аккредитацию на право поставок своей продукции в страны Персидского залива: Малайзию, Сингапур и Индонезию. Сейчас они проходят ряд аудитов. Татарстанских компаний среди них нет.

Рынок халяль растет пропорционально потреблению мяса птицы

В России рынок халяль растет пропорционально потреблению мяса птицы, отметил «Вечерней Казани» Альберт Давлеев. Его прирост по прошлому году составил чуть менее 1% (0,6%). В предыдущие годы он держался в районе 1,5%.

То есть пока у нас рынок мяса птицы стагнирует. Есть вопросы, которые еще нужно решить. Плюс к тому обострились сложности в экономике. Поэтому спрос на халяльную продукцию растет, а предложения пока недостаточно, – говорит он.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

В России в целом производится 5,2 миллиона тонн мяса птицы. Из них халяльной продукции предприятия птицепрома могут выпустить максимум 1 миллион тысяч тонн, говорит Альберт Давлеев. Он обращает внимание, что смысла производить ее в таком объеме пока нет, потому что нет достаточной инфраструктуры продаж.

Собеседник издания полагает, что отдельные магазины для продуктов халяль не выход, потому что не все в них пойдут. Как правило, люди делают массовые закупки в супермаркетах или магазинах у дома, где представлен полный ассортимент продукции. В то же время он замечает, что, например, в «Ашане» предусмотрены отдельные  шкафы для халяльной и нехаляльной продукции. И в большинстве супермаркетов уже давно есть отдельные халяльные стенды.

Президент консалтинговой компании Agrifood Strategies вспомнил, что татарстанская торговая сеть «Бахетле» планировала стать полностью халяльной, но не получилось. Не все продукты даже теоретически могут получить халяльный сертификат: «Алкоголь, сигареты однозначно нет. И часть кондитерской продукции, которая включает в себя большой список ингредиентов с разными составляющими».

Собеседник издания считает, что рынок халяль будут двигать два фактора. Первый — это опережающий рост мусульманского населения. Второй — увеличение популяризации халяль в целом. Он отметил, что крупные производители сегодня разрабатывают даже специализированные торговые марки халяль, тем самым привлекая внимание населения. Например, такие бренды есть у лидеров мясоперерабатывающей промышленности России ГК «Черкизово, ГАП «Ресурс» и ГК «Дамате».

Что же касается экспорта, по его оценке, наша страна пока поставляет на мировой рынок крайне мало халяльной продукции.

— Во-первых, потому что мы, в принципе, не так много продукции поставляем на мировой рынок. К примеру, та же самая Саудовская Аравия закупает почти миллион тонн мяса птицы. Мы им продаем в лучшем случае 30–35 тысяч тонн в год. Кроме того, вспомните, как у нас выросли цены на мясо кур во второй половине года. Куда нам экспортировать, нам бы внутренний рынок насытить, — комментирует Давлеев.

«Трюки с халяльной продукцией наблюдаем периодически»

Всегда ли продукция, обозначенная как халяльная, является таковой на самом деле? Как известно, начиная с 2018 года эту индустрию сотрясали скандалы, связанные с тем, что в продукции, обозначенной как халяльная, обнаруживали следы свиной ДНК. Впрочем, судебные разбирательства показали, что в этом вопросе не все так однозначно.

Трюки с халяльной продукцией мы наблюдаем периодически, – отметил «Вечерней Казани» президент Ассоциации предпринимателей-мусульман России Айдар Шагимарданов.

Он объясняет это тем, что «кто-то, видя, что на халяльные товары и услуги возникает большой спрос, не хочет проходить всестороннее обследование своего бизнеса и просто лепит значок халяль». Однако руководитель ассоциации предупреждает, что это очень легко проверить. Достаточно позвонить в комитет халяль для того, чтобы уточнить, действительно ли компания выпускает нехарамный продукт.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Если это обман,  мы направляем претензию в организацию, которая пытается ввести людей в заблуждение, – говорит он. Таких фактов не очень много, но они встречаются, констатирует Шагимарданов: «В каждом обществе есть люди, которые хотят нажиться на каком-то большом деле». Президент Ассоциации предпринимателей-мусульман России не думает, что разбирательства на рынке халяль остались в прошлом. Но он полагает, что не нужно делать из них всемирную проблему: «Любой вопрос можно и нужно решать в плоскости законодательства».

В комитете по стандарту «Халяль» ДУМ республики отмечают, что контроль за производством халяльной продукции становится строже благодаря всесторонней работе над стандартизацией этой индустрии в России. В этом русле работают как сам комитет, так и центр компетенций халяль при Роскачестве и другие. Но и там признают, что «на рынке до сих пор остаются недобросовестные органы по сертификации –  обычно это светские организации, которые как раз-таки выдают сертификаты халяль без должного контроля».

Совместно с Роскачеством

Вместе с тем Дамир Губейдулин отметил, что эта проблема не осталась без внимания со стороны государства: недавно Роскачество, Духовное управление мусульман Татарстана и комитет по стандарту «Халяль» договорились о совместной работе по развитию этой индустрии в России. Было объявлено, что в республике откроется территориальное представительство федерального центра компетенций халяль.

Одним из направлений совместной работы станет стандартизация, продвижение и популяризация халяльной продукции на территории России и в других странах. Соглашение подписали руководитель Роскачества Максим Протасов, председатель Духовного управления мусульман Татарстана муфтий Камиль хазрат Самигуллин и председатель комитета по стандарту «Халяль» Аббяс хазрат Шляпошников.

Собеседник издания надеется, что «это шаг в правильном направлении»: «Время покажет, получится ли упорядочить и стандартизировать работу по сертификации халяльной продукции в масштабах всей страны». Но он убежден, что для пользы потребителей, повышения доверия к системе сертификации это делать необходимо: «Чтобы очистить рынок от случайных и недобросовестных «сертификаторов» и установить строгий и полноценный контроль, аудит и постоянный мониторинг за соблюдением правил производства халяльной продукции непосредственно у их производителей».

Возможно, это позволит нормализовать ситуацию и создать строгие и понятные правила как внутри нашей страны, так и облегчит доступ на рынки зарубежных стран, где такая система полноценного и жесткого контроля является обязательным требованием.

Участники рынка оценивают это соглашение по-разному. Альберт Давлеев считает, что это обычное соглашение: центров сертификации халяль в России около 50, такие документы подписываются регулярно. Он напомнил, что центр компетенций халяль Роскачества был создан лишь в конце прошлого года, тогда как индустрия халяль развивается с начала 2000-х годов. Собеседник издания полагает, что это происходит «в рамках поиска оптимального решения в области национального стандарта».

Президент Ассоциации предпринимателей-мусульман РФ Айдар Шагимарданов считает, что любые подобные соглашения будут развивать стандарт халяль, и «это хорошо».

Их не обязаны принимать все. У людей есть выбор. Но мы, мусульмане, стремимся к тому, чтобы изготавливать высококачественную продукцию и товары, услуги, – подчеркнул он.

Динар Садыков в действиях Роскачества увидел попытки монополизировать рынок. А, к примеру,  в МЦСиС «Халяль» нашему изданию сообщили, что наряду с Духовным управлением мусульман РФ «не стали подписывать никаких соглашений по определенным причинам».

«Одна из основных проблем полная децентрализация системы сертификации»

 По мнению Губейдулина, одна из существенных проблем развития индустрии – это полная децентрализация системы сертификации халяльной продукции.

– Нет общего единого центра, а в рамках страны сертификацией занимается достаточно большое количество структур и организаций, – подчеркивает он. Большинство из них, говорит эксперт, связано с региональными духовными управлениями мусульман и пользуются авторитетом и доверием.

–  Но есть и достаточно сомнительные структуры, сертификация в которых проходит недостаточно системно и поверхностно, что позволяет выводить на рынок продукты с малым доверием к их халяльной чистоте, –  констатирует эксперт.

Как следствие, это снижает доверие потребителей и «определенно сбивает их с толку наличие большого числа самых разных сертифицирующих центров». Генеральный директор частного центра по аудиту и контролю «Халяль» Динар Садыков добавил, что для сертификации нет никаких территориальных ограничений. Так же, как татарстанский комитет «Халяль» последние 12 лет активно сертифицирует в других регионах, так же и сертификатчики из-за пределов республики проводят эту работу у нас.

Альберт Давлеев убежден, что проблемы иногда создают сами центры сертификации, которые начинают между собой споры: «Это неоднократно происходило и, к сожалению, происходит, поскольку сфера халяль не регулируется государством. Это система добровольной сертификации. Мы с вами можем запустить такую же, написать стандарт, а затем проверять предприятия, которые готовы по нему работать».

Автор фото: agro.tatarstan.ru

В то же время он признает, что обязательный национальный стандарт вводить в России необоснованно, так как у нас светское государство и халяль имеет в большей степени социально-религиозное значение.

– Мы не можем заставлять производителей работать по тем или иным стандартам. У каждого из них он свой. Вот и получается, что сегодня они у всех несколько разные, хотя суть одна – соответствие канонам ислама, – констатирует собеседник «Вечерней Казани».

Но если говорить про экспорт, замечает Давлеев, то никуда не денешься. Соблюдение единых стандартов стран Персидского залива, малайзийского стандарта обязательно. На международном же уровне существует только рекомендательный стандарт, разработанный Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО). Примерно такой же стандарт, полагает собеседник издания, нужно разработать в России для того, чтобы не возникали ситуации, когда розничные сети, переработчики или оптовики начинают теряться в марках стандартизации и сомневаться, что одна лучше другой.

Также необходимо, чтобы эта система была проверяема и контролируема: «Дабы не было никаких попыток фальсификации и недобросовестного выполнения стандартов или же просто невнимания к этому вопросу».

Комментарии
Аноним6 марта 2024 15:24
В Республике не так много людей, считающих себя мусульманами. Существенно меньше людей, готовых соблюдать все каконы ислама. "Какой татарин не любит сало, так же, как русский не любит быстрой езды"(С)
1
Борис13 марта 2024 17:46
Потому что стереотип -татарин=мусульманин,а по факту из деревень едут в города и начинают очереди создавать в алкомаркетах
0
Динар Садыков4 марта 2024 14:04
Очень важно понимать, что все организации в России, занимающиеся сертификацией Халяль, являются частными! Но, почему то в статье только мою организацию называют таковой...
0
Ильдар29 февраля 2024 12:35
У меня несколько вопросов. Почему у нас почти всегда Халяльная продукция дороже анналогичной не халяльной? В чем суть? В цену включены расходы на сертификацию или производители Халяльной продукции хотят больше зарабатывать? Или есть объективные причины?
0
Путник29 февраля 2024 15:59
Объективная причина - это организация контроля на предприятии и расходы на него. Если это убой, то использование человеческого труда и расходы на него.
0
Динар Садыков4 марта 2024 14:02
Расходы на сертификацию практически ничтожны по отношению к цене самой продукции. Например: на птицефабриках ценообразование от 1 до 1,5 рубля на кг (включает расходы по зарплате и налоги постоянного Контролёра). Если забойщики-мусульмане сотрудники Изготовителя, то это "копеешная доплата" к зарплате. Если из вне, то примерно 50 копеек на птицу. (делим на 1,5 кг, получаем 35 копеек на кг.). Скорость конвеера почти всегда сохраняется на максимуме! (из расчёта 1500 в час на 1 забойщика). Нужно 6000 голов час, тогда 4 забойщика. Нужно 12000, тогда 8. Все остальные расходы те же. В итоге: удорожание Халяль из за сертификации с постоянным контролем всего лишь 1,35 - 1,85 рублей. Всё остальное наценка Изготовителя и Сетевых магазинов на статусе Халяль!
0
Оставить комментарий