Цензура, дорогая печать и азиатские авторы: как санкции изменили книжный рынок
Книжная отрасль испытывает сложности: прекращение сотрудничества с иностранными издательствами и удорожание производства влияют на сокращение тиражей и рост издержек. Изучили, чем «живут» книгоиздатели и книжные магазины.
Прошедший год был непростым для классической книжной розницы. Экземплярные продажи книг в сети магазинов «Дом Книги» и «Книга+» сократились на 19% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Максимальное падение продаж наблюдалось в сегменте учебной литературы. Отпускные цены издательств продолжают расти, стоимость книг в первом квартале 2024 года увеличилась в среднем на 5%.
По данным ассоциации книгораспространителей и журнала «Книжная индустрия», за первый квартал 2024 года продажи книг в России в денежном выражении выросли на 0,6%. Однако количество проданных книг сократилось на 3%, а средняя цена реализованной книги выросла на 4,1%, достигнув отметки в 481 рубль.
Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
Единственным направлением, в котором зафиксировали рост, стала художественная литература. Продажи в тематике выросли на 2,2% по сравнению с первым кварталом 2023 года. Этот сегмент составил 29,8% от общего оборота книг в офлайн-продажах.
Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
Несмотря на то что суммарно объемы проданной литературы возросли, их стали меньше выпускать. За 9 месяцев 2023 года количество изданных книг и брошюр сократилось на 11,5% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, а совокупный тираж сократился на 18%. В число издательств, выпускающих большое количество книг в 2023 году, входят «Просвещение», «ЭКСМО», «АСТ», «Азбука-Аттикус» и «Симбат».
Напечатать книгу — удовольствие дорогое
Удорожание производства книг подтвердили издательства, опрошенные «Вечерней Казанью». В «Издательстве МИФ» нам сообщили, что основное удорожание случилось в конце 2022 года – начале 2023 года. Рост связан с удорожанием производства.
— Ежегодно растут цены на бумагу и другие материалы. Поэтому цены растут, но они растут сопоставимо со всем рынком, — рассказала руководитель отдела управления продукта по стратегии «Издательства МИФ» Ольга Киселева.
В издательстве «Коми республиканская типография» рассказали, что полиграфическое производство в России полностью зависит от импортных компонентов. Отечественных полиграфических красок нет, а оборудование полностью импортное, что сказывается на цене книги. Увеличились и логистические расходы, количество произведенных книг сокращается, из-за нехватки высококлассных специалистов закрываются предприятия. Книгоиздатели больше не могут печататься в прежних объемах.
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Дизайнер издательства «Заман» Гузель Яковлева рассказала журналисту «Вечерней Казани», что после введения санкций типографские расходы кратно возросли, а хорошую бумагу и материалы для производства книг стало сложно найти. Типографии выставляют издательствам новые цены каждые четыре месяца, и это увеличивает цену для конечного потребителя.
В Татарском книжном издательстве заявили, что продажи выпущенных ими книг выросли на 5,5% в первом квартале 2024 года по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. При этом количество проданных книг растет из года в год. Так, с января по февраль текущего года показатель увеличился почти в два раза.
Цены на книги выросли в среднем на 10–15% в зависимости от тиража, но на некоторые позиции цена уменьшилась на 9,4%. Это произошло из-за роста типографских расходов за счет дефицита высококачественной бумаги, оборудования и расходных материалов, импортируемых из недружественных стран, и уменьшения тиражей.
Книгоиздатели готовы обеспечить читателей новинками
Проблемой для издательского бизнеса стала покупка прав на иностранные книги. Напомним, что в 2022 году многие крупные зарубежные издательства и литературные агентства отказались работать с Россией. Среди них Penguin Random House, Hachette UK, Simon & Schuster, Wiley, Curtis Brown, Franklin Covey, Michael O’Mara Books, MacMillan. По словам игроков рынка, на долю этих правообладателей приходилось около 70% зарубежных книг, имевшихся на рынке.
Ольга Киселева заявила, что отрасль не испытывает дефицит новинок. За последние несколько лет значительно увеличилось количество русскоязычных авторов, это поддерживает отечественный рынок художественной литературы. Также сейчас книжный мир переживает ренессанс классических произведений, востребован нон-фикшен, посвященный истории и культуре России. Есть спрос на произведения азиатских авторов, а также произведения российских авторов с китайским сеттингом.
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Директор по маркетингу издательской группы «Альпина» Ирина Антонова сообщила, что рост продаж в Татарстане составил 32,2% в первом квартале 2024 года в сравнении с аналогичным периодом в 2023 году.
Антонова признала, что российские издатели испытывают определенные проблемы с американскими и британскими правообладателями. С европейскими издателями отношения более теплые, сотрудничество продолжается с большинством европейских стран. Однако в России много собственных талантливых авторов и экспертов, с которыми издательская группа «Альпина» работала и раньше и продолжает активную работу.
В Татарском книжном издательстве не переживают по поводу возможного недостатка новинок.
— Читательский спрос безграничен, очевидно, что у каждого автора есть своя читательская аудитория, и каждое новое имя в литературе открывает свой мир для читателя, — сообщили нам в пресс-службе Татарского книжного издательства.
Что еще изменилось?
Главный редактор издательства «КомпасГид» Марина Кадетова рассказала, что процесс поиска авторов происходит разными способами: «самотеком», когда редакторы читают рукописи, которые приходят на почту. Вторым способом она назвала рекомендации, когда авторы находят на писательских курсах молодые таланты и присылают их рукописи. Часто издательства сотрудничают с участниками литературных премий.
Иностранных авторов издатели находили на международных ярмарках, где встречались с иностранными коллегами и договаривались о покупке прав. По словам Кадетовой, в настоящее время контакты с зарубежными правообладателями стало сложнее поддерживать. Кроме того, из-за потери доступа к инструментам международного расчета стало невозможно переводить платежи.
Из-за увеличения расходов на производство средняя цена книги выросла в среднем на 30%, заметила Кадетова. Из-за дороговизны производства уменьшились тиражи книг, что так же увеличивает себестоимость книги.
Борьба с пропагандой ограничивает выбор
Недавно издательство «АСТ» прекратило продажу романа Владимира Сорокина «Наследие», а также книг «Дом на краю света» Майкла Каннингема и «Комната Джованни» Джеймса Болдуина. Экспертный центр при Российском книжном союзе нашел в этих произведениях пропаганду ЛГБТ* («международное движение ЛГБТ» признано экстремистским и запрещено в России), в итоге книги, включая электронные, изъяли из продажи.
Впрочем, запрет привел к противоположному эффекту: спрос на книги, содержащие элементы описаний нетрадиционных отношений, в период 15–23 апреля в сравнении с 1–8 апреля вырос на 30–40%. Цена отдельных книг достигала 8 тысяч рублей. В настоящее время произведения авторов, попавших «под раздачу» экспертного центра, а также романы Ханьи Янагихары, Мадлен Миллер не выдаются в поиске ни одного маркетплейса и онлайн-сервиса для чтения книг.
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
По мнению Ольги Киселевой, тенденция изымать книги из-за их несоответствия российским законам продолжится, а введение «цензуры» приведет к исчезновению все большего количества книг. Она также добавила, что большинство издателей уже провели тщательное исследование своего ассортимента и убрали книги, которые попадают под действие запрета.
— К сожалению, часть книг, которые уже практически стали классикой, тоже не смогли пройти экспертизу. Вероятно, многие крупные произведения, которые нельзя обвинять в пропаганде, тем не менее могут формально не пройти экспертизу и исчезнуть с книжного рынка, — поделилась собеседница.
Книжные магазины в неравной борьбе с маркетплейсами и онлайн-сервисами
Маркетплейсы, как канал для дистрибуции книг, занимают все более главенствующую нишу. В первом квартале 2024 года жители Татарстана стали проявлять повышенный интерес к книгам, благодаря чему на маркетплейсе Ozon продажи книг в штучном и денежном выражениях выросли на 49% и 63% соответственно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А средний чек в данной категории увеличился на 8%.
Руководитель отдела управления продукта по стратегии «Издательства МИФ» Ольга Киселева заметила, что доля маркетплейсов существенно растет в сравнении с другими книжными каналами. В крупных издательствах, в том числе и «МИФ», прирост продаж на Wildberries составляет более 50% год к году.
Марина Кадетова рассказала, что время заставляет офлайн-магазины искать новые форматы. В настоящее время книжные магазины «выживают» за счет канцелярии и другой не книжной продукции и становятся офлайн-витриной, где книгу можно полистать, посмотреть, как она выглядит и как сделана. Читателю нужна веская причина для того, чтобы купить книгу в магазине по более высокой цене. Человек либо покупает книгу в подарок, и тогда в магазине должна быть услуга красивой упаковки, а также консультанты, которые хорошо разбираются в литературе и могут сориентировать покупателя. Либо это должно быть мероприятие, где читатель может получить впечатления и автограф автора.
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Маркетплейсы используются как дополнительный канал продажи и издательством «Коми республиканская типография». Интернет-площадки позволяют небольшому региональному издательству стать доступными широкому кругу читателей. Если раньше преобладала литература регионального характера, в основном краеведческой направленности, то сейчас в типографии печатается больше «универсальной» литературы. По статистике продаж представители издательства видят, что книги интересны и за пределами региона.
Большую долю продаж составляют маркетплейсы и онлайн-покупки и в издательской группе «Альпина». Тенденция ярко проявила себя в пандемию и осталась привычной потребительской моделью поведения. Но магазины по-прежнему играют важную роль в продажах для книжной отрасли: именно офлайн-книжный дает возможность вживую ознакомиться с книгой и зарядить читателя атмосферой причастности. Также в издательстве видят интерес к офлайн-встречам с авторами и мероприятиям с лекциями и мастер-классами.
Предпочтения читателей в онлайн- и офлайн-сегменте действительно различаются. В пресс-службе ГК «ЛитРес» нашему изданию рассказали, что наибольшим спросом в Татарстане и в России в целом пользуются любовное фэнтези, современные детективы, современные любовные романы, книги про попаданцев и боевая фантастика. В категории нон-фикшен востребованы книги по саморазвитию и личностному росту, зарубежной психологии, практической эзотерике, биография и мемуары.
Несмотря на то что некоторые иностранные авторы прекратили публиковаться в России, доля зарубежной литературы продолжает расти на внутреннем рынке, сообщили в пресс-службе ГК «ЛитРес». Так, количество книг иностранных авторов в каталоге сервиса увеличилось на 40% за последние три года.
Без новинок читатель не останется, но придется раскошелиться
Эксперт по финансовым рынкам Николай Солабуто заметил, что доля книг иностранных авторов в общем объеме литературы не особенно велика — примерно 20% от общего объема. Права на издание новинок в Россию не продаются, действие уже заключенных договоров постепенно истекает. Но ряд западных авторов, например Ли Бардуго, Карен Макманус, продолжают сотрудничать с российскими издателями.
— Кроме того, сегодня во всем мире, включая Россию, настоящий бум книг азиатских авторов. Российские издатели активно сотрудничают с правообладателями из Китая, Южной Кореи, Японии, — перечислил эксперт.
Солабуто подчеркнул, что основная доля рынка приходится на российских писателей и поэтов. За последние пять лет количество книг русскоязычных писателей в топ-1000 продаж выросло на 22%, а количество книг диджитал-авторов – на 148%.
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Аналитики компании «Цифра брокер» напомнили, что книги — это такой же товар, как и любой другой, на их себестоимость влияют все те же факторы, что и на другую продукцию. Эксперты считают, что подорожание книг по итогам первого квартала 2024 года еще не предел: согласно последним данным Росстата по инфляции за апрель, в прошлом месяце индекс потребительских цен вырос на 0,5% к марту 2024 года и на 7,84% к апрелю 2023 года. Таким образом, говорить о замедлении инфляции не приходится, поэтому нельзя исключать «веерного» повышения цен и на продукцию, которая не является сезонной и к которой относятся и книги.
* «международное движение ЛГБТ» признано экстремистским и запрещено в России.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
Обвал отечественной валюты не позволит инфляции снизиться, констатируют эксперты. Для сохранения рублевой наличности от обесценивания, как и ранее, вне конкуренции банковские депозиты. А вот покупать доллары, евро и юани крайне рискованно.
Республика по объему производства сыра находится в России в первой пятерке. И потенциал еще не исчерпан. Чего только стоят планы «Вамина» стать первым в стране.
В России всерьез взялись за незаконную миграцию. Принято больше десятка законов, прикрывающих лазейки для иностранцев, прибывающих на заработки нелегально. А бизнес ждет создания условий для въезда квалифицированных кадров.
В октябре цены росли чуть медленнее, чем в сентябре. При этом в республике высокий уровень потребления: татарстанцы покупают товары и пользуются услугами, боясь удорожания. Рост зарплат тем временем уже остановился.
В условиях высокой ключевой ставки кредиты стали недоступными для бизнеса. Эксперты предупреждают о росте дефолтов компаний, что может привести к экономическому спаду, обвалу инвестиций и еще большему росту стоимости товаров и услуг.