Аналитика
Автор материала:Любовь Шебалова

БРИКС повысил цены на авиабилеты в Татарстане до максимума

Стоимость перелёта экономклассом в стране выросла почти на треть. Воздушное путешествие из Татарстана — самое накладное среди регионов: его цена повысилась на 71%. Эксперты полагают, что взлетом тарифа мы обязаны международному саммиту.

БРИКС повысил цены на авиабилеты в Татарстане до максимума

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»

Все выше и выше

По данным Росстата, авиаперевозки в России подорожали до максимума за 22 года. Цена билета экономкласса в среднем по стране выросла за год сразу на 30%. Каждая тысяча километров воздушного пути оценивается в 7,9 тысячи рублей. В плане дороговизны авиаперелетов лидирует наша республика, где процент удорожания превысил общероссийский больше чем вдвое: 71%. Тысяча километров здесь обходится пассажирам уже в 12,8 тысячи рублей.

Тенденция на повышение цен на пассажирский авиатранспорт обозначилась еще в прошлом году. Росстат констатировал, что билеты на внутренних рейсах тогда стали дороже более чем на 22%. В апреле этого года ФАС из-за многочисленных жалоб пассажиров на завышенную стоимость билетов даже обязала шесть авиакомпаний объяснить свою ценовую политику.

Автор фото: t.me/airportkazan

Этим вопросом озаботились и в Госдуме. Она планирует установить верхний предел цен на авиабилеты. Механизм должен заработать уже к концу этого года. Оценивать обоснованность тарифов будет антимонопольная служба. Впрочем, госрегулирование коснется только тарифов для пассажиров-льготников и на ряд важных маршрутов. В числе таковых назывались субсидируемые перелёты в Калининград и на Дальний Восток.

«Чем больше людей начинает одновременно покупать билеты, тем сильнее поднимается тариф»

— Все очень просто. У всех авиакомпаний, которые находятся в системе бронирования, динамическое ценообразование, — пояснил «Вечерней Казани» директор компании AVT — одного из крупнейших игроков на рынке продаж авиабилетов в Казани — Азамат Сабиров. — То есть чем большее количество людей начинает одновременно покупать билеты, тем сильнее поднимается тариф. Система повышает его автоматически при росте спроса.

Автор фото: Ирина Звездина/ИД «Вечерняя Казань»

Более справедливого механизма определения цены чем динамический пока никто не придумал, отмечает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. По его словам, эта схема работает примерно так: 30% билетов за два-три месяца до рейса продаются по самой минимальной цене. Следующие 30% продаются по более высокой цене и т.д. Оставшиеся 10% билетов, которые покупают в последний момент (за несколько недель), могут быть уже в два раза дороже проданных первоначально. Он обращает внимание на то, что дорогие билеты в какой-то мере позволяют первым пассажирам приобрести их дешево.

А если мы все усредним, не будет ни дешевых, ни дорогих билетов. Бедные будут платить дороже, а состоятельные люди, которые могут себе позволить дорогие билеты, будут покупать их дешевле. То есть не очень справедливо с социальной точки зрения, — добавляет эксперт

Автор фото: t.me/airportkazan

Собеседники издания сошлись во мнении, что у высоких цен на авиабилеты в Татарстане то же объяснение. На сентябрь-октябрь в республике запланировано много событий. Самое значимое из них — конечно же, саммит БРИКС, на который ждут очень много гостей. При большом количестве заказанных авиабилетов цена на авиабилеты росла. Азамат Сабиров рассказал, что в недавние выходные летал в Москву за 33 тысячи рублей (билет туда-обратно): «В любой другой день вышло бы дешевле. В Казани проходило мероприятие в рамках  БРИКС».

В целом по России спрос тоже растет, а авиакомпании не способны обеспечить все линии имеющимся парком, свидетельствует директор AVT. По данным профильной Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), занятость кресел российских самолетов составляет 89,4%, что говорит о дефиците провозной емкости.

На днях стало известно, говорит собеседник издания, что авиакомпания «Россия» расчехлила «Боинги-747 Jambo Jet», которые ранее были законсервированы из-за большого расхода топлива: «Сейчас, видимо, спрос такой, что на большие расстояния и такого рода самолеты, а они вмещают около 500 пассажиров, окупаемы».

Автор фото: Ирина Звездина/ИД «Вечерняя Казань»

Азамат Сабиров также обратил внимание на то, что волновой рост цены произошел в августе-сентябре. Он уверен, что ближе к зиме ситуация стабилизируется.

«Цены на авиабилеты три года стояли на месте»

Главный редактор портала Avia.ru утверждает, что если сравнивать экономические параметры — покупательную способность рубля, доходы населения и т.д., — то окажется, что сегодня «даже подорожавшие билеты не дороже, чем те, что мы покупали 10—20 лет назад».

Он напомнил, что во время пандемии на все вокруг увеличивалась стоимость, а цены на авиабилеты стояли на месте, хотя себестоимость авиакомпаний росла. Люди тогда не летали: были сплошные блокады. Потом случился 2022 год, и против авиакомпаний были введены санкции. Рост цен опять был сдержан, но уже благодаря государству, потому что авиаперевозчикам были выделены большие субсидии на поддержку.

В итоге три года подряд, в 2020—2022 годах, цены на авиабилеты не поднимались. В 2023 году субсидий уже не было, и стоимость перелета показала рост.

Автор фото: t.me/airportkazan

— В течение нескольких лет авиакомпании имели многомиллиардные убытки, теперь им нужно наверстать рост себестоимости, — говорит эксперт. — И сейчас все растет в цене. Не может быть, чтобы авиабилеты не дорожали. Опять же, мы говорим о летних пиковых ценах. Осенью они снижаются и до новогодних праздников будут минимальными. В авиации колоссальная сезонность.

Если нет платёжеспособного спроса — нет ни роста объёмов перевозок, ни роста цен

Глава аналитической службы отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев также отметил нашему изданию, что главный фактор, влияющий на рост цен на авиабилеты, — наличие устойчивого платёжеспособного спроса.

— Люди готовы рублём голосовать за свои полёты, путешествия, семейный отдых на побережьях тёплых морей. Если нет платёжеспособного спроса – нет ни роста объёмов перевозок, ни роста цен, — говорит он.

Вторая причина — увеличение издержек авиакомпаний. По словам собеседника издания перевозчики сталкиваются с ростом затрат «по всем статьям своих расходов и этот процесс не прекращается ни на месяц». Повышение тарифов позволяет авиакомпаниям даже в сегодняшней сложной ситуации зарабатывать, исправно платить налоги.

Третий фактор — это невозможность увеличить провозные ёмкости: «Ранее на фоне роста спроса на перелёты авиакомпании не только повышали тарифы, но и пополняли флот, увеличивали частоту полётов на востребованных направлениях, открывали новые линии. Теперь же остаётся только повышать тарифы».

Почему Татарстан в лидерах по цене авиабилета, однозначно не скажешь, — заметил Пантелеев. Он считает, что методика Росстата не в полной мере отражает реальное положение дел.

По словам эксперта, у него нет рационального объяснения дорогим авиабилетам в Ростовской области «при том, что там сегодня нет действующих гражданских аэропортов». Как нет объяснения и тому, что в Архангельской области цены за год упали почти вдвое. Руководитель аналитической службы отраслевого агентства напомнил, что аэропорт Казани по итогам работы в 2024 году рассчитывает увеличить объём пассажироперевозок на 5 процентов — об этом в августе говорил директор воздушной гавани.

Автор фото: Ирина Звездина/ИД «Вечерняя Казань»

— Эти планы сложно будет воплотить в жизнь, если авиабилеты не будут доступны по цене, — подчеркивает он.

«Рынок подталкивает цены вверх»

Росту цен на авиабилеты есть ряд причин, соглашается председатель совета директоров ГК «Тулпар» Азат Хаким. По его мнению, первая причина — это растущая инфляция.

— Официально она составляет около 10 процентов, но в действительности, конечно, больше. Не зря ЦБ пытается ее удержать повышением ключевой ставки, — отмечает он.

Собеседник издания также рассказал, что цены на запчасти выросли на несколько порядков: в три-четыре, а то и в пять раз: «Все это следствие санкций. Любые авиаперевозки сегодня, может быть кроме грузовых, где задействованы Ил-76, это импорт».

Автор фото: t.me/airportkazan

Третья причина — количество самолетов все уменьшается (они выбывают из строя по причине поломок и износа), а потребность в воздушных перевозках растет: «То есть рынок подталкивает цены вверх».

Еще одна причина — естественное повышение стоимости авиакеросина и аэропортовых услуг в связи с инфляцией: «Аэропортам тоже надо выживать. Естественно, каждый старается в своем сегменте повысить цены».

Председатель совета директоров ГК «Тулпар» напоминает, что в Татарстане хорошо развит туризм. Очень много желающих к нам приехать. Ему известно, что, к примеру, из Москвы и Санкт-Петербурга приезжают на выходные посмотреть Казань. Это тоже влияет на цены.

— Цены на авиабилеты повысились по всей России. Всё очевидно: самолётов не хватает, загрузка рейсов под 95 процентов, цены на топливо и запасные части подскочили, — подтвердил изданию «Вечерняя Казань» источник в авиаотрасли, не пожелавший быть названным.

Он предполагает, что дальше «будет ещё хуже, так как санкции — вещь, работающая не сразу».

Автор фото: Ирина Звездина/ИД «Вечерняя Казань»

Руководитель аналитического центра Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ГосНИИ ГА) Федор Борисов полагает, что первый фактор, который влияет на рост стоимости авиаперелетов, — это восстановительный спрос, а также то обстоятельство, что за долгие годы самолет стал достаточно дешевым видом транспорта.

По его мнению, если сравнить стоимость авиаперелета с ценой билета в купе поезда, разница не такая уж и большая: «Уже давно нет такого разрыва, как в советские годы, когда поезд был существеннее дешевле самолета. Сейчас ситуация выравнивается. Люди в том числе по этой причине все больше и больше летают самолетами».

Второй фактор: в предыдущие годы авиакомпании в ответ на сильный спрос могли запросто увеличить емкость, купив новые самолеты. Сейчас иностранные лайнеры из-за санкций приобретать очень трудно. А отечественных поставок пока нет и не будет до тех пор, пока мы не построим  импортозамещенные борта, не имеющие зарубежных комплектующих. 

— Все по учебнику экономики: цена поднимается вверх. Но при этом спрос не прекращается. Где и в каком году будет достигнут баланс, когда цена поднимается настолько, что спрос перестанет расти, пока сказать трудно, — акцентирует внимание он.

«Пока не начнутся поставки российских воздушных судов»

Федор Борисов также добавил, что сейчас на цене авиабилета сказываются такие факторы, как стоимость топлива, расходы на поддержание летной годности, на запчасти, рост оплаты персонала.

— Людям надо увеличивать зарплату, иначе они разбегутся. Экипажи воздушных судов с международной квалификацией могут спокойно уехать работать за границу, — замечает он.

По оценке главы аналитического центра ГосНИИ ГА поддержание летной годности становится очень сложной и дорогостоящей задачей, потому что запчастей нет: «Надо везти их из-за границы обходными путями. Их стоимость, конечно, растет. Издержки авиакомпаний в этом сегменте тоже возрастают».

Автор фото: t.me/airportkazan

И они будут расти все больше и больше. До тех пор, пока не начнутся поставки российских воздушных судов. Этот фактор в большой степени будет определяющим в части сдерживания цены на пассажирские перевозки, они будут расти все больше и больше, — убежден собеседник издания.

За чей счет реконструировать аэропорты?

Эксперты отмечают, что свою лепту в удорожание авиабилетов внесет и увеличение для авиакомпаний аэропортовых сборов. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, объединяет 23 крупнейшие авиакомпании) просит Минтранс скорректировать эти планы.

Впрочем, глава аналитического центра ГосНИИ ГА убежден, что «шум, который был поднят из-за этой ситуации, абсолютно не соответствует объему проблемы». По его оценке, при пассажиропотоке в 100 миллионов человек и ожидаемом сборе в 12 миллиардов рублей его влияние на билет не превысит 120 рублей.

Автор фото: Ирина Звездина/ИД «Вечерняя Казань»

— Когда у авиакомпаний цена на билеты выросла на 30 процентов из-за спроса, серьезно рассуждать о факторе, который может увеличить цену билета где-то на 0,5—1%, вряд ли имеет смысл, — констатирует он.

По мнению собеседника издания, возникает второй вопрос: за чей счет надо реконструировать аэропорты? Есть два источника, из которых можно финансировать эти работы.

— Это бюджет: когда скидываются все граждане страны. То есть работа аэропортов оплачивается как бы из общего кармана. Или же стоит оплатить ее только из кармана всех, кто летает. На мой взгляд, второй вариант правильный, — изложил свою точку зрения он.

Федор Борисов заметил, что бюджетные расходы все равно потребуются, «но при этом надо понимать, что авиакомпании и пассажиры уже в очень большой степени субсидируются».

— Мы все время забываем о том, что российские авиакомпании до недавнего времени платили сборы в пять раз меньше, чем иностранные, притом что по правилам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) сборы должны быть одинаковы для всех, — пояснил он ситуацию.

Эксперт считает, что это была, по сути, косвенная субсидия, которая давалась авиакомпаниям в виде очень большой скидки. Сейчас скидку уменьшили, потому что на фоне роста цены и большого спроса у авиакомпаний появились приличные доходы: «Внутренние перевозки наконец стали прибыльны, а не планово убыточны, как было все эти годы». Это позволяет перераспределить субсидию от тех, у кого больше возможностей, к тем, у кого их меньше. То есть государство решило сократить субсидию для перевозчиков и передать ее часть убыточным малым аэродромам, большинство из которых обеспечивает безальтернативные маршруты. То есть там, где, кроме самолета, по-другому никак не добраться.

— В моем понимании это абсолютно верный шаг, — подчеркивает руководитель аналитического центра ГосНИИ ГА.

«В обозримом будущем ждать снижения цены не стоит»

Спрос рождает предложение, — констатирует кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. — Казань становится центром политической, экономической и туристической жизни. Ежегодно здесь проводятся знаковые мероприятия и форумы.

Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»

Она привела статистику. В 2023 году из столицы Татарстана было отправлено 21​ 674 рейса, предприятие обслужило 5 миллионов 168 тысяч пассажиров, что на 28,6% больше 2022 года. На международных направлениях прирост составил 56,9%. Собеседница издания напомнила, что до 2019 года доход от международных перевозок для казанского аэропорта был основным. Сейчас, делает вывод эксперт, падение доходов компенсируется ростом цен на внутренних перевозках.

Однако, несмотря на наличие субсидируемых перелетов (17 направлений, в том числе Калуга, Киров, Мурманск, Нальчик, Нижний Новгород, Новокузнецк и др.), в обозримом будущем ожидать снижения стоимости не стоит, — предупреждает экономист.

Азат Хаким прогнозирует, что в перспективе пассажирские авиаперевозки станут если не каким-то элитным сегментом, то однозначно будут не каждому по карману.

— Мы возвращаемся примерно к концу 90-х годов, когда мало кто мог себе позволить летать на самолете по причине отсутствия зарплаты, — говорит он. — Я в тот период был директором казанского аэропорта и помню эти печальные события, когда объемы перевозок упали в 10 раз. В Москву выполнялось всего два рейса в день с 20—30 пассажирами против прежних 300—400.

В Российском союзе туриндустрии (РСТ) отмечают, что в январе—августе этого года авиакомпании перевезли внутри страны около 70 миллионов пассажиров, что на 0,48% меньше прошлого года. У РЖД этот показатель выше: 74,9 миллиона, прирост к тому же периоду 2023 года составил 5,5%.

При этом железнодорожные билеты тоже подорожали — примерно на 25%. Потребители уже делают выводы. По данным РСТ, больше 60% всех туристов в этом году в нашей стране путешествовали на собственных автомобилях. В профобъединении считают, что эта тенденция будет только нарастать, и в связи с этим призывают развивать сети автомобильных дорог и придорожной инфраструктуры.