Времена трудные, но ипотеку берут все так же охотно
Открывая заседание комитета, заместитель председателя профильного комитета Госсовета Камиль Садриев заявил, что выбрали местом проведения мероприятия пресс-центр неспроста - будут обсуждать злободневные вопросы. Не удивительно, ведь депутаты собрались заслушать отчет представителей республиканского правительства, касающийся ЖКХ, строительства и транспорта. Первый докладчик - заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Татарстана Алексей Фролов начал с рекордов - в 2023 году в регионе ввели в эксплуатацию 3,446 миллиона «квадратов» жилья. Идёт и рост продаж квартир - за 11 месяцев 2023 года выдано в республике больше 67 тысяч ипотечных кредитов, из них 19 тысяч на новое жильё. Годом ранее этот показатель равнялся лишь 40 тысячам. А говорят, кризис…
- Ещё одна задача - не допускать непродуманной застройки в местах, где нет необходимой инфраструктуры. В части передачи градостроительных полномочий нашему ведомству - это вопрос непростой, сейчас идёт «донастройка». Есть жалобы со стороны предпринимателей, рассматриваем их, голову в песок прятать не будем, - заверил Фролов.
Фото: Госсовет РТ
Примечательно, что пару часов ранее на комитете Госсовета по бюджету и налогам депутат Леонид Барышев заявил, что уполномоченный орган сейчас не в состоянии рассматривать все заявки на выдачу разрешений на строительство из-за кадрового голода. Поэтому затормозилась выдача разрешений на работы, а стартующий скоро строительный сезон под угрозой.
Кстати, критерием качества оказываемых коммунальных услуг в министерстве считают показатели их оплаты. И здесь результаты Татарстана одни из лучших в стране - собираемость оплаты составляет 99,2%. Ловко придумали!
Тарифы не покрывают расходы коммунальщиков. Ждать ли роста цен?
Комментируя выступление чиновника, директор МУП «Водоканал» и депутат Госсовета Андрей Егоров посетовал на то, что из-за роста цен на материалы у коммунальщиков возник кассовый разрыв. И его государству нужно бы компенсировать, так как заложить убытки в тарифы для потребителей невозможно. Главный по тарифам в республике - председатель профильного Госкомитета Александр Груничев - тоже не замедлил и вступил в дискуссию. По словам чиновника, доходов от нынешних цен за коммунальные услуги не хватает на покрытие базовых затрат коммунальщиков, а о каком-либо развитии и говорить не приходится.
- Для соответствия различным федеральным параметрам, в том числе и экологическим, тариф на воду должен быть в два раза выше. Думаю, в перспективе двукратный рост цен обоснован, - многозначительно заключил Груничев.
При этом председатель Госкомитета Татарстана по тарифам отрицал появившиеся в СМИ мнения, что его ведомство готовит общественное мнение к повышению оплаты за воду.
Фото: Госсовет РТ
Комментировал материалы прессы (казалось, что на время заседания комитета Госсовета СМИ действительно превратились в четвёртую власть) и депутат Садриев. На основании сюжетов на телевидении, он поинтересовался судьбой обманутых покупателей жилья по «сельской ипотеке». С негодованием народный избранник отметил, что появились ещё одна категория обманутых дольщиков - деньги заплатили, а дома так и не достроены. Фролов на это заявил, что они прорабатывают механизмы контроля - впрочем, им бы не хотелось, чтобы и на этот вид ипотеки распространили эскроу, так как основные денежные потоки в таком случае снова уйдут банкам.
«И на 60 тысяч в месяц работников найти не можем»
Ещё один злободневный вопрос - заработная плата. Средняя зарплата в ЖКХ в республике составляет 44 тысячи , а в строительстве - 53 тысячи рублей. В коммунальной сфере ситуация с работниками особенно сложная - потенциальные сотрудники не хотят идти в сферу и за 60 тысяч рублей в месяц.
- Люди просто уходят, - признал представитель Минстроя.
Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Айрат Садыков выступление начал с оптимистичных цифр - средняя зарплата в дорожной отрасли составляет 72 тысячи, а в транспортной - 74 тысячи рублей. Похоже, дорожником в республике быть прибыльнее, чем строителем или коммунальщиком. Железнодорожным транспортом в республике за 2023 год воспользовались 8 миллионов раз - рост по сравнению с 2022 годом на 10%. А основной оператор пригородных железнодорожных перевозок, компания «Содружество», обслуживает за год 6,6 миллиона пассажиров.
Аэропорты Татарстана обслужили более 5,8 миллиона пассажиров. Также за 2023 год для новой компании «Флот РТ» два «Метеора-2020» от Зеленодольского завода имени Горького, а также судно проекта А-217, в результате татарстанская компания начала межрегиональные перевозки. Также в 2024 и 2025 годах будут поставлены ещё четыре «Метеора-2020».
Что же касается общественного транспорта - который в республике уже принято сопровождать прилагательным «проблемный» - то его услугами за прошлый год воспользовались 388,5 миллиона пассажиров. Субсидии автотранспортникам предоставили на 1,9 миллиарда рублей. Также в казанском метро начали внедрять систему биометрической оплаты.
Фото: Госсовет РТ
Конечно, доклад о положении дел в такой проблемной отрасли не мог остаться без комментариев и вопросов от депутатов. Активный управляющий зеленодольского перевозчика «Экспресс» Дмитрий Грузков пожаловался, что до сих пор не утверждены нормативы перевозок по сельским маршрутам.
- При этом максимальные тарифы для пассажиров утверждаются каждый год, а правила, которые позволяют транспортникам индексировать компенсации - нет, - говорил о неполученных деньгах представитель зеленодольского перевозчика.
Также депутаты пожаловались на «таксистов-попрошаек, которые ведут себя как цыгане» - пристают к пассажирам у казанского аэропорта. Представитель Миндортранса РТ обещал разобраться в ситуации. А народный избранник Эмиль Хуснутдинов, которого поддержал и заместитель, а пока и исполняющий обязанности председателя Госсовета Юрий Камалтынов, указали чиновнику на неудобный выход из Северного вокзала столицы Татарстана - мол, представьте, турист только приезжает в город, а ему уже неудобно. А в ответ на вопрос депутата Садриева о строительстве путепровода в Высокогорском районе Садыков огорчил представляющего как раз этот район депутата - возведения сооружения в 2024-м ждать не стоит.