Помощь в переработке мусора
На VII Научно-практической конференции «ТКО: законодательство и практика» среди сувениров из переработанного мусора председатель Госкомитета Татарстана по тарифам Александр Груничев сказал о том, что ежегодно в республике образуется 13 миллионов кубометров отходов, что эквивалентно полутора миллионам тонн. Для их переработки создана современная система из пяти мусоросортировочных и двух мусороперегрузочных станций. Кроме того, Татарстан закупил более 22 тысяч контейнеров для сбора мусора.
- За последние шесть лет в Татарстане кардинально изменилась система управления твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). Преодолев трудности переходного периода, регион добился полного охвата населения услугой вывоза мусора. Уровень сбора отходов достиг 98 процентов. Для улучшения ситуации было закуплено множество контейнеров, что сократило количество жалоб граждан на вывоз мусора. В республике успешно функционируют два региональных оператора, обслуживающих более 4 миллионов человек, - отметил Груничев.
По словам эксперта, отрасль переживает важный этап реформы — переход от создания базовой инфраструктуры к экономике замкнутого цикла. Татарстан акцентирует внимание на переработке, внедрении современных технологий, оптимизации столичного регулирования и создании прозрачных механизмов с расширенной ответственностью производителей.
- Важно отметить, что услуга по вывозу ТКО не поддается количественному измерению, в отличие от других коммунальных услуг. Это проблема, требующая срочного решения. Федеральная антимонопольная служба и региональные органы регулирования должны сосредоточиться на этом вопросе. Кроме того, создание эффективной системы обращения с отходами — одна из ключевых задач национального проекта по улучшению экологической обстановки в России. К 2030 году планируется сортировать 100 процентов твердых коммунальных отходов и вдвое сократить объемы их захоронения, - уточнил Груничев.
Как подчеркнул чиновник, для этого нужны как технологические инновации, так и развитие культуры ответственного потребления. Заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана Мазит Салихов заявил, что по устойчивости деятельности региональных операторов республика находится в зеленой зоне. Региональные операторы собирают около 94–98 процентов платежей.
- У нас всё в порядке с техникой и контейнерными площадками, - заверил Салихов. - Для вывоза ТКО используют 391 мусоровоз, оснащённый системой ГЛОНАСС. Свыше 25 тысяч площадок оборудованы более чем 53 тысячами контейнеров, а в сельской местности доступно более двух тысяч мест для погрузки. Однако по фотофиксации мест накопления отходов Татарстан пока отстаёт: на 20 августа 2025 года выполнение плана составляет лишь 46 процентов.
Как он отметил, в Татарстане сейчас работает 35 полигонов для ТКО, которые смогут принимать мусор еще около трех лет. Их остаточная вместимость — 5,1 миллиона тонн. Власти планируют построить шесть современных комплексов по обращению с ТКО. Новые объекты появятся в Алексеевском, Верхнеуслонском, Зеленодольском, Пестречинском, Лениногорском и Тукаевском районах.
Проблемы с транспортировкой
На профильной конференции отдельно обсудили региональную проблему транспортировки мусора. Эта статья расходов занимает значительную часть тарифов регионального оператора, но её логистическая оптимизация пока не проведена.
- Мы верим, что внедрение ГЛОНАСС и ГИС УТКО даст нам возможность нормировать расходы на основе данных, которые предоставляют эти системы. Это позволит нам точнее планировать и контролировать транспортировку, снижая нагрузку и стоимость, - отметил начальника Управления регулирования ЖКХ ФАС России Алексей Матюхин.
Он уверен, что нужно прежде всего оптимизировать логистический процесс вывоза мусора. Региональный оператор сам отвечает за вывоз ТКО, ведёт переговоры с компаниями-перевозчиками и участвует в регулировании тарифов. Матюхин отмечает, что в этом процессе часто возникают разногласия между регулятором и оператором.
- Мы хотим унифицировать регулирование и работу с твердыми коммунальными отходами, чтобы они стали похожи на управление другими ресурсами, такими как тепло, вода, водоотведение, частично электроснабжение и газоснабжение. Также перед нами стоит задача, поставленная правительством: оценить эффективность работы объектов и стимулировать их через тарифы и регулирование. Для выполнения поручения правительства мы подготовили проект постановления, который внесет значительные изменения в существующую систему тарифного регулирования, - заявил Матюхин.
Начальник управления благоустройством министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области Мария Шичкина, участвовавшая в конференции, подтвердила, что транспортировка отходов — это сегодня действительно основная статья затрат в тарифе региональных операторов многих регионов России. По её словам, на транспортировку приходится 80 процентов всего тарифа.
- Затраты на топливо, оплату труда водителей, ремонт мусоровозов и покупку техники не успевают увеличиваться в соответствии с ростом тарифов. Фактические затраты выше, чем это предусмотрено параметрами инфляции. Другими словами, нужно, чтобы тарифы были гибкими. Но пока мы видим это только в проекте. Нужно вводить плавающее тарифное регулирование, чтобы не допустить ситуации, когда зарплата водителя мусоровоза составляет 150 тысяч, а в тарифе заложено только 70 тысяч и все остатки идут как издержки регионального оператора, - уточняет Шичкина.
По ее словам, все, что не входит в тариф, должно либо субсидироваться из бюджета, либо быть обосновано. В противном случае это приведет к финансовым проблемам у юридических лиц, которые занимаются обработкой мусора, так как у них нет таких огромных средств. Когда у регионального оператора выручка составляет несколько миллиардов в год, обычное юридическое лицо не сможет найти такие оборотные средства.
- Коллеги подняли важную проблему: как сделать тарифы более справедливыми. Они хотят привести их в соответствие фактическим затратам. В первый год работы применяется определенная экономическая модель, затем идет индексация. Однако есть важное условие: если иное не предусмотрено в соглашении, все изменения должны быть согласованы с регулятором. Это позволяет избежать недоразумений и обеспечить прозрачность процесса, - добавила Шичкина.
В свою очередь Матюхин подчеркивает, что в правовом регулировании важно учитывать проценты по займам. Уже ведется соответствующая работа над этим вопросом.
- В связи с ключевой ставкой, которая растет, а сейчас уже падает, в тарифном регулировании появились неоднозначности. Мы уточнили, как учитывать расходы на оплату государственных пошлин и сомнительных долгов, - добавил спикер.
При этом, как отметил Салихов, кредиторская задолженность региональных операторов не превышает 1,12 процента необходимой валовой выручки. Сроки банковской гарантии устанавливаются соглашениями. Собираемость платежей с начала работы региональных операторов составляет 94–98 процентов.
- По инициативе Минстроя и властей Татарстана с первого месяца начисления платежи за услугу обращения с ТКО включены в единый платежный документ, что способствует платежной дисциплине. С момента начала реформы Минстрой Республики Татарстан, региональные операторы, министерство экологии и природных ресурсов, а также прокуратура республики провели масштабную работу по заключению договоров на обращение с ТКО между образовательными учреждениями и региональными операторами, - говорит Салихов.
Финансирование федеральных проектов
На конференции обсуждались вопросы финансирования федеральных проектов, таких как экономика замкнутого цикла, направленная на создание системы по обращению с отходами. Хотя таких инициатив много, по словам Шичкиной, их реализация за счет средств федерального бюджета не всегда осуществляется.
- Это продолжение темы создания объектов для обращения с отходами. Речь идет о строительстве полигонов, комплексов для захоронения мусора, а также предприятий по производству искусственных грунтов и твердого топлива из отходов. Это масштабные проекты, требующие значительных финансовых вложений, которые сейчас не предусмотрены. С 2019 года обсуждался проект новой экономики замкнутого цикла, но федеральное финансирование так и не было выделено. Теперь, с этого года, планируется его реализация, но федеральное финансирование не предусмотрено. Субъекты с низкой бюджетной обеспеченностью могут рассчитывать на дотации. Однако для многих регионов, включая Татарстан и Новосибирскую область, это все равно затруднительно. Наш проект стоит 10 миллиардов рублей, и взять эти средства из бюджета невозможно. Поэтому мы предлагаем предусмотреть финансирование за счет федерального бюджета, так как это федеральный проект, - отметила Шичкина.
Как подчеркнула спикер, сейчас экономическая ситуация в стране непростая, поэтому инвесторы ведут себя очень осторожно. В некоторых регионах даже приостанавливают реализацию концессионных соглашений из-за высокой ключевой ставки и трудностей с привлечением инвестиций.
- Проблема в том, что бюджетные субсидии не включаются в тариф. Это снижает нагрузку на население. Но деньги на строительство объектов, таких как мусорно-сортировочные комплексы, нужны немалые. К примеру, в Татарстане планируют построить пять таких комплексов на три миллиарда рублей. Где взять на это деньги? Вот профильные специалисты и просят, давайте введем вот такое финансирование: 30 процентов — из федерального бюджета, 30 процентов — из областного. Это немного поможет, хотя оставшуюся сумму все равно придется привлечь через тарифные источники и инвесторов. Инвесторские вложения будут включены в тариф, и в итоге население всё равно заплатит за это, - объясняет гостья из Новосибирска.
По словам Салихова, Татарстан попросил вице-премьера России Дмитрия Патрушева выделить регионам деньги на создание инфраструктуры для переработки ТКО. К сожалению, как отметил замминистра, пока эта просьба не получила поддержки, однако Татарстан надеется на пересмотр решения. Дополнительно было предложено возобновить субсидии на оборудование площадок для ТКО и установить базовый стандарт их накопления в многоквартирных домах.
Технологии искусственного грунта
По словам Шичкиной, министерство природных ресурсов и экологии России предлагает распространить на все регионы и объекты обязательную инициативу по снижению полигонных захоронений ТКО. Это нужно сделать во имя не только экологии, но и безопасности.
- Выбирая для компостирования органические отходы, мы предотвращаем их возгорание. Компостирование — это процесс переработки биологических отходов, которые могут выделять метан. Органические отходы измельчаются и помещаются в специальные контейнеры. Затем они подвергаются температурной обработке, в результате чего перегнивают. После этого процесса выделяются безопасные газы, которые удаляются и фильтруются. Готовый компост можно использовать в сельском хозяйстве или для пересыпки полигонов. Однако стоит учесть, что в процессе компостирования могут присутствовать технические примеси, такие как пластик. Несмотря на это, компост остаётся полезным и безопасным для использования, - разъяснила Шичкина.
Минприроды России, объясняет она, предлагает производить техногрунт. Это продукт, который можно использовать в различных целях: к примеру, для того, чтобы пищевые отходы не размещались на объектах в прямом виде, техногрунт помогает сделать так, чтобы органический мусор не гнил, не выделял газ, не горел и не привлекал птиц и грызунов.