ЖКХ
10 ноября 07:30
Автор материала:Павел Наумов

Изношенные коммунальные сети Татарстана толкают тарифы вверх

Тарифы растут, а зарплаты во многих регионах России не успевают за ними. Коммунальные службы утверждают, что даже при увеличении тарифов износ инфраструктуры продолжит увеличиваться.

Изношенные коммунальные сети Татарстана толкают тарифы вверх

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

«Ремонт съедает большую часть тарифной наценки»

С 2015 года цены на жилищно-коммунальные услуги в России существенно выросли. Связано это с ежегодной индексацией тарифов и рядом экономических факторов. По словам экономиста Евгения Федорова, за период с 2015 по 2025 год тарифы на услуги ЖКХ выросли значительно быстрее уровня инфляции. Однако конкретный процент роста для каждого домохозяйства зависит от региональных особенностей и структуры потребления.

- Основные причины роста цен на жилищно-коммунальные услуги в России — это инфляция и увеличение стоимости энергоресурсов. Общий уровень инфляции влияет на рост цен на все товары и услуги, включая ЖКХ. Рост цен на газ, электроэнергию и топливо для котельных напрямую отражается на тарифах за отопление и электроснабжение. Кроме того, износ и необходимость модернизации коммунальной инфраструктуры также играют свою роль. Значительная часть коммунальных сетей и оборудования требует ремонта или замены, и не во всех регионах есть на это достаточно средств, - отметил Федоров. 

Ранее министр строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана Марат Айзатуллин говорил, что в республике изношены 5,8 тысячи километров водопроводных, свыше 2 тысяч километров канализационных и более 1,5 тысячи километров тепловых сетей.

- В этом году Татарстан получил 4,4 миллиарда рублей по федеральной программе модернизации коммунальной инфраструктуры. Эти средства будут направлены на реализацию 44 проектов в 11 муниципальных образованиях. Благодаря этому будет заменено 135 километров инженерных коммуникаций, — отчитался министр. 

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Кроме того, в республике работает региональная программа с бюджетом 8,5 миллиарда рублей, которая предусматривает замену 269 километров сетей на 100 объектах. Но и этого мало, ведь, по словам Рустама Абдулхакова, директора МУП «Водоканал» Казани, на реконструкцию коммунальных сетей только в Казани потребуется 25 лет. И это возможно только при условии ежегодного выделения средств в размере двух миллиардов рублей.

По словам Федорова, индексация тарифов частично направлена на решение текущих проблем, ремонт и модернизацию коммунальной инфраструктуры. Кроме того, растут операционные расходы ресурсоснабжающих компаний. В эту категорию входят затраты на материалы, импортные компоненты и оборудование, услуги подрядчиков, а также повышение зарплат сотрудникам. С этого года 1,5 процента выручки ресурсоснабжающих компаний будут направляться на модернизацию коммунальной инфраструктуры. Это также повлияет на итоговый тариф.

Автор фото: Егор Затеев / ИД «Bечерняя Казань»

С 2015 по 2024 год средняя зарплата в стране, по данным Росстата, выросла в 2,6 раза. К середине 2025 года этот тренд продолжился, и средний доход превысил 100 тысяч рублей. А вот в первом полугодии 2025 года средняя зарплата в Казани составила примерно 91,4 тысячи рублей. Город занял 15-е место по уровню зарплат среди российских городов. При этом в 2015 году среднемесячный доход в Казани был около 33 тысяч рублей.

По словам Федорова, нельзя однозначно сказать, успевают ли зарплаты в России за ростом тарифов ЖКХ. Всё зависит от региона и уровня доходов каждого человека.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Если верить официальной статистике, то в последние годы реальные доходы россиян растут быстрее инфляции. Это значит, что доходы граждан увеличиваются быстрее, чем цены на товары и услуги, включая жилищно-коммунальные. Например, в 2024 году рост составил 7,3 процента, а за первые девять месяцев 2025-го — уже 9,2 процента. Однако ситуация различается в зависимости от отрасли и региона. В некоторых сферах, включая ЖКХ, зарплаты растут особенно быстро. За год к марту 2025 года они увеличились на 16 процентов, но в других областях рост может быть менее заметен, - уточнил Федоров. 

По его мнению, разница в средних зарплатах между регионами огромна, и это влияет на оценку. Например, в Москве и Санкт-Петербурге зарплаты значительно выше, чем в Ингушетии или на Чукотке. При этом стоимость жизни и тарифы на услуги тоже сильно различаются. Для людей с низкими доходами в менее благополучных регионах даже небольшое повышение тарифов может быть ощутимее, чем рост их зарплат, и в таких дотационных регионах России рассуждать о пропорциональности роста зарплат росту тарифов не приходится.

- Статистика показывает, что зарплаты растут быстрее инфляции и тарифов ЖКХ. Это подтверждает увеличение реальных доходов населения. Однако за усредненными данными скрывается значительное неравенство. Для многих, особенно с низкими доходами, счета за ЖКУ остаются серьезной финансовой нагрузкой. Они могут поглотить весь прирост зарплаты, - добавил эксперт.

Как отметил аналитик ФГ «Финам» Максим Абрамов, повышение тарифов на услуги ЖКХ, включая электроэнергетику, обусловлено не только инфляцией. На это влияют рост оптовых цен на электроэнергию, удорожание топлива (газа и угля), увеличение затрат на обслуживание и модернизацию инфраструктуры, а также рост сетевых тарифов и перекрёстное субсидирование.

- Чтобы сдержать рост цен на ЖКУ, правительство использует систему предельных индексов тарифов. Она ограничивает повышение платежей граждан. В отдельных регионах тарифы повышают постепенно, чтобы избежать резких скачков стоимости. Но эти меры дают ограниченный эффект. Большая часть инфраструктуры изношена. По данным Минстроя, в целом по стране коммунальные сети изношены примерно на 40 процентов, а в некоторых регионах этот показатель достигает 80 процентов. Без инвестиций проблема высоких тарифов останется нерешенной, - уточнил Абрамов.

Снижение соцнормы по электроэнергии 

Этой осенью Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила пересмотреть концепцию дифференциации тарифов на электроэнергию для населения, чтобы бороться с перекрестным субсидированием. Это явление заключается в том, что заниженные тарифы для одних потребителей компенсируются за счет других.

Среди мер, которые предлагает ФАС, можно выделить сокращение диапазонов социальной нормы потребления электроэнергии для населения; уменьшение числа потребителей, которые приравнены к населению; поэтапное упразднение понижающих коэффициентов и ограничение максимальной величины перекрестного субсидирования.

По данным ФАС, новые меры помогут снизить объем перекрестного субсидирования до 160 миллиардов рублей к 2032 году. Сейчас этот показатель достигает 340 миллиардов, а в последние годы растет из-за нелегального майнинга.

Еще на заседании правкомиссии по электроэнергетике в октябре были рассмотрены предложения ФАС по сокращению социальной нормы потребления электроэнергии для населения. В рамках актуальной  программы по устранению перекрестного субсидирования тарифы для населения искусственно занижают за счет повышения цен для промышленности, малого и среднего бизнеса, а также государственных учреждений. Поэтому на начало этого года объем перекрестного субсидирования достиг 339 миллиардов рублей, и его уровень продолжает расти, включая нелегальный майнинг криптовалют.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Изначально реформа электроэнергетики должна была постепенно сблизить тарифы для граждан и бизнеса, устранив перекрестное субсидирование. Однако на практике тарифы для населения остаются значительно ниже, чем для промышленных предприятий. Поэтому в рамках реформы ввели социальную норму потребления электроэнергии с дифференцированными тарифами. При этом учет ведется на лицевой счет, а не на каждого человека. Сегодня социальная норма потребления электроэнергии действует в 76 регионах России, и почти 90 процентов жителей укладываются в первый диапазон, что позволяет экономить ресурсы и снижать расходы. Благодаря перекрестному субсидированию в 2025 году было сэкономлено 31,6 миллиарда рублей.

Но ФАС  предлагает с 2027 года сократить максимальное потребление для граждан без электроотопительных установок до 1,2 тысячи киловатт-часов в первом диапазоне. Этот показатель будет постепенно снижаться на протяжении семи лет. ФАС также считает необходимым поэтапно отказаться от скидок и понижающих коэффициентов к тарифам для населения и приравненных к ним категорий потребителей. В частности, для населения во втором и третьем диапазонах все понижающие коэффициенты предлагается отменить уже в 2027 году.

Кроме того, ФАС предлагает увеличить темпы индексации тарифов на передачу электроэнергии для населения. Это должно превышать темпы для других потребителей и постепенно довести плату за электроэнергию для приравненных к населению категорий до экономически обоснованного уровня.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей