Вечером 20 апреля в Пестречинском районе Татарстана произошла очередная авария с детьми на квадроциклах. Возле села Кощаково 15-летняя девочка за рулем транспорта выехала на дорогу вместе со своим младшим братом на пассажирском сиденье. Квадроцикл столкнулся с попутно двигавшимся автомобилем и от удара перевернулся. В результате девочка получила тяжелые травмы, а пассажир, ее 12-летний братик, погиб.
«При совершении маневра перестроения она не предоставила приоритет в движении автомобилю, что привело к столкновению. От полученных травм мальчик скончался в автомобиле скорой помощи, его сестра госпитализирована», — отметили в пресс-службе Следственного комитета России.
После смертельной аварии в Татарстане возбудили уголовное дело по статье «Нарушение правил дорожного движения». Отмечается, что председатель СК России Александр Бастрыкин поручил руководителю республиканского Следкома Владимиру Липскому доложить о ходе расследования уголовного дела.
Печальная статистика
Это уже далеко не первая такая ситуация не только в России, но и в Татарстане. Только за прошлый год в республике произошло 24 аварии с участием детей на мототранспорте. В них погибли три ребенка, а пострадали 25. Например, в августе в Лениногорском районе 15-летний подросток на питбайке наехал на лошадь. Он опрокинулся и, получив тяжелые травмы, погиб на месте. Также в сентябре в Казани 13-летний школьник на квадроцикле столкнулся с мотоциклом, въехал в ограждение и скончался от полученных травм.
Последняя громкая история была у нас в сентябре - тогда на квадроцикле в ходе погони от полицейских погиб 13-летний мальчик. Правоохранители увидели транспорт без номеров на заправке, молодой человек попытался от них скрыться. В итоге подросток протаранил мотоцикл ГИБДД – от удара квадроцикл вылетел на обочину, ребенок потерял управление и разбился. После этого случая Госавтоинспекция Татарстана просила ограничить детям езду на питбайках и квадроциклах.
«Встречи с родителями проходят, но... когда уже поздно. Нам важно проинформировать население до происшествий, а не после», - комментировал статистику начальник отделения ГАИ по Казани Михаил Савин.
С начала 2025 года с участием детей до 16 лет в Татарстане зарегистрировано 75 ДТП. В ходе аварий 82 ребенка пострадали, двое погибло. С участием несовершеннолетних, управлявших транспортом, зарегистрировано всего две аварии: один подросток погиб, еще двое пострадали, рассказал «Вечерней Казани» представитель отдела пропаганды БДД УГИБДД МВД по Татарстану Рушан Шакиров.
«В 99% случаев покупают родители»
По словам автоюриста Владлена Копвиллема, чаще всего детям квадроциклы покупают родители. В других случаях у несовершеннолетних просто есть возможность взять технику родителей и кататься на ней безнаказанно.
- Одно дело, когда он катается в поле, еще можно как-то это понять. Питбайк — это спортивное снаряжение. Но большинство подростков так или иначе понимают, что все меняется, когда они выезжают на дорогу общего пользования. Кто-то больше осознает, кто-то меньше. В противном случае либо родители это не донесли, либо родители знают, что их ребенок ездит на квадроцикле или питбайке, но считают, что это нормально. Когда человек еще молодой, у него не всегда развиты инстинкты самосохранения - кажется, что можно успеть, проскочить, чтобы не быть пойманным. Начался летний период, каждую неделю где-то будет какой-то трагический случай, - уверен спикер.
С тем, что ответственность должны нести родители, согласен и редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
- На квадроцикле можно ездить лишь с 16 лет. Если родители купили детям квадроцикл, значит, деньги у них есть. Скорее всего, купили, может, на день рождения подарили, разрешили ездить на нем или ребенок взял транспорт самовольно. Для родителей должна быть более жесткая ответственность за действия своих детей, - уверен спикер.
«Нет другого выхода, кроме как полностью запретить покупку питбайков»
Ситуацию можно изменить лишь с помощью высоких штрафов, полагает Копвиллем. Родителей должны наказывать за передачу питбайка или квадроцикла человеку, заведомо не имеющему водительского удостоверения.
- Надо штрафовать. Но без активного участия полиции, ведь сотрудников полиции у нас не хватает. Если ГАИ поймает ребенка, она выпишет владельцу транспорта штраф в 30 тысяч рублей. Много это или мало? Для кого-то очень много, для кого-то нет. Потом, наверное, надо детей обучать, объяснять, что можно, что нельзя. Но это работает, к сожалению, на длинном отрезке. Мы же хотим, чтобы уже завтра ситуация изменилась, — обращает внимание автоюрист.
Другое мнение высказал бывший депутат Госсовета РТ, ректор ИСГЗ Раиль Шамсутдинов. Прошлым летом на заседании Госсовета он выступал за ужесточение контроля за питбайками и квадроциклами. Он считает: чтобы переломить ситуацию, нужно работать как со школами, так и с родителями.
- В прошлом году все районные отделы образования, все школы, директора и родители были уже в этом плане информированы, — рассказал Шамсутдинов. — Но со временем работа сошла на нет. Потому что питбайки — это вещь сезонная. Сейчас, весной-летом, снова возникает ситуация, когда детям покупают такие «игрушки». Работа была проделана, но она временная, не системная. Как у нас что-то случилось, так мы сразу реагируем. Пока не случилось ничего — дело не двигается.
Как отметил спикер, питбайки и квадроциклы можно даже купить на маркетплейсах. Это доступно любому ребенку, у которого есть пара десятков тысяч рублей. Родители могут даже не знать, чем на самом деле занят их сын или дочь — думают, что он просто ушел гулять во двор. Поэтому такие ситуации и происходят, считает собеседник.
- Здесь нет другого выхода, кроме как полностью запретить покупку питбайков. Или разрешить их использование только во время спортивных соревнований, чтобы ни в коем случае, даже, например, в поле, в горах, не было доступа у детей. Может, запретить надо, но это очень долгий процесс. Здесь надо вносить изменения в федеральное законодательство, а потом и договариваться с бизнесом. Пока к этому вот мы не пришли, — заключил эксперт.
Безопасность детей на дорогах остается на повестке
Как раз ужесточить законы после трагедии в Пестречинском районе предложила уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец. Как отметила омбудсмен, в неумелых детских руках этот транспорт становится угрозой не только окружающим, но и самим несовершеннолетним «водителям».
- Настаиваю на введении серьезных штрафов для родителей, разрешающих своим детям ездить на квадроциклах, мопедах и мотоциклах без соблюдения установленных норм и требований. Мною предложено ввести возрастные ограничения для управления такими транспортными средствами, установить обязательное требование иметь водительские права соответствующей категории и значительно повысить уровень санкций за нарушения, — отметила Волынец в беседе с корреспондентом «Вечерней Казани».
Но никакие штрафы не вернут погибшего ребёнка. За обеспечение безопасности ребенка в первую очередь отвечают родители, напомнила Волынец.