Смерть офицера оставила татарстанских следователей равнодушными
Более двух лет супруга погибшего в ДТП отставного офицера ДОСААФ пытается добиться возбуждения уголовного дела по факту гибели мужа. Следствие не разглядело в его смерти преступления, однако прокуратура считает иначе.

Смертельная авария, столкнувшая лбами органы внутренних дел и татарстанскую прокуратуру, произошла 30 ноября 2022 года в районе шести часов вечера. Всего в 30 километрах от Альметьевска, на трассе, ведущей к Набережным Челнам, «Киа Рио» под управлением 64-летнего Олега Гулича врезалась в прицеп грузовика, перегородившего всю полосу.
Стрелка спидометра легковушки замерла на 69 километрах в час, при этом тормозного пути эксперты не зафиксировали. Буквально за секунду автомобиль «проехал» под прицепом, приняв основной удар на крышу – столкновение просто срезало ее, не оставив и шанса водителю и пассажиру «Киа».

Смерть двух мужчин наступила мгновенно.
Просто не заметил?
Официальная версия случившегося – несчастный случай. Ровно такое суждение можно сделать после ознакомления с рядом «отказных» постановлений от ГСУ МВД по РТ. Следствие считает, что ни водитель легковушки, ни водитель «КамАЗа» в аварии не виноваты, а значит, и оснований для возбуждения уголовного дела нет.
Впрочем, первый заместитель прокурора Набережных Челнов Айдар Галиев все же усмотрел в деле признаки преступления – и уже, как минимум, в третий раз отменил отказ в возбуждении «уголовки» по этому делу. Теперь до 28 марта следствие должно поставить прокуратуру в известность о результатах новой экспертизы, «стандартно» провести которую решили в связи с последней отменой отказного постановления.
Отметим, что действовало надзорное ведомство все же с подачи адвоката Ольги Галич Азата Ахмадиева — все жалобы юриста первый запрокурора Челнов удовлетворил.

Так что же произошло на дороге? Как «Вечерней Казани» рассказал водитель «КамАЗа» Ильнур Кашапов, в тот роковой вечер он свернул на разворотную петлю трассы, но, выезжая с нее, не рассчитал габариты прицепа и решил сдать назад – именно в этот момент в него врезалась легковушка. Кашапов признался, что объехать его было невозможно.
Вдова погибшего водителя Ольга Гулич считает, что прицеп не был достаточно освещен и поэтому ее муж просто не успел вовремя разглядеть препятствие. Злую шутку сыграли также и погодные условия: не стоит забывать, что авария случилось поздней осенью, в слякоть и при движении с ближним светом – при дальнем свете водители просто слепили бы встречную полосу. При этом опирается женщина на данные экспертиз.
Кашапов, впрочем, с ней не согласен: на следствии он признавался, что видел свет фар приближающегося авто «на горизонте» примерно в километре от себя и полагал, что время для маневра есть. При этом освещение прицепа он называет более чем достаточным: прежде чем совершить опасный маневр, водитель грузовика якобы включил прожектора, освещающие платформу.
Но в таком случае загадкой остается отсутствие тормозного пути.

Следствие тем временем опирается на экспертизы, в которых говорится, что водитель легкового авто затормозить все же мог, но при условии, что у грузовика были исправны габариты. Либо «Киа» должна была двигаться с включенным дальним светом.
Однако из независимой экспертизы, проведенной по инициативе потерпевшей стороны, следует, что «КамАЗ» перевозил трубы «со следами эксплуатации и остатков нефтепродуктов», из-за чего борт прицепа был загрязнен, при этом там также отсутствовали контурные огни, что является нарушением.
Почему дело не возбуждают?
Адвокат вдовы водителя «Кио Рио» Азат Ахмадиев в разговоре с журналистом «Вечерней Казани» поделился, что крайне странным для него выглядит позиция следствия, которое при наличии двух трупов не возбуждает дела. Это нормальная практика, говорит юрист, когда по факту гибели участников ДТП силовики возбуждают «уголовку», проводят всевозможные проверки и экспертизы, а после устанавливают виновника аварии. В случае, если виновников нет, дело можно прекратить.
Примечательно, что на «первичном осмотре» места происшествия следователь все же усматривал признаки преступления по части пятой статьи 264 УК РФ: «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». А сотрудники ГИБДД Татарстана на месте полагали, что «предварительная» вина в аварии лежит на водителе «КамАЗа».

– У нас есть прекрасный пример работы Следственного комитета: они не стесняются возбуждать уголовные дела, в рамках которых они проводят именно экспертизы. Не экспертные исследования, а экспертизы – это большая разница, между прочим. И уже в ходе проверки доводов сторон они не стесняются и прекращать дело, если не находят оснований направлять его в суд. Но вот МВД эту практику на вооружение почему-то не берет, – рассказал «Вечерней Казани» председатель коллегии адвокатов, адвокат бюро «Чубаренко и партнеры» Вениамин Чубаренко.
Собеседник издания подчеркнул, что наиболее полная и глубокая экспертиза по делу проводится лишь после возбуждения уголовного дела – в остальных случаях это скорее экспертное исследование. При этом по делу о смертельном ДТП крайне важно проанализировать видимость дорожной обстановки, а это делается в рамках следственного эксперимента, однако без возбуждения уголовного дела процессуальный статус таких проверок будет иметь меньший вес, чем при полноценном следствии.

Казанский адвокат Владимир Якимов также рассказал «Вечерней Казани», что в его практике проблем с возбуждением «уголовки» при смертельных ДТП не было.
– Скорее всего, в деле проведена автотехническая экспертиза, которая показала, что грузовая машина в момент столкновения стояла. А в любом ДТП по умолчанию виновен тот, кто врезался в стоящую машину. Неважно, хоть она на встречной будет стоять: и не дай бог человек движется в своей полосе и врежется в нее, он все равно будет виноват, – рассказал один из собеседников нашего издания, хорошо знакомый с методами работы следствия.
Эксперт «Вечерней Казани» отметил, что делу «не дают ход», вероятно, потому, что никто не видит в нем судебной перспективы, а заниматься тем, что потом «полетит в корзину», нецелесообразно. Единственный выход, говорит наш источник, писать всевозможные жалобы, чтобы заставить систему работать.

Водитель Кашапов работает на индивидуального предпринимателя Аюпова Рустама Халильевича, некогда связанного также с ООО «Спецтранспортнефтесервис».
Выручка общества за последний год превысила 206 миллионов рублей, а прибыль составила всего 55 тысяч. Примечательно, что прицеп в момент ДТП был загружен мостками для складирования труб, используемых в нефтяных скважинах.
Кем были участники ДТП?
Погибший водитель «Киа Рио» работал водителем в ООО «Грань» — в Альметьевск он возил главного специалиста организации, чтобы подписать документы, касающиеся недавно построенной их компанией школы «Адымнар-Альметьевск». Пассажиром легковушки был 47-летний Равиль Латыпов.
Как «Вечерней Казани» рассказала супруга погибшего водителя «Киа Рио», ее муж был офицером запаса в ДОСААФ, в отставку вышел в звании капитана. При этом мужчина не имел вредных привычек, был очень дотошным и скрупулезным человеком, а значит и говорить о том, что его авто могло быть неисправным, не приходится, считает Ольга Гулич.
А вот в личном деле водителя «КамАЗа», увы, присутствуют нелестные характеристики: так, он дважды лишался прав на 18 месяцев, а право управлять грузовиком с прицепом получил лишь за год до трагедии. При этом как-либо компенсировать ущерб потерпевшей стороне он не стал — мужчина лишь однажды выразил соболезнования семье погибшего водителя легковушки, после чего их коммуникация «прервалась».
Мужчина утверждает, что произошло это по инициативе самой Гулич — и настаивать на помощи тот не стал. Впрочем, в разговоре с журналистом «Вечерней Казани» Ильнур Кашапов признался, что при необходимости «поможет чем сможет».
Подписывайтесь на нас в Дзен!
С января в республике тарифы на ЖКУ вырастут на 1,7%, а в октябре — на 18,2%. А небольшие УК могут обанкротиться из-за изменений правил УСН и перехода на общую систему налогообложения, что снова может привести к повышению цен.
Кабмин Татарстана наконец выбрал вариант трассировки дороги-дублёра Оренбургского тракта, однако этот вариант вызвал критику. Эксперты считают, что с обществом решение так и не обсудили.
После новости о согласовании варианта дублера Оренбургского тракта казанцы выразили недовольство отсутствием обсуждений проекта с экспертным сообществом. На круглом столе пришли к выводу о необходимости создания другого варианта дороги.
Заведения общепита отмечают рост количества броней на новогодние праздники. Это возможность провести время вне дома и избавить себя от лишней суеты. Однако такая роскошь стоит немалых денег.
«Снежные флешбэки» преследуют градоначальника - Метшин готовится к первым серьезным зимним осадкам. А также обрушился с критикой на медлительных коллег и готовится наказывать нерадивых автомобилистов через «Госуслуги».












