Происшествия
20 November 07:36
Автор материала:Степан Белоенко

«Как в Татарстане нигде не воруют»: подрядчик «Волгадорстроя» сдал Миннуллина

Сергей Салихов, давший показания против владельца «дорожной империи» Айрата Миннуллина, раскрыл все карты. Бизнесмен подробно описал схему хищения миллиардов при строительстве трассы М-12.

«Как в Татарстане нигде не воруют»: подрядчик «Волгадорстроя» сдал Миннуллина

Автор фото: Степан Белоенко / ИД «Вечерняя Казань»

В Кировском районном суде Казани продолжили оглашение обвинительного заключения по уголовному делу в отношении директора «БСЛ-Инжиниринг» Сергея Салихова. Он обвиняется в семи экономических преступлениях по статьям о: «растрате», «злоупотреблении полномочий», «отмывании», «невыплате зарплаты», «неуплате налогов» и «неправомерных действиях при банкротстве».

На свое третье судебное заседание Сергей Салихов пришел в приподнятом настроении. Это его первое появление на публике после громкого ареста владельца «Волгадорстроя» Айрата Миннуллина. Напомним, дорожника взяли в аэропорту Казани при попытке вылететь в Краснодар. Его подозревают в хищении 2,5 миллиарда рублей и растрате 6,5 миллиона при строительстве платной дороги М-12. Поводом для возбуждения дела стали показания Сергея Салихова.

Деньги украли и начали поднимать показания

В беседе с журналистом «Вечерней Казани» Салихов подтвердил, что его вызывали для дачи показаний перед задержанием Миннуллина. Однако триггером запуска разбирательства стали протоколы допроса, собранные силовиками при расследовании обстоятельств, которые рассматриваются сейчас в суде.

Автор фото: Степан Белоенко / ИД «Вечерняя Казань»

— Я все эти показания на стадии следствия говорил. В материалах моего уголовного дела все это есть, но следствие игнорировало. Доказательства не изучались, юридическая оценка моим показаниям не давалась никакая, а часть доказательств было укрыто, часть протоколов уничтожены, вместо них подложные. Они без подписи адвоката и без моей, имеют искаженные сведения, то есть следствие работало в интересах Миннуллина, чтобы придать юридической оценке по хищению, обвинив меня. Сейчас, видимо, обстоятельства сложились неопровержимо, видно, что деньги украл, и начали поднимать мои показания. Собственно я свои показания принес им и он [Айрат Миннуллин] сразу в тюрьму, — рассказал Сергей Салихов.

По мнению собеседника, экономические дела — специфические, построить обвинения лишь на показаниях недостаточно. Преступление всегда оставит «цифровой и документальный след», поскольку за операции отчитываются в налоговой. Сергей Салихов уверен, что количество эпизодов у Айрата Миннуллина прибавится, ведь задержали его только за неопровержимые доказательства, собранные банком. Вопросы могут возникнуть также по линии налоговых нарушений.

Также Салихов прокомментировал «Вечерней Казани» показания в части возможности покинуть Россию Айратом Миннуллиным в обход пограничного контроля. Оказалось, такую информацию он рассказал ему в личной беседе.

— Насколько мне известно, установлен факт вывода денежных средств за границу, и они [«Волгадорстрой»] этим каналом активно пользовались. Я давал показания заранее, а потом его берут в аэропорту с билетами в Краснодар. Он мне рассказывал в 2020 году, при строительстве БКК [Большое казанское кольцо] это было, схему эту посветил. Ну пусть считает, что я его оговорил, мне-то что? Я следствию рассказал, я ведь подписку даю, я не могу молчать, — объяснил собеседник.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Схема обмана


Но как можно было построить дорогу, если, по версии следствия, украдены миллиарды? Сергей Салихов поделился своими догадками на этот счет. Все дело в авансовой схеме работы с застройщиками. Когда деньги берут без готового проекта и многочисленных смет, по которым можно контролировать ход строительства и расход средств.

— А потому что так, как в Татарстане, никто больше не ворует. Ничего смешного, это констатация факта. Это из-за практики, когда деньги получают в виде аванса. Строят-то по проекту, думаете, не было проекта? Был, просто в Главгосэкспертизу не отправляли, чтобы получать авансовые деньги. За авансовые деньги невозможно проконтролировать их расход — нет бюджетной росписи, сметы. Когда ты строишь по проекту, есть смета, там написано, что ты можешь покупать, конкретно каждый пункт, сколько ты за работу должен платить, сколько прибыли, все установлено экспертом Главгосэкспертизы России. А тут нет, деньги просто падают, ты с ними что хочешь делаешь, — говорит Салихов.

Согласно его версии, после нецелевого расходования средств подрядчик получает официально проектную документацию. И здесь махинации продолжаются, поскольку на руках появляются комплексы сметных форм (КС), а это уже документ, показывающий прозрачность расчетов. По этим бумагам можно получить кредиты в банках, они юридически являются залогом. Или можно предоставить субподрядчику, чтобы получить авансом товары или услуги.

— Несешь эти КС-ки партнерам своим, скажем, на солярку. Просишь авансом на 460 миллионов рублей открыть кредитную линию. Можно металл также взять, бетон, прикрываясь этими КС-ками, якобы заказчик просто не платит пока. Собрав со всех денег, ты падаешь в банкротство, ну и, разумеется, находишь козла отпущения. В данном случае меня пытаются таким сделать. Вот вам вся схема мошенничества. Нигде, ни в одном регионе нет такого, а здесь — пожалуйста. Изобрел, реализовал, еще и уехать хотел (про Айрата Миннуллина.«ВК»), — завершил Салихов.

Автор фото: Степан Белоенко / ИД «Вечерняя Казань»

Дело «БСЛ-Инжиниринг»

Старт судебных разбирательств в отношении самого Сергея Салихова произошел еще в середине октября. На протяжении трех процессов обвинение огласило пять эпизодов, вменяемых подсудимому.

Согласно материалам уголовного дела, руководитель «БСЛ-Инжиниринг» обвиняется в растрате 76 миллионов рублей. Якобы при выполнении контракта с «Волгадорстрой» Салихов потратил деньги нецелевым образом, а именно закупал запчасти для ремонта автомобилей Toyota и Mercedes, путевки за границу для себя и семьи.

В эпизодах злоупотребления полномочиями компания не предоставила «Волгадорстрою» отчетность по истраченным деньгам в сумме более миллиарда рублей и другие фиктивные платежи. Также фигурируют эпизоды по отмыванию 12 миллионов, невыплате зарплаты 23 сотрудникам на сумму 2,8 миллиона, неуплате налогов на 146 миллионов, неправомерными действиями при банкротстве с причинением ущерба на 102 миллиона.

Окончательное оглашение обвинительного заключения планируется в начале декабря. Тогда же станет известна позиция Сергея Салихова, однако во время предварительного следствия и позже он неоднократно заявлял прессе о своей невиновности.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей