19 марта 2024 07:09

Автор материала: Андрей Мартыгин

ФСБ разработала свидетелей по делу о взятках полковника МЧС Татарстана

В Кировском районном суде Казани допросили трех предпринимателей, которые, как установило следствие, давали взятки начальнику надзорного отдела ГУ МЧС Татарстана Линару Сунгатуллину. В общей сложности подсудимый получил 5,3 миллиона рублей.

Андрей Мартыгин / «Вечерняя Казань»

Коррупционная схема проста: фирма, директор которой «отстегивал» Сунгатуллину, заключала контракты с различными бизнесами на проведение независимой оценки пожарной безопасности. И чтобы эта оценка была зарегистрирована в МЧС, нужно было принести подсудимому 10% от этого контракта.

Суммы бывали разные: от 10 до 60 тысяч рублей, но регистрация отдельных экспертиз не все, чем занимался Сунгатуллин – были эпизоды и покрупнее, уверено следствие. Например, за 100 тысяч рублей предприниматели получали лицензии, которые позволяли бы фирме, к примеру, использовать определенную противопожарную краску на объекте.

Только по одному допрошенному в суде свидетелю стало известно об оформлении порядка 40 таких лицензий. По закону, за услугу предприниматель должен заплатить лишь около семи тысяч рублей, а регистрация независимой оценки пожарной безопасности делается и вовсе бесплатно.

Три свидетеля, три буквы

«Бери ношу по плечу, чтоб не падать на ходу. Вот что я могу сказать», – с такими словами к залу заседания подошли трое свидетелей, прибывших из Набережных Челнов. Настроены они были вполне добродушно – обсуждали между собой семейные вопросы, спрашивали где у друг друга сейчас сыновья, шутили.

– Интересно, а я могу выставить счет государству за потраченный бензин? – спрашивал один другого.

– Не надо, боком выйдет, – отшучивался второй.

Автор фото: Андрей Мартыгин / «Вечерняя Казань»

Но волнение за юмором спрятать не удалось – перед судьей у свидетелей дрожали руки, а кто-то от нервов говорил заметно громче и резче. Не успел председательствующий задать вопрос о личности, как на него тут же последовал ответ: «Асылов Ренат Фирдинантович, седьмое декабря 81-го года, директор ООО «Эксперт», – проговорил первый свидетель.

— Мой эксперт вносит в программу данные здания: высоту, широту – и программа считает пожарные риски. Основное – это чтобы люди во время пожара успели эвакуироваться, — так Асылов описывает деятельность своей компании, основное направление которой — независимая оценка пожарной опасности.

Перед тем как зайти в зал суда, мужчина почему-то решил снять свои огромные золотые часы, хорошо разглядеть которые можно было в коридоре перед стартом процесса. Вероятно, облегчив свое запястье, он спас аксессуар от царапин – дрожь в руках по ходу допроса не прекращалась.

Зато абсолютно спокоен был гособвинитель Рамиль Гильмутдинов – за свои золотые часы он явно не боялся и просто попросил Асылова рассказать, «что знает».

Тот раскрыл схему 10 процентов за регистрацию независимых оценок, а также сказал, что приносил деньги лично в кабинет Сунгатуллину — прямо в главное здание Управления МЧС республики. Приносил наличкой в конверте — и однажды даже в качестве взятки оплатил подсудимому кондиционер: «не дешевый и не дорогой, в районе 50 тысяч рублей».

Отвечая на вопросы защиты, Асылов заявил, что всего было 8-10 подобных свиданий. После одного из них мужчину пригласили в ФСБ, где произнесли заветное «взятка должностному лицу», после чего свидетель и начал давать показания. Как следует из допроса в ходе предварительного следствия — добровольные.

По своей ли воле свидетель пошел в ФСБ или его туда пригласили — точно не помнит.

Палки в колеса бизнесу

В случае отказа предпринимателей платить за бесплатные услуги от МЧС Сунгатуллин, по словам допрошенных, «докапывался до документов» и находил как бы законные методы для отказа.

– Причина отказа: несоответствие, неправильность документов, еще что-нибудь. То не подходит стаж, то не подходит оборудование – на самом деле все соответствует. Да, там были такие нюансы, когда не хватало документов на оборудование, но по законодательству разрешается от двух до трех приборов иметь. И лицензию нужно было выдавать, не препятствовать, – заявил директор ООО «Мой дом» Владимир Разуваев.

Его фирма тоже занимается пожарной безопасностью — Разуваев платил Сунгатуллину за те самые лицензии.

Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

— Ко мне подходили люди, фирмы, просили помочь оформить лицензии. Я оформлял документы полностью, подготавливал документы на оборудование, после чего относил деньги Линару Сунгатуллину, чтобы он зарегистрировал лицензию, — заявил свидетель.

Разуваев давал взятки не всегда: до 2015 года все работало по-честному, но с назначением Сунгатуллина на пост начальника надзорного отдела ГУ МЧС Татарстана правила игры вдруг изменились — 100 тысяч рублей стали стоить лицензии, а независимые оценки — 10% от суммы контракта.

Также свидетели рассказали, что из-за участия в уголовном деле у них сорвалось несколько сделок.

Позиция защиты

Свою вину подсудимый не признает, утверждая, что показания свидетелей ни на чем не основаны — они не могут подтвердить виновность Сунгатуллина ни аудио, ни видеосъемкой.

Также адвокаты подсудимого Андрей Белов и Ильшат Гильманов уверены, что за лицензии их доверитель не отвечал, а эта часть обвинения наиболее «жирная».

Полностью раскрывать свою позицию до допроса Сунгатуллина адвокаты отказались. Также говорить отказалась и супруга подсудимого, пришедшая, но не оставшаяся на суде.