Происшествия
06 November 08:30
Автор материала:Андрей Мартыгин

Дело FrendeX разваливается в суде? Вкладчики пирамиды отказываются от исков

«Инвесторы», потерявшие на проекте сотни тысяч и даже миллионы рублей, заявляют, что не знают подсудимых, – некоторые из них вдруг отказались от претензий.

Дело FrendeX разваливается в суде? Вкладчики пирамиды отказываются от исков

Автор фото: Егор Затеев / ИД «Bечерняя Казань»

Вахитовский райсуд Казани приступил к допросу потерпевших по делу финансовой пирамиды FrendeX, ущерб от деятельности которой силовики оценили в более чем 134 миллиона рублей. Из трехсот обманутых вкладчиков свои показания уже успели дать порядка 30 человек – часть из них заявила об отсутствии претензий к обвиняемым, отозвав по делу гражданские иски: «изумрудные директора» компании оказались им попросту незнакомы.

Впрочем, для большинства потерпевших это обстоятельство преградой не стало – на последнем процессе приглашенные в суд вкладчики FrendeX пожелали вернуть вложенные средства за счет неизвестных им подсудимых.

Напомним, что в статусе обвиняемых по делу проходят пять человек — это Алексей Богомолов, Андрей Лобанов, Рамис Миндияров, Азат Насыбуллин, Алексей Тришаков. Каждому из них следствие и прокуратура вменяют «мошенничество в особо крупном размере» (часть 4 статьи 159 УК РФ). Максимальное наказание составляет 10 лет лишения свободы, никто из фигурантов дела вину не признал.

«Изумрудные директора»

По версии обвинения, финансовая пирамида FrendeX появилась на свет еще в январе 2020 года — казанский предприниматель Дмитрий Пичугин (ныне заочно арестованный) собрал вокруг себя единомышленников, обладающих практическими навыками агрессивного маркетинга.

Вместе они создали виртуальную платформу FrendeX и стали позиционировать ее как «автоматизированную систему генерации прибыли». Все держалось на легенде о трейдерах — FrendeX якобы стала площадкой, на которой работали биржевые спекулянты, вот только спекулировали они не собственными средствами, а средствами вкладчиков. Вкладчики же за доверие капитала получали процент от прибыли компании: до 2% от депозита в день.

По словам потерпевших, «зазывалы» FrendeX утверждали, что организация также занимается вполне себе традиционной торговлей товарами из Китая и инвестирует «излишки» в недвижимость и другие активы. Следствие, впрочем, считает, что ничего этого не было и держалась «инвестплатформа» благодаря новым вкладчикам. Они же позволяли старым вкладчикам FrendeX получать бонус к своему депозиту. Все по классике финансовых пирамид: приведи друга — получи бонус. И наиболее преуспевающие в этом пользователи платформы оказались на скамье подсудимых.

Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»

Следствие считает, что каждый из пятерки обвиняемых внутри компании имел статус «изумрудный директор» – так во FrendeX отмечали сотрудников, ответственных за офис. В обязанности же подсудимых входило проведение конференций, обучение новичков и разработка плана развития «филиала». Всего, по данным прокуратуры, у скам-проекта было 23 офиса.

Их деятельность прекратилась уже в августе 2021 года – сначала компания ввела ограничения на вывод средств, а после и вовсе закрыла эту возможность. Примечательно, что «схлопнулась» FrendeX всего через месяц после Finiko.

Потерпевшие, которые не знают подсудимых

На последний процесс лично явились в суд лишь двое из более чем 10 приглашенных потерпевших – после того как стороны их допросили, помощник прокурора Вахитовского района Казани Никита Муравьев перешел к оглашению показаний остальных обманутых вкладчиков. Защита оказалась не против зачитывания протоколов их допроса на следствии, что уже можно назвать нетипичным – особенно на фоне дела Finiko.

Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»

Там адвокаты подсудимых вызывают в суд абсолютно каждого потерпевшего, из-за чего за год свои показания дали лишь 30 человек, в то время как по делу FrendeX это же число вкладчиков оказалось допрошено меньше чем за месяц. В первом случае обвиняемые рискуют отбыть наказание (или большую его часть) в СИЗО – во втором, даже в случае обвинительного приговора, подсудимые могут оказаться на свободе раньше «финикийцев».

Впрочем, защита по делу FrendeX настроена совсем не пессимистично. Так, по словам адвоката Владимира Якимова, отстаивающего интересы подсудимого Тришакова, в деле нет доказательств, свидетельствующих о том, что обвиняемые причастны к созданию платформы – они были такими же вкладчиками, как и остальные, и так же, как и все вкладчики, получали процент за привлечение новых пользователей.

Также из материалов дела неясно, кто именно был причастен к созданию структуры организации, как неясно и куда именно якобы выводились деньги вкладчиков. В деле просто нет соответствующей экспертизы, рассказал адвокат Якимов.

И наиболее иллюстративно эта позиция выглядит на фоне допроса вызванных в суд потерпевших – первым из них оказался некто Агаев. Пенсионер неразборчиво назвал свое имя, когда суд устанавливал его личность, в суде он также рассказал, что является инвалидом третьей группы и перенес несколько инсультов. На вопрос же о том, при каких обстоятельствах мужчина «проинвестировал» в проект 210 тысяч рублей, сказал, что связался по телефону с «Розой Френдекс», которая сказала, что эти деньги пойдут на закупку товара в Китае, а с его последующей перепродажи вкладчик получит свой процент. При этом Агаев заявил, что с некой Розой он связался через Айгуль, с которой вместе «работал на одном рынке». Лично Розу потерпевший не видел.

При этом никаких доказательств перевода средств и даже владения картой у мужчины не оказалось. Отвечая на вопросы защиты, мужчина сказал, что вопросами инвестиций «в телефоне» занимался его сын, только демобилизовавшийся из армии.

Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»

– Скажите, пожалуйста, вот вы сказали, что подсудимых не знаете. А кто-нибудь из них вам материальный ущерб какой-то причинял? – спросил у потерпевшего адвокат Айрат Исмагилов.

– Нет, нет, нет! – ответил потерпевший Агаев.

После этого вопросы начал задавать председательствующий Ильдар Салихов:

– Потерпевший, вами заявлен гражданский иск на 210 тысяч рублей. Желаете взыскать с подсудимых эти денежные средства? – спросил судья.

– Как понять? – уточнил Агаев.

– Желаете вернуть эти деньги?

– Конечно желаю! Как это? Я… Инсульт был у меня, я инвалид третьей группы.

– Если данные граждане будут признаны виновными, какое наказание к ним применить?

– Не знаю, сам реши, – ответил потерпевший, после чего вышел из зала.

Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»

Вторым потерпевшим оказался Фанис Ахметгалиев – мужчина вложился во FrendeX по совету коллеги. Он перевел деньги на карту «нужному человеку», чтобы тот купил криптовалюту и перевел эквивалент вложенной суммы уже в личный кабинет FrendeX. Он уточнил, что находился в «ветке Мадиярова», однако никаких средств из обещанных «двух процентов в день» получить не смог.

– Да в целом особых действий не было, как бы у коллеги спросил: «А чё, вывод будет, не будет?» Понятно дело стало, что, скорее всего, это пирамида, и далее уже я готов был попрощаться с этими деньгами, – ответил потерпевший на вопрос, какие действия он предпринимал для возвращения средств после «заморозки» счетов FrendeX.

Деталей той сделки мужчина «за давностью лет», как он сам выразился, не помнит – и потому гособвинитель Никита Муравьев огласил его показания на следствии. Оказалось, что вложился мужчина в FrendeX по совету своей супруги – та узнала о проекте из соцсетей, поскольку была подписана на Айдара Миндиярова и Эльвиру Миндиярову и других участников ветки.

Окончательное решение вложиться в проект Ахметгалиев принял после того, как увидел, что участники платформы покупают машины и регулярно бывают за границей. Доверия прибавило и то, что Миндиярова является дальней родственницей супруги. В июне 2021 года потерпевший вложил 620 тысяч рублей. В качестве доказательств своих инвестиций он предоставил скриншоты с «Бинанса» и личного кабинета FrendeX, в котором регистрировался лично.

Подсудимых Ахметгалиев не знает, но гражданский иск по делу подтвердил — и средства получить пожелал именно с пятерки обвиняемых. При этом на следствии подсудимый заявил, что о рисках, правда незначительных, его все же предупреждали.

Ожидается, что следующее заседание по делу состоится уже 20 ноября.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей