Такую бы энергию да в мирных целях!
Дожала все-таки татарстанская номенклатура федеральную! Значит, паспорт у жителей республики будет хотя и общероссийский, но немножко и местный - со страни ...
Но если взвешивать успехи и неудачи официального Татарстана на поле паспортной борьбы, то надо признать: в главном он все же проиграл. Пятого пункта, даже добровольно вносимого органами (с согласия граждан, разумеется) в новом документе не будет. А ведь весь сыр-бор некогда разгорелся именно из-за этого. Сколько гневных голосов прозвучало насчет утраты национальной идентичности, сколько пламенных патриотов заявляло об отказе получать паспорт без драгоценной записи! И что же теперь?
Теперь официальные лица РТ, радуясь выигранному сражению за национальные страницы, мимоходом добавляют: а пятый пункт будет вписываться в... свидетельство о рождении по достижении гражданином 16 лет. Прямо скажем, такого ноу-хау еще не знала мировая практика! Всегда и везде данный документ был именно тем, чем он должен быть по названию. То есть удостоверением акта рождения такого-то от таких-то, там-то и тогда-то. И что-либо вписывать в эту бумагу после регистрации рождения - тем более, через 16 лет - это, согласитесь, абсурд!
Но абсурд с точки зрения обычной логики. Логика чиновников диктует другое: если нужно взять человека на учет, так можно достать его хоть через задний карман брюк, где лежит квитанция об уплате за бандероль. Не важно, что метрикой гражданин пользуется крайне редко - важен принцип! Коммунистам и посткоммунистам чуждо понятие о том, что этническое самоопределение - дело чисто личное, не регулируемое никакими документами. И сколько ни доказывай нелепость и несправедливость указания национальности в документах, удостоверяющих личность, они найдут способы ее зафиксировать, и притом достаточно жестко.
Особенность борьбы за пятый пункт в Татарстане еще и в том, что на нем основана драгоценная идея суверенитета. Что бы ни говорили официальные идеологи про благополучие и стабильность, даруемую всем жителям республики, без национальной подкладки из всей затеи вряд ли бы что вышло. И не случайно, как только обозначается хоть минимальная угроза благополучию правящей элиты, так из-за кулис появляются траченные молью фигуры, выдающие себя за единственных радетелей национальной чистоты и спасителей от ассимиляции.
Вернемся к свидетельству о рождении. Уж не собираются ли чиновники Татарстана придать ему роль второго паспорта? Если можно через 16 лет вписывать туда национальность, то почему бы не вписывать семейное положение, домашний адрес и прочие приметы? И ведь как удобно: в отличие от паспорта, тут значится национальность обоих родителей (жаль, что не дедушек с бабушками). Стало быть, при выяснении достоинств претендента на руководящую роль можно установить вдвое больше важных деталей, нежели из паспорта. Правда, пока что для приема на работу метрика не требуется, но что мешает включить ее в список обязательных документов...
Оппонент скажет: ладно, вы против указания национальности в свидетельстве о рождении, но где же тогда ее указывать? Нигде - скажу я, и пусть оппонент падает в обморок. Этнос, этническое сознание - вещь объективная и субъективная одновременно, но уж никак не официальная. Религию, идейные позиции, музыкальные вкусы мы ведь в документы не вписываем? А чувствовать себя русским, татарином, чувашем или скифом человек может независимо от того, кто он по бумагам. Тем более в стране, где у каждого второго смешанные предки либо смешанные потомки. Если уж требовать записи национальности, то почему нельзя записать "русский-татарин" или "немец-казах-украинец"?
Что же касается национальной культуры и языка, то их защита и упрочение также никак не связаны с отметками в документах. И вообще, на мой взгляд, возрождение любого народа зависит прежде всего от него самого, а не от государственных органов и их постановлений. Будет в татарской литературе свой Айтматов - его будут читать в самых разных странах. Не будет - никакими госпремиями и конгрессами его не заменишь...
Феликс КАЮМОВ
Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей