Стареющей Казани нужны молодые рабочие руки
В столице Татарстана ломают голову над тем, как преодолеть дефицит сотрудников, а Ильсур Метшин вспоминает, как республика защитила завод от «врагов-чубайсовцев».

Главы районов начинали с должности простых специалистов
На очередное заседание Казгордумы, главной темой которого стал пресловутый кадровый голод, пришло 40 из 50 городских депутатов. Руководитель аппарата исполкома Казани Булат Алеев рассказал народным избранникам, как за три года реформировали найм сотрудников в городской администрации. В 2021-м в мэрии около четверти вакансий были незакрытыми. А 30% новичков увольнялись, не отработав и года. И вообще сотрудников подразделения мэрии набирали по принципу «кто во что горазд» - одних по объявлениям на профильных сайтах, других по сарафанному радио. При этом чиновник признал, что администрация не может конкурировать по зарплатам с бизнесом и сейчас.
- Муниципальная и государственная служба воспринималась, наверное, негативно. Это было обусловлено высокой нагрузкой, бюрократией, большой ответственностью и несоразмерной низкой зарплатой. Сталкивались с мнением, что на работу в мэрию в Казани вообще невозможно попасть… - рассказал Алеев о «болевых точках» в кадровой политике мэрии.

Сейчас же ситуация улучшилась - например, по данным сервиса по поиску персонала HeadHunter, по итогам 2022 года казанская мэрия стала лучшим работодателем Татарстана. Гордятся городские власти и тем, что трое из четырёх глав районных администраций Казани начинали с должности простых специалистов. А чтобы добиться снижения показателя увольнений новичков, ввели наставников, которые помогают новым сотрудникам адаптироваться на месте и включить человека в команду мэрии. Впрочем, кадровая проблема, конечно, до сих пор остается актуальной - так, городским предприятиям не хватает 150 водителей и 70 дорожных рабочих. Поэтому оставшиеся специалисты вынуждены работать в полторы смены.
Директор казанского филиала HeadHunter Альбина Султанова поведала о том, что 79% сотрудников в Казани задумываются об увольнении. Главные причины этого — низкие зарплаты, неэффективное управление и неудобные условия труда. Занимательные цифры привела министр труда, занятости и социальной защиты Татарстана Эльвира Зарипова. Судя по данным, представленным во время ее выступления, средняя зарплата в Казани за январь - август составила 88,5 тысячи рублей, а по Татарстану - 70,7 тысячи рублей. Самая востребованная специальность в столице республики - слесари: открыто 718 вакансий, средняя зарплата 51 тысяча рублей. На втором месте идут монтажники - 647 вакансий со средней зарплатой в 60,5 тысячи рублей. Следом идут инженеры, представлено 646 вакансий, средняя зарплата 55,2 тысячи рублей. Замыкают четверку водители, 452 вакансии со средней зарплатой в 78,6 тысячи рублей.
Особое внимание министр обратила на необходимость привлечения работников в районы Татарстана - ведь соискатель при одинаковых зарплатных предложениях в Казани и других муниципалитетах, конечно, выберет столицу республики. Хоть в республике многие города задумываются над улучшением качества жизни, например, Менделеевск, Нижнекамск и Елабуга, уровень жизни там все равно будет ниже, чем в Казани. Поэтому важно «приходить» за детьми еще со школьной скамьи, чтобы они поступали в учреждения среднего профессионального образования.

Беспокоят министра и негативные демографические тренды в Казани. Если до 2030 года, по данным Росстата, ожидается прирост населения в работоспособном возрасте, то к 2040 году городу предстоит столкнуться с сокращением количества молодежи (людей возраста 15-19 лет) и горожан 30-39 лет. А численность людей старше 50 лет, наоборот, увеличится. Если в 2022 году миграционный прирост составил 4576 человек, то по итогам 2023-го этот показатель опустился до 2679. Причем миграционный прирост снижается и касательно внутренней миграции, без учета внешнеполитической обстановки.
- Возрастно-половая пирамида говорит о том, что у Казани женское лицо, - обратила Зарипова внимание на то, что женщин в городе больше, чем мужчин.
Что же касается рождаемости и смертности, то за январь - сентябрь этого года в столице родилось 9,8 тысячи малышей (за аналогичный период 2023-го - 10,2 тысячи), а умерло больше - чуть больше 10 тысяч человек, тогда как годом ранее 9,1 тысячи.
- Что бы ни говорили, сегодня на первый план выходят вопросы привлечения [работников] из других регионов и за пределами страны. <...> Нужно продвигать имидж Казани как крупного промышленного города. Исторически это город работодателей, машиностроения, химической и нефтехимической отраслей, - давала советы министр.
И снова Чубайс…
Мэр Казани Ильсур Метшин начал с популярного объяснения азов экономики. Уровень безработицы в городе составляет 0,2%, но в условиях рыночной экономики это не гордость, а проблема. И затем неожиданно перешел к истории, обрушившись с критикой на «чубайсовцев», хотевших закрыть КАПО.
- Помню, как Минтимер Шаймиев, будучи президентом, и Рустам Минниханов уговаривали одного федерального руководителя сохранить КАПО. А тот говорил: да не нужно нам КАПО, мы будем покупать Bombardier, Airbus, мы их никогда не догоним <...> Враги были внутри государства, - заключил Метшин.

Примечательно, что экс-вице-премьер и руководитель администрации президента РФ Анатолий Чубайс уже не первый раз становится мишенью для критики со стороны татарстанских политиков. В конце 2023 года уехавшего из России Чубайса ругал председатель Госсовета Фарид Мухаметшин, вспоминая его предложение приватизировать крупнейшие республиканские предприятия. Да и сам Метшин еще в 2015 году жаловался на законы, принятые во время нахождения Чубайса у власти.
А кадровую проблему градоначальник намерен решать с помощью развития профильного образования и кружками робототехники, машиностроения и авиастроения. При этом ситуация с кадрами в городе трудная, но лучше, чем в столицах других регионов, заверил Метшин. «Одна зарплата ничего не решит. Людям нужно уважение, чувство, что они составляющие успеха любой компании», - сказал мэр.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Кабмин Татарстана наконец выбрал вариант трассировки дороги-дублёра Оренбургского тракта, однако этот вариант вызвал критику. Эксперты считают, что с обществом решение так и не обсудили.
Родители студентов рассказали, как в учебное заведение принимали не по учебному принципу. Якобы чтобы попасть в колледж, «нужно немножко потрудиться» - финансово. Но защита настаивает, что свидетели не давали такие показания.
Долгожданная точка в деле о мошенничестве с продажей коттеджей принесла удовлетворение потерпевшим. Как и экс-главе реготделения «Справедливой России», поскольку посидеть в колонии за преступление не получится.
С 1 января 2026 года проезд в казанском транспорте вырастет до 46 рублей. Связывают это с ростом цен на топливо и дефицитом бюджета. По прогнозам, повышение тарифов будет продолжаться и дальше.
Власти республики уверяют, что повышение стоимости ЖКУ будет не таким стремительным. А начальник Госжилинспекции Тыгин считает, что большинство обращений по поводу тарифов - лишь «эмоциональное возмущение».












