От фашизма убежать нельзя. Его нужно изжить
Начало прошлого века было отмечено подъемом национализма в разных странах мира. Итогом этого стали две мировые войны. Увы, история мало чему учит - и в 200 ...
К этническому шовинизму ныне добавился религиозный. Афганские талибы вслед за уничтожением буддийских статуй решили бросить новый вызов цивилизованному миру. Теперь они повторяют "подвиг" германских нацистов: те обязали всех евреев носить желтые звезды, этитребуют ношения желтых повязок от местных индуистов. Проживать в одних домах мусульманам и "неверным" отныне запрещено, последние должны вывешивать на своих жилищах цветные полотнища. Бред? Но когда мы услышим об афганских освенцимах и бухенвальдах, это уже не покажется бредом.
В нашем отечестве такое невозможно? Но вот вам открытое письмо иностранных студентов, обучающихся в Твери, к властям этого города. Они просят защитить их от погромщиков,избивающих африканцев и азиатов на улицах и в общежитиях. Только с начала этого года более десятка студентов попало в больницу с ножевыми ранениями и тяжелыми побоями, есть и погибший. Иностранцы не решаются ходить по городу в одиночку, каждый день просыпаются в ожидании известий о новых жертвах. В других городах России такого, конечно, нет?
Близкий к Москве, но такой старинно-провинциальный Владимир. Там впервые в России прошел кинофестиваль под девизом "Против неофашизма" - в этом городе есть не только организованные шовинисты разного толка, но и те, кто не хочет видеть их у власти. Есть ли еще города, где национальная, расовая и прочая ненависть наталкивается на отпор гражданского общества?
Я таких городов не знаю. У нас в Казани открытому выражению шовинизма препятствует скорее политика здешней власти, заинтересованной в имидже республики как очага стабильности. А не так давно было время, когда воинствующие национал-экстремисты, шедшие "впереди руководства в борьбе за суверенитет", пользовались благосклонностью чиновников и внушали страх тем, кто не хотел отделения Татарстана от России. Потом их задвинули в угол, но совсем к нулю сводить не стали - вдруг понадобятся...
К сожалению, и в вопросе межэтнических отношений официальный Татарстан занимает "особую" позицию, которую можно назвать скорее страусиной. Дескать, раз у нас напряженности на этой почве нет и экстремизма мы не допускаем, то происходящее в России нас как бы и не касается. Ну разве в самых крайних случаях Шаймиев выскажется, находясь в Москве - как, например, высказался он насчет одиозной выходки Макашова в прошлой Думе. А чтобы активно, последовательно и наступательно противостоять шовинизму - этим пусть федеральная власть и московская общественность занимаются.
Пример, конечно, Татарстан дает. Но пример был бы куда сильнее - и благотворнее для имиджа республики, если бы она выступала в защиту тех, кто подвергается национальным оскорблениям, угрозам, притеснениям на всей территории бывшего СССР. Татары ведь тоже живут там повсюду, и почти у любого жителя республики есть родня в самых разных краях.
В Казаничувствуют себя спокойно русские и татары, грузины и евреи, африканцы и вьетнамцы. Но сохранится ли это благо, если в России придут к власти те, для кого нерусские народы - лишь "удобрение"? Ведь это сказал политик, ныне занимающий весьма влиятельный пост в федеральной номенклатуре...
Да и не столько в правителях дело, сколько в настроениях россиян. Те, кто следит за форумами в Интернете, не могут не поражаться, сколь высок градус национальной нетерпимости у многих из "продвинутой публики", как называют завсегдатаев сети легкомысленные публицисты. Не в том дело, что эти ребята хуже своих сверстников, к сети не приобщенных, - они, может быть, и получше. Но в головах у постсоветских людей такая каша, в сердцах у них вместо компаса - какая-то ртуть, готовая покатиться в любую сторону и прибиться к чему угодно...
Неужели, думаю я иной раз, русским людям нужно пережить такое же потрясение, какое пережили немцы - иначе у них не выработать иммунитет против фашизма и расизма? И в Германии сегодня хватает наследников Гитлера, нобольшинство немцев все-таки стыдятся вины своих отцов и дедов. Русские же - и не только русские, но многие россияне - пребывают в уверенности, что они как нация не способны на зверства, а Гулаг - это, мол, дело рук большевиков-космополитов.
Увы, со дна исторических омутов рано или поздно всплывает чертовщина, заставляющая по-иному смотреть на привычные вещи. Вот оказалось, что в польском местечке Едвабне, два года входившем в состав СССР, летом 41-го вырезали всех евреев отнюдь не гитлеровцы, а добропорядочные поляки. Шок? Но ведь были еврейские погромы в той же Польше и после прихода Красной Армии в 45-м, ведь были палачи и среди украинцев, белорусов, литовцев... Один журналист сказал: пусть так, однако те же поляки спасали евреев, бежавших из гетто. В том-то и дело, что НЕ ТЕ ЖЕ - другие! Можно испытывать коллективную вину за преступления своих собратьев по крови, но судить или оправдывать надо не весь народ, а отдельно взятых людей.
Хорошо, что в Татарстане есть Дом дружбы народов, есть национальные общества и нет явных шовинистических акций. Но этого мало, чтобы считать себя застрахованным от фашизма. От этой заразы не спрячешься, ее нужно обезвреживать, в том числе и в себе.
Феликс КАЮМОВ
Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей