Антон Чаблин: «Президенты стран Центральной Азии превращают ее в аукционный дом»
О парадоксальном сближении США со странами Средней Азии и «тревожных звоночках» для России — в авторской колонке, написанной специально для «Вечерней Казани», рассуждает политолог, главный редактор издания «Акценты».

Президенты Казахстана и Узбекистана Касым-Жомарт Токаев и Шавкат Мирзиёев вернулись из Нью-Йорка, где проходит 80-я сессия Генеральной ассамблеи ООН, с большим пакетом заключенных контрактов. Для России это плохой сигнал, означающий медленную эрозию российского влияния в регионе.
Самый крупный контракт, которым американцы покупают лояльность Центральной Азии, - конечно, между правительством Узбекистана и корпорацией Boeing о приобретении самолетов Boeing 787 Dreamliner для Uzbekistan Airways. Эта сделка, названная Boeing «крупнейшим заказом в истории авиакомпании», подразумевает два этапа. На первом будут поставлены 14 бортов, а на втором - еще до восьми бортов. Любопытно, что очная сумма сделки не была официально объявлена, и известна лишь по оценкам (до восьми миллиардов долларов).

Токаев привез из США намного больше соглашение, чем Мирзиёев. Вот лишь некоторые:
- Смитсоновский институт (США) вложится в создание Фонда культурного наследия Казахстана. Этот фонд будет направлен на сохранение, изучение и популяризацию богатого культурного наследия Казахстана во всем мире;
- Инвестиционная компания Blackstone будет участвовать в совместных проектах с Казахстаном по строительству центров обработки данных;
- Компания Chevron будет участвовать в расширении нефтяного месторождения Тенгиз, развитии газовых проектов в Карачаганаке, а также диверсификации экспортных маршрутов.
Однако самым крупным стало соглашение, подписанное корпорацией Wabtec с национальной железнодорожной компанией «Казахстан темир жолы» (КТЖ) о производстве и обслуживании 300 грузовых локомотивов. Точная стоимость сделки неизвестна, предположительно, речь идет о 4,2 миллиардов долларов. Почему Wabtec? Потому что производить локомотивы она будет на месте, прямо в Казахстане. Еще в 2023 году компания стала полноправным владельцем локомотивного завода в Астане, и, кстати, сейчас продукция уже поставляется в Таджикистан, Монголию, Молдову. Переоценить эту сделку невозможно, учитывая роль железных дорог в Казахстане. Кстати, это крупнейшая в мире страна, не имеющая прямого выхода к океану. И поэтому на железнодорожный транспорт приходится около 64% всего грузооборота страны.

Теперь представим. Сам Токаев заявил на заседании Генассамблеи: «Сегодня через Казахстан проходит 80% всех сухопутных грузоперевозок между Азией и Европой». То есть казахские железные дороги становятся настоящим становым хребтом для евразийской логистики. Токаев на Генассамблее ООН пообещал: к 2029 году построить пять тысяч километров новой железной дороги, чтобы укрепить Средний коридор.
А вот с этого места давайте разбираться подробнее. Средний коридор (он же Транскаспийский маршрут) начинается в Китае, проходит через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы. Токаев последние годы в своей риторике все чаще вспоминает Средний коридор, воспринимая его как драйвер для всей казахской экономики.
К сожалению, «точка входа» для грузоперевозок в каспийской акватории - не российские порты Махачкалы или Астрахани, а Баку (вернее, Алят). Лишь небольшая часть грузов следует не через акваторию Каспия, то и минуя море: фуры идут по автотрассам А-33 и А-27, через Бейнеу, Атырау и Астрахань.

В свете этого становится понятна и небывалая дипломатическая активность Токаева на южнокавказском треке. Не самый известный факт, но в середине мая Токаев лично провел мирные переговоры между министрами иностранных дел Азербайджана и Армении в Астане. На этом саммите были сняты последние вопросы между двумя странами, что и позволило им восьмого августа в Вашингтоне парафировать (предварительно одобрить) мирное соглашение.
Фактическим результатом переговоров - сначала в Астане, а затем в Вашингтоне - стало то, что Армения и Азербайджан согласились запустить транспортное сообщение. Речь про крошечный (по меркам остального Среднего коридора) отрезок в 40 километров, который будет проходить через Сюникскую область Армении. Без него коридор не мог быть запущен полноценно. Теперь понятно, почему Токаев так горячо ратовал за мир на Южном Кавказе, казалось бы, далеком от сферы его интересов?!
Теперь же Токаеву и понадобились локомотивы для грузоперевозок по Среднему коридору. Казахский президент так уверен в проекте, что пригласил американскую инвесткомпанию Cerberus к участию в проектах на этом маршруте, а Chevron - к экспорту нефти и газа по Среднему коридору. Впрочем, не все так радужно, как кажется Токаеву.

Политические препятствия на Среднем коридоре вовсе не сняты. Мирное соглашение между Арменией и Азербайджаном лишь парафировано, но не одобрено. А без этого Зангезурский коридор - то самое недостающее звено - не будет запущен. И весь Средний коридор работает, мягко говоря, не на полную мощь. А она оценивается в 25 миллионов тонн грузов в год.
Сравним: Северный коридор, который тоже начинается в Китае, затем идет через северные провинции Казахстана и Россию, пока имеет мощность 16 милилонов тонн грузов в год. И это без модернизации, которая позволила бы увеличить провозную мощность. Северный коридор имеет одно неоспоримое преимущество перед Средним - он мономодальный, то есть не нужно перегружать контейнеры с поездов на паромы (в казахском Актау) и обратно (в азербайджанском Аляте).
Выбор Казахстана между двумя транспортными коридорами, проходящими через его территорию, будет зависеть от того, чья «мягкая сила» возобладает - российская или западная. К сожалению, Токаев все демонстративнее разворачивается лицом к Западу. Об этом говорят и итоги его поездки в Нью-Йорк. Токаев как прагматик оценивает лояльность той или иной стране в конкретных миллиардах долларов.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Показываем, как горожане праздновали главный зимний праздник с 1972 по 1990 год.
Основная задача министерства экологии и природопользования Татарстана — не оштрафовать, а предотвратить нарушения. Штраф — крайняя мера, до которой стараются не доводить, рассказал министр.
Евгений Борунов три раза попадался с фальшивками и столько же сидел за свои «рисунки». В тюрьме время зря не терял и совершенствовал технологию. Достигнув уровня Печатного Двора, замахнулся на евро, чем выдал себя, оказавшись в разработке.
Суд присяжных полностью оправдал Николая Казаева — предполагаемого главаря юдинской группировки из пригорода столицы Татарстана.
Куда пойти 31 декабря и до скольки будет работать транспорт в столице Татарстана? Рассказываем о программе на праздники.












