Штрафы за отказ от обязательной отработки выпускников медвузов планируют увеличить втрое. До этого Минздрав России для решения проблемы кадрового голода выступил с инициативой принудить студентов медицинских вузов работать в государственных клиниках. В случае отказа выпускник обязан будет уплатить штраф, в три раза превышающий стоимость обучения. Нововведение может затронуть лишь тех, кто обучается на бюджетной основе. Причём медики смогут самостоятельно выбрать регион и конкретное медицинское учреждение, которое включено в систему ОМС. Благодаря этому у специалистов есть вариант отработки в частной клинике, предоставляющей услуги по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно законопроекту, вчерашние студенты обязаны будут трудоустроиться в медицинскую организацию, которая оказывает бесплатную помощь в рамках программы госгарантий, в течение года после выпуска и отработать минимум три года. Таким образом, система повторяет принципы целевого обучения. Во втором случае абитуриенты заключают договор с организациями, которые оплачивают учебу в вузе в своих интересах. После получения диплома выпускники обязаны отработать в компании от трех до пяти лет. В случае отказа специалист должен будет выплатить компенсацию, возместив заказчику затраты на обучение. Кстати, законопроект распространяется и на целевиков: штраф для них также увеличат в три раза.
Теперь в министерстве хотят распространить эту практику и на студентов, поступивших на бюджет. Объясняется инициатива тем, что многие выпускники не идут работать по специальности, хотя на их обучение были выделены средства из государственного бюджета. На данный момент точно неизвестно, на какие специальности распространится это правило.
Минздрав России предлагает внедрить новые правила уже с 1 сентября 2026 года.
В Татарстане процент трудоустройства выпускников бюджетной формы обучения составляет не менее 80 процентов. В республиканском Минздраве объясняют хорошие результаты работой Центра карьеры по трудоустройству выпускников средних медицинских образовательных организаций Татарстана. Их основными целями деятельности являются изучение рынка труда здравоохранения и поиск вакантных мест в медицинских организациях.
«С 2015 года со всеми абитуриентами, рекомендованными к зачислению на бюджетную форму обучения по образовательной программе среднего профессионального образования, заключается четырехсторонний договор о профессиональной подготовке и трудоустройстве специалиста. Обучающиеся после окончания медицинского колледжа или училища прибывают в распоряжение медицинской организации и работают в ней не менее трех лет. В случае отказа от отработки Центры карьеры средних медицинских образовательных организаций ведут работу по возврату в бюджет Татарстана денег, потраченных на подготовку специалиста. Данное решение о профессиональной подготовке и трудоустройстве специалистов позволяет снизить кадровый дефицит в отрасли, устранить дисбаланс в распределении медицинских кадров по видам и условиям оказания медицинской помощи», - сообщили в ведомстве.
Студенты надеются избежать отработки
Одна из студенток Казанского государственного медицинского университета, комментируя «Вечерней Казани» законодательную инициативу, заявила, что надеется завершить обучение раньше, чем законопроект будет одобрен.
- Мы учимся целых восемь лет, а ещё потом нужно отрабатывать обучение в государственных клиниках за маленькую зарплату! - возмутилась собеседница.
По её словам, каждый выпускник должен самостоятельно решать, где именно он будет работать.
- Школьники стараются заработать достаточное количество баллов для поступления на бюджет, а в итоге их за это заставят отрабатывать либо платить штраф. Это несправедливо, - считает девушка.
Сколько придётся заплатить выпускнику, отказавшемуся отрабатывать три года в медучреждениях? Обучение на направлении «Лечебное дело» в КГМУ, к примеру, в 2024 году стоило 475 тысяч рублей за один год. За шесть лет обучения «набежит» почти три миллиона рублей. Таким образом, бывшему студенту медицинского вуза придется выплатить государству штраф в размере восьми с половиной миллионов рублей.
Обязанность отработки в данном случае может отпугнуть потенциальных абитуриентов, отметила собеседница. Студентка сейчас совмещает учёбу на предпоследнем курсе с работой для того, чтобы получить дополнительные баллы для поступления в ординатуру.
Руководитель сообщества «Врачи России», сети многопрофильных клиник «Медел» Ленар Салахутдинов также считает идею Минздрава излишней. Обязательная отработка ущемляет права абитуриента, который выбирает профессию и должен иметь право работать там, где его устраивают все условия.
- В других профессиях студент, обучившись, уже может работать свободно у любого работодателя. Желающих получить медицинское образование будет меньше, при том, что у нас сегодня фиксируется дефицит кадров. Медицинская сфера важнее остальных и требует мер по привлечению абитуриентов, популяризации профессии, - отметил Салахутдинов.
Депутат Госдумы Айрат Фаррахов считает необходимым пересмотреть положение медицинских сотрудников, работающих в государственных медицинских организациях. Для привлечения молодежи к профессии требуется увеличение зарплат и снижение административной нагрузки.
- Недавно Счетная палата России представила свои данные о том, что средства обязательного медицинского страхования зачастую направляются на непрофильную работу медицинских работников. Они выполняют очень много непрофильной работы: оформление бумаг, документов и так далее. В случае если работа медицинских работников будет автоматизирована, то у них будет больше возможности получать заработную плату за работу, которую они выполняют. То есть резервы для увеличения заработной платы медицинских работников есть, - рассказал Фаррахов.
Депутат считает, что при меньшем дефиците кадров не было бы необходимости принимать вынужденные меры в виде обязательной отработки.
По словам адвоката Николая Иванова, подобные модели «закрепления» медицинских кадров в государственной медицине уже используются не только при целевой подготовке, но и в рамках программ «Земский доктор/Земский фельдшер», когда молодые врачи и выпускники со средним медицинским образованием отправляются работать в сельскую местность.
- Любые жесткие ограничения могут сыграть во вред настолько, что желающих связать свою жизнь с медициной станет намного меньше. Так что главное в этом вопросе - не «выбить» абитуриента. Если федеральные власти намерены решить вопрос с кадровым дефицитом, вместо обязаловки лучше предложить молодежи больше мер господдержки. Целевое обучение, предназначенное для решения проблемы нехватки медицинских кадров, ставит сложную задачу перед выпускниками. Многие студенты сталкиваются с реальностью, в которой условия работы могут не соответствовать ожиданиям. В этой связи возникают вопросы о качестве информирования студентов о будущем трудоустройстве и их условиях, что поднимает этическую сторону вопроса - имели ли они полный доступ к информации перед подписанием договора, - рассказал спикер.
Проблему нехватки врачей пытаются решить разными способами
По словам врача-педиатра, кандидата медицинских наук, доцента КГМУ и КГМА Ильдуса Лутфуллина, на нехватку врачей жалуются во всем мире.
- Говорят, что это связано с возросшими требованиями к качеству медицинского обслуживания (там, где раньше было достаточно одного врача, сейчас надо три) и нежеланием врачей работать в первичном звене, - поделился предположением собеседник.
Практика обязательной отработки после окончания медицинского вуза тоже идея не новая. По словам Лутфуллина, некоторых студентов это требование может отпугнуть от медвуза, но кто-то увидит в этом шанс стать квалифицированным специалистом.
- У всех врачей есть период становления - это когда ты по молодости работаешь как не в себя, пока не отвалятся руки. Первые годы своей работы я брал по 15 ночных дежурств в приемном покое в месяц, продолжая работать днем. Это было очень тяжело, но я вспоминаю эти годы с любовью. Годы обязательной отработки можно использовать для профессионального роста. Надеюсь, что об обязательной отработке будущий врач будет узнавать до поступления в вуз, а не когда он уже закончил институт, в виде сюрприза. Будет справедливо, если это правило начнет работать с тех, кто будет поступать в медицинский вуз в этом году, - отметил спикер.
Обязательная отработка не единственная мера, предложенная Минздравом для решения проблемы кадрового голода. С 1 сентября этого года средний медперсонал сможет заменить врачей при их отсутствии. Следить за качеством предоставляемой медпомощи будет руководитель медицинского учреждения.
- Это тоже мировая тенденция. Будучи на стажировке в США, своими глазами видел, как медсестры ставят центральный катетер новорожденным (у нас эта процедура строго врачебная, и делает ее только реаниматолог), слышал, что они же делают обрезание мальчикам в роддоме, - рассказал Лутфуллин.
По его словам, медсестра - это не секретарь при враче, это отдельный уважаемый специалист, который после обучения может взять на себя некоторые врачебные функции. Главное - не забывать равноценно поднимать медработникам зарплату параллельно с повышением нагрузки.
По данным Минздрава Татарстана, на сегодняшний день в республике в государственных медицинских организациях работают более 38 тысяч средних медицинских работников по 35 специальностям, в частности фельдшера, акушерки, медицинские сестры, фельдшера-лаборанты.