16 марта 2002

Автор материала: Юлия АНДРЕЕВА

У прокуратуры отняли ее главное карательное право

Встать! суд идет С 1 июля 2002 года без судебного решения нельзя будет задержать подозреваемого в совершении преступления на срок более ...

С 1 июля 2002 года без судебного решения нельзя будет задержать подозреваемого в совершении преступления на срок более 48 часов С 1 июля 2002 года, по решению Конституционного суда России, санкции об избрании меры пресечения (арест, залог, подписка о невыезде и др.) будет выносить не прокуратура, а суд. Верховный суд уже прогнозирует, что число арестов уменьшится на 13 процентов. Из поколения в поколение вопрос о том, арестовывать или освобождать граждан, задержанных по подозрению в совершении преступления, решал у нас прокурор. Следствие за трое суток готовило материалы, а прокурор выносил по ним решение: кто-то отдавал предпочтение залогу, кто-то был сторонником арестов. И, как правило, только прокурор республики или области мог взять на себя ответственность за арест влиятельного фигуранта. А подписывая ордер на арест, прокурор должен был на 99 процентов быть уверен, что "клиента" осудят на реальный срок. Получался замкнутый круг: следственный орган невольно попадал в капкан обвинительного уклона - "тащил" дело до суда. С другой стороны, прокурору, "изнутри" знакомому со следственным механизмом, достаточно легко было судить, стоит ли оставлять подозреваемого на свободе, не представляет ли он опасности. Впрочем, за судом всегда оставалось право отмены прокурорского решения. С июля вступает в законную силу новый Уголовно-процессуальный кодекс, в котором описана новая процедура вынесения санкций на арест. Но законодатели в свое время удовлетворили просьбу Генеральной прокуратуры и дали отсрочку в санкционировании арестов судами до января 2004 года. За это время следственные органы должны были максимально подготовиться к переменам, адвокаты и прокуроры - ознакомиться с юридическими тонкостями новой процедуры. А у судов появлялась возможность увеличить штаты, распределить обязанности.Теперь КС отменил эту отсрочку, отняв у органов прокуратуры их главное карательное право. Решение Конституционного суда о признании ряда статей УПК, позволяющих заключать граждан под стражу без судебного решения, неконституционными - для всех стало полной неожиданностью. Судьи и так перезагружены. В среднем за месяц судья в РТ рассматривает 11 уголовных дел и 30 гражданских. Геннадий Баранов, председатель Верховного суда РТ: - В 1993 году, когда приняли новую Конституцию, встал вопрос о несоответствии Основному закону страны некоторых положений уголовно-процессуального законодательства. Так что переход к новой системе судопроизводства начался девять лет назад. Планировалось, что суды к новым функциям подойдут подготовленными. Первоначально по России рассчитывали расширить штат судей - ввести 3 тысячи вакансий, позже разговор пошел уже о 6 тысячах вакансий. Но, как вы понимаете, в одночасье кадровый вопрос в судебной системе не решается. Кандидаты в судьи проходят тщательный отбор... Конечно, даже при должном финансировании (которого, кстати, пока нет) за два месяца мы этот вопрос не решим. Но думаю, в условленный срок начнем выносить санкции. И никаких сбоев не будет. Проведем обучающие семинары для судей республики... Сейчас судьи рассматривают массу жалоб на аресты - 3 - 3,5 тысячи в год. Теперь этот вопрос отпадет. В судах работают квалифицированные кадры, мы не подведем. Фарид Загидуллин, заместитель прокурора РТ: - Я 27 лет работал районным прокурором и подписывал от 450 до 600 постановлений на аресты в год. Если к каждому случаю подходить индивидуально, внимательно изучать материалы - нагрузка немалая. И первое время в крупных районах, наверное, будут возникать проблемы. Поживем - увидим. В том, что прокуратура выносила санкции, на мой взгляд, нет ничего плохого. Мы же не корпоративные интересы защищаем, а интересы государства. Такая практика существует в ряде европейских стран. Вообще, судебная реформа - это перекраивание судебной системы по американскому образцу. Но у нас иная культура, иное самосознание, иные условия жизни и, следовательно, иная природа преступности. Главное, чтобы изменения не нанесли ущерба общему делу борьбы с преступностью. Сергей Богданов, начальник следственного изолятора ь1: - Изменения в процедуре вынесения санкций на арест, думаю, нас мало коснутся. Нам видно, что работа уже идет, мы чувствуем более внимательное отношение к вынесению санкции на арест. Сейчас наш изолятор не переполнен. Конечно, сказываются результаты амнистии, но и прокуратура старается по малозначительным преступлениям не арестовывать. Например, если взять статистику по арестам малолетних преступников. Сейчас у нас содержится около ста подозреваемых, а еще несколько лет назад их было в 1,5 - 2 раза больше. Владимир Гусев, адвокат: - То, что решение об избрании меры пресечения останется за судом - это огромный шаг вперед. Полагаю, применение санкций станет намного обоснованнее. Нам, адвокатам, отведены большие права, мы сможем отстаивать на этом этапе интересы клиентов, приводить аргументы "за". ...Вероятно, Казань все-таки сумеет за два месяца подготовиться к передаче полномочий от прокуратуры суду, но что будет происходить в районах республики? Следователь какого-нибудь отдаленного отдела милиции будет обязан за 48 часов оформить материалы и решить в суде вопрос об аресте какого-нибудь деревенского нарушителя. Хватит ли квалификации? Юлия АНДРЕЕВА