Чем грешат платные клиники Татарстана?
Три года назад Управление Роспотребнадзора по Татарстану получило 189 жалоб на частные клиники, что составляло два процента от общей доли. На сегодня этот показатель составляет 350 обращений, или четыре процента.
- В абсолютном числе это не такое большое количество, но надо понимать, что за помощью в государственный орган обращаются самые терпеливые наши жители, которые действительно потеряли надежду в добровольном порядке взаимодействовать с частными медицинскими организациями, - отметила руководитель Управления Роспотребнадзора по Татарстану, главный государственный санитарный врач по республике Марина Патяшина.
В 40% случаев татарстанцы недовольны некачественными услугами. Чаще всего жалобы приходят на стоматологические клиники из-за неверной постановки диагноза или выбора неправильного метода лечения, что привело к серьезным последствиям для здоровья.
Патяшина в качестве примера привела случай, когда управление Роспотребнадзора защищало права пациента, которому удалили здоровый зуб вместо больного. Судебные разбирательства длились на протяжении двух лет. За это время пострадавший прошел несколько экспертиз, чтобы доказать факт недобросовестной работы стоматолога. В итоге потребитель получил деньги за лечение, экспертизу и компенсацию за причинение морального вреда.
Ещё 20% татарстанцев жаловались на отказ удовлетворения их требований, 13% - на неполное информирование и 5% - на отсутствие у учреждений лицензии на ведение медицинской деятельности. Бывают также случаи, когда пациенту отказываются выдавать справку для получения налоговых вычетов. С такими организациями разбирается налоговая служба.
По словам главного государственного инспектора отдела лицензирования и контроля соблюдения лицензионных требований Росздравнадзора по Татарстану Луизы Гайнутдиновой, к ним чаще всего приходят жалобы на организации, которые предоставляют косметологические услуги без лицензии.
- Осуществляются инвазивные косметологические услуги, ботулинотерапия, установка филлеров, мезотерапия. Чаще всего эту деятельность проводят физические лица, то есть они даже не зарегистрированы в налоговой инспекции, - рассказала Гайнутдинова.
Спикер советует несколько раз подумать, перед тем как обращаться к косметологам «на дому», желая сэкономить.
Патяшина напомнила, что каждый потребитель имеет право на получение полной информации об организации, диагнозе, методах лечения, стоимости и вариантах оплаты услуг. В случае если вы чувствуете дискомфорт после медицинской процедуры в платном учреждении или были обмануты, у вас есть право обратиться в управления Роспотребнадзора или Росздравнадзор по Татарстану, чтобы разрешить ситуацию. Главное — всегда заключать договор перед оказанием услуг. Только с ним будет возможность защитить права. Важно, чтобы там были прописаны данные об исполнителе, номер лицензии, адрес местонахождения, номер телефона, ваши данные и информация об услугах.
Проверить наличие лицензии у организации можно на сайте Росздравнадзора по республике. Сделать это лучше заранее, поскольку некоторые учреждения используют чужие лицензии, надеясь на невнимательность пациента.
Профилактические меры уступают контрольно-надзорным
Из-за действующего моратория на плановые неналоговые проверки до 2030 года управление Роспотребнадзора может проводить лишь профилактические выезды. При поступлении жалоб организации получают предостережение. Их число за три последних года выросло в три раза, что никак не повлияло на количество нарушений. По признанию Патяшиной, профилактика по эффективности уступает контрольно-надзорным мерам.
- За три года мы выдали 70 предостережений, а в ответ на них хозяйствующие субъекты написали лишь четыре возражения. О чем это говорит? Это говорит о том, что частная медицина в целом согласна с претензиями, которые предъявляют к ним потребители, - рассказала Патяшина.
Руководитель управления отмечает, что возможность без проверки организации привлекать её к административной ответственности после поступления жалоб даёт свои результаты. Таким образом удается оперативно наказывать недобросовестные учреждения.
Попасть в поле зрения надзорного ведомства можно, если не предоставлять информацию при заключении договора, навязывать дополнительные услуги, отказываться выполнять требования своего пациента и выполнять услуги некачественно.
Управление также активно помогает пострадавшим в суде. Сотрудники ведомства на безвозмездной основе выступают в качестве истца. Для этого необходимо лишь заполнить соответствующее ходатайство для привлечения к делу госоргана. За последние три года дано 51 заключение по искам потребителей, пострадавшим вернули почти один миллион рублей.
В 2022 и 2023 годах управление получало множество жалоб от казанцев на клиники: «Витамед», «Сфера», «Пространство здоровья» и «Здравсити», которые были расположены по улице Лево-Булачной, 30. Псевдоврачи за двадцать минут осматривали пациента, ставили тяжелые диагнозы и заставляли оформлять кредиты на сумму до 300 тысяч рублей для лечения, возмущалась Патяшина. Средства фактически похищались, добавила спикер. Вернуть полную сумму через госорганы уже не получилось, поскольку пациенты по договору должны были заплатить учреждению за затраты. По этому случаю возбуждено уголовное дело.
Для того чтобы доказать, что медуслуга была проведена некачественно, пострадавший должен за свои деньги пройти экспертизу. Росздравнадзор республики проводит внеплановые проверки только по согласованию с прокуратурой.
Внеплановые мероприятия проводятся не только по угрозе причинения вреда здоровью, но и в соответствии с индикаторами риска. Всего их 23. Самый основной — это нарушение стандартов оказания медицинской помощи на 10%. Об этом ведомство узнает от страховых медицинских организаций после проведенных ими экспертиз. В случае выявления нарушений они направляют информацию Росздравнадзору.
Ещё фактор риска — поступление лекарственных препаратов. По нормам в аптеке лекарства не должны «задерживаться» дольше чем на шесть месяцев, а в клинике — на 15 месяцев.