Нюансы муниципального управления
В 2020 году в Конституцию России были внесены изменения, которые положили начало идеи единой системы публичной власти. Уже после был принят закон, регулирующий общие принципы организации публичной власти в субъектах страны, в соответствии с которым должность «президент Татарстана» была переименована в «раис».
А в декабре 2021 года парламентарии Павел Крашенинников и Андрей Клишас представили законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который, как ожидалось, должен был завершить реформу, начатую еще в рамках конституционных изменений.
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
В то время было предложено зафиксировать единый срок полномочий на пять лет для мэров всех городов, а губернаторам предоставили право напрямую участвовать в назначении руководителей муниципалитетов и отстранять их от должности в случае систематического невыполнения показателей эффективности работы. В рамках реформы было принято решение об упразднении муниципальных образований первого уровня, которые охватывали городские и сельские населенные пункты.
Планировалось объединение всех муниципальных образований в отдельные городские или муниципальные округа. Это должно было стать шагом к прекращению борьбы за ресурсы и влияние на местах, ведь существующая система, по мнению федеральных властей, не соответствовала современным требованиям, и ее к 2028 году предполагалось постепенно реформировать. Для Татарстана новый закон предусматривал оптимизацию, где намечалось два типа муниципальных образований: городской округ, в который войдут Казань и Набережные Челны, и муниципальный округ, объединяющий все 43 района республики.
Несогласие республики
В декабре 2021 года Татарстан с некоторыми оговорками поддержал законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который был предложен для рассмотрения в первом чтении в Госдуме. Однако три года спустя, перед вторым чтением, позиция республики кардинально изменилась. Причина в том, что те реформы предусматривали упразднение сельских поселений, что явно не нравилось республике, где всех устраивал привычный муниципальный уклад.
Накануне прошлогодней сессии Госсовета в интернете была опубликована копия обращения раиса Татарстана Рустама Минниханова к председателю Госдумы Вячеславу Володину, в которой он эмоционально подчеркивал важность двухуровневой модели муниципалитета. Многолетний республиканский опыт показал, что двухуровневая система, состоящая из сельских и городских населённых пунктов, а также депутатов, работает эффективно.
Речь раиса была ответом на тот самый законопроект, ведь, по его словам, такая система «успешно применяется с учетом особенностей и традиций регионов, и ее отмена была бы ошибкой». Кроме того, в обращении говорилось о поправках к федеральному законопроекту, которые были направлены в Госдуму республиканским Госсоветом.
После того как стало понятно, что переход на одноуровневую систему местного самоуправления беспокоит слишком многие регионы России, федеральные власти решили пойти на небольшой компромисс. На заседании рабочей группы по подготовке законопроекта ко второму чтению, которое проходило в закрытом режиме и не освещалось в СМИ, было принято решение о продлении переходного периода на десятилетний срок.
Но несмотря на это, Татарстан все еще оставался не согласен с предлагаемыми изменениями, ведь к законопроекту о муниципальной реформе тогда поступило 940 поправок из разных регионов страны, а республика была среди его главных критиков. На тот момент Госсовет внес 59 поправок в законопроект, из которых около 25 были поддержаны Госдумой. В итоге дискуссия о внедрении новой системы местного управления в Татарстане была сосредоточена исключительно вокруг предоставления региональным органам власти возможности самостоятельно формировать свою позицию по данному вопросу.
И федералы впоследствии прислушались к предложениям и критике, хоть и не во всем. В итоге президент России Владимир Путин подписал ту версию закона о принципах организации местного самоуправления в стране, которая хоть и унифицирует муниципальную власть в регионах, но оставляет за ними право выбора: переходить ли на одноуровневую систему самоуправления либо сохранить двухуровневую.
- Существенное отличие принятой версии законопроекта от предыдущей связано с тем, как организовано местное самоуправление. Согласно 131-му закону, существует трёхзвенная система муниципальных образований: городской округ, муниципальный район и поселения - сёла, посёлки, небольшие города. Теперь же поселенческий уровень упраздняется, а конфигурация городских округов меняется. Если раньше городской округ представлял собой только крупный город, то теперь он включает не только этот город, но и прилегающие к нему сёла, посёлки и города, - рассказал заведующий кафедрой конституционного и административного права юридического факультета КФУ, депутат Госсовета Татарстана Евгений Султанов.
По словам спикера, ранее муниципальные районы состояли из посёлков и сёл, которые были самостоятельными муниципальными образованиями, формально не подчинёнными району. Сейчас же формируется муниципальный округ, и входящие в него населённые пункты, такие как сёла, посёлки и малые города, теряют свой статус самостоятельных муниципальных образований. Руководить ими будут представители местной администрации, действующей в рамках муниципального округа.
- Это, безусловно, существенные изменения. Ведь поселенческий уровень фактически лишается возможности формировать свои представительные органы и иные органы муниципальной власти. Раньше вопросы местного значения и полномочия по их решению были прописаны отдельно. Теперь же эти понятия объединили в одно - «полномочия». Насколько это оправдано, покажет практика, - заявляет Султанов.
Татарстан, по словам эксперта, как и другие регионы, не был в восторге от идеи перехода на двухуровневую систему. Отлаженная система муниципального управления, которая включала три уровня, разрушалась, и это вызывало множество кадровых и организационных вопросов. По предложению Татарстана в закон было внесено изменение, которое позволило регионам самостоятельно определять территориальную организацию местного самоуправления.
«Сельсоветы Татарстана - это сердце, чей пульс связывает народ с властью»
По словам руководителя цифровой платформы «Муниципалитеты Татарстана» Расима Хазиева, сельский совет - это самый близкий к народу орган власти. Он важен и нужен, потому что если у жителя села возникает вопрос, то он сначала обращается в сельсовет, где его внимательно выслушают и помогут. И только если полученной поддержки оказывается недостаточно или для решения проблемы требуются дополнительные ресурсы, сельчанин обращается в райцентр.
- Не зря же Рустам Нургалиевич отстоял возможность сохранения двухуровневой системы. Он сам прекрасно понимает, что без сельских поселений невозможно работать с народом. Это же тот орган, который напрямую взаимодействует с населением ради его блага. Поэтому, если мы уберём их, это будет неправильно. Качество работы значительно ухудшится, и у людей не будет места, куда они могли бы обратиться со своими проблемами, вопросами, а также радостями, - отметил Хазиев.
Многие из-за расстояния не могут добраться до районного центра, подчеркивает эксперт. А сельсовет, «он рядом, туда зашел, свою проблему рассказал, и все, она решается».
- В состав сельских поселений может входить как одно село, так и множество. К примеру, в Лаишевском муниципальном районе у нас было Егорьевское сельское поселение, в состав которого входили семь деревень. Вот представьте, в подчинении одного главы поселения находятся семь деревень. В каждой из них есть люди, которым нужна помощь: где-то нужно расчистить снег, где-то построить магазин, а где-то - клуб, школу или фельдшерско-акушерский пункт. А если и их не будет, кто всем этим будет заниматься и у кого будет столько времени на важную работу на местах? Важность сельских поселений для Татарстана в том, что это сердце республики, чей пульс связывает народ с властью. И связь эту терять никак нельзя, - добавил Хазиев.
Такого же мнения придерживается и глава Аюского сельского поселения Мензелинского муниципального района Татарстана Айрат Галимов, ведь не зная местной специфики невозможно оперативно решить местные вопросы Чтобы работать эффективно, необходимо знать свою территорию не только по статьям и отчётам.
- В нашем районе проживает почти 27 тысяч человек, половина из них — в деревнях. Мне кажется, что вероятность того, что 17 тысяч жителей обратятся к главе района со своими проблемами, крайне мала. Это нереально. Тут куда логичнее обратиться к местному руководителю. Меня устраивает уже сложившаяся в Татарстане система. Ко мне приходят люди со своими проблемами, и я стараюсь им помочь. Если же не получается решить проблему самостоятельно, то я обращаюсь к вышестоящим органам. Мы всегда действуем сообща, и если что-то не получается, мы знаем, как найти общий язык с районным руководством, - считает Галимов.
Сейчас сельские поселения получают поддержку от государства, республики и района. А местные могут сосредоточиться на более важных делах.
- Глава поселения - это человек, который должен быть патриотом своего села. Не каждый может работать на этой должности, потому что нужно быть преданным своему поселению. Если у меня что-то не получается, я могу не спать ночами в поисках решения проблемы. Но рано или поздно решение приходит. Для нас деревня - это наша малая родина. Я, к примеру, вырос в этом селе и уже шестой год работаю в должности главы поселения. До этого директором школы работал, - рассказывает глава Аюского сельского поселения.
«Не существует неразрешимых задач»
Помимо законодательных рисков, сельские поселения сталкиваются с «естественными» вызовами, такими как сокращение количества деревень и текучкой рабочих кадров. Однако решение может быть найдено в развитии туризма и государственной поддержке.
- Раис Татарстана сам заинтересован в сохранении деревень. Если на высшем уровне к этому вопросу относятся так же, как и мы, то есть надежда, что деревни сохранятся. Однако, к сожалению, малые деревни, скорее всего, исчезнут. У меня есть карта, которая была составлена около ста лет назад. На ней видно, что рядом с нашим поселением было 15-16 деревень, а сейчас осталось только 10, - сетует Галимов.
В Мензелинского муниципальном районе, как подметил спикер, начали разрабатывать туристические маршруты. Ведется и активная разработка других точек притяжение туристов. Но проблему дефицита рабочих рук планируется решать при поддержке Татарстана.
- Конечно, у нас есть текучка кадров, потому что зарплата не такая высокая, как в городах. И люди действительно уезжают туда из-за более выгодных условий, особенно молодые ребята. Надо находить эффективные способы завлекать молодежь, к примеру, деревенским туризмом, он сегодня в моде. А также создавать рабочие места с достойной оплатой, и тогда, глядишь, тренд изменится к лучшему. Не существует неразрешимых задач, - пояснил Галимов.
Главы сельских поселений не теряют надежды и совместно ищут наиболее эффективные пути решения актуальных проблем. Важно, что теперь выбор в вопросе муниципального управления остаётся за республикой.